Программа "Подготовка дошкольников к школе в среде ФГОС"
статья по теме

Шереметова Евгения Юрьевна
Курс для детей 6-6,5 лет
84 учебных часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-_podgotovka_doshkolnikov_k_shkole.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности.

Данная программа позволяет успешно подготовить ребенка к школе, избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребенка в процессе обучения письму, чтению, математике.

Программа подготовки к школе актуальна, т.к. направлена на то, чтобы дети чувствовали себя комфортно в процессе обучения. Легче вошли в новые для них условия, быстрее адаптировались. Чтобы процесс познания был в радость, т.к. успех в учении вдохновляет ребенка на новые успехи.

Цель программы:

подготовить ребенка физически и психологически к освоению школьной программы.

Для достижения данной цели предстоит решить следующие задачи:

  • развивать фонематический слух детей: совершенствовать умение различать на слух все фонемы родного языка изолированно и в звуковом окружении;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, ручкой, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховых и т.д.;
  • развивать абстрактное мышление детей, формируя навыки работы со знаками (буквами и цифрами) – символами;
  • развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику, аналитическое мышление, творческие способности;
  • воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность;
  • воспитывать любовь и уважение к родному языку: его богатству, красоте, гармоничности;
  • создавать условия для формирования у детей устойчивой мотивации, вызывая чувство удовлетворения от работы.

Отличительная особенность программы: занятия проводятся в форме игры, которая является ценным средством воспитания умственной активности детей, активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания.

В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, помогает в процессе обучения сформировать у детей «готовность к школьному обучению», включающую:

  • развитие речи;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • развитие произвольности, т.е. ребенок должен научиться действовать в соответствии с принятым намерением;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие мелкой моторики;
  • сформированность внутренней позиции школьника.

Курс рассчитан на детей 6-6,5 лет

84 часа учебного времени

3 занятия по 25 минут с 10 мин. перерывом

1 раз в неделю

Направления работы

Образовательная деятельность

Работа с родителями

  1. Развитие речи.
  2. Подготовка руки к письму.
  3. Формирование материальных представлений.
  1. Родительское собрание 1 организационное.
  2. Консультации для родителей 1 раз в месяц.
  3. Открытое занятие (март).
  4. День открытых дверей (апрель).

Развитие речи

Занятия, №

Задачи

1-5

13, 23, 25, 27

Ознакомление детей с природными изменениями, жизнью животных и птиц.

1, 3, 9

Составление описательных рассказов по игрушкам и картинкам.

20, 23

Пересказ литературных произведений.

6, 11, 14, 21, 23

Творческое рассказывание

6, 17, 25

Составление рассказов по картинке.

15, 16, 17

Я – человек. Линия жизни.

1-5, 23, 25, 27, 28

Решение противоречий.

4, 22, 27

Моделирование.

4, 24, 25, 27

Знакомство с линейной системой.

7, 12, 13, 16, 19

Школа безопасности. Нравственное воспитание.

  1. Лето, лето, скажи нам, где ты?
  2. День год кормит.
  3. Осень золотая.
  4. Почему улетают птицы.
  5. Почему грустит щенок.
  6. Пересказ венгерской сказки «Два жадных медвежонка».
  7. К нам гости пришли.
  8. Сравнение и описание предметов.
  9. Составление сказок.
  10. Сказка за сказкой.
  11. Путаница (особенности времен года).
  12. Огонь – друг, огонь – враг.
  13. Что такое хорошо и что такое плохо.
  14. Вот такой снеговичок!
  15. Я – человек.
  16. Я – человек.
  17. Я – человек.
  18. Сказка наоборот.
  19. Рисуем музыку.
  20. Пересказ сказки «Лиса и козел».
  21. Весна пришла.
  22. Путешествие в страну цветов.
  23. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания».
  24. Хлеб всему голова.
  25. Живые картинки.
  26. Человечек «Разреши противоречие».
  27. На лесной полянке.
  28. Знайкина школа.

Подготовка руки к письму

Занятия, №

Основная тема

1-9

Печатные буквы

10-15

Пишем сами

16-19

Графические узоры

20-28

Основные элементы прописного письма

  1. Вводное занятие. Пр-к первой тетради.
  2. Основные элементы печатных букв.
  3. Печатные буквы из вертикального прямоугольника.

П, Н, Г, Е, Ц

  1. Печатные буквы из квадрата.

Ш, Щ, М, Т, Ы

  1. Печатные буквы с наклонными элементами.

Л, А, И, У, Х

  1. Печатные буквы из кругов.

О, Э, С, Ю

  1. Комбинированные печатные буквы.

Р, Ф, Б, Я, В, З

  1. Комбинированные печатные буквы.

Ч, Д, К, Ж, Й

  1. Печатные буквы. Обобщение.
  2. Печатание слогов.
  3. Печатание простых слов.
  4. Фонематический диктант.
  5. Печатание простых слов. Имена.
  6. Печатание слов и предложений.
  7. Печатание слов и предложений.
  8. Рисование геометрических фигур.
  9. Графические диктанты.
  10. Графические диктанты.
  11. Графические диктанты.
  12. Рисование кругов и овалов.
  13. Рисование «волшебных» линий и спиралей.
  14. Тетрадь в косую линию.
  15. Точка и наклонные линии разных размеров.
  16. Крючки сверху вниз.
  17. Крючки снизу вверх.
  18. Крючки разных размеров.
  19. Крючок с подъемом большой и маленький.
  20. Диктант из разных элементов.

Формирование математических представлений

Занятия, №

Тема

1-3

Основные свойства предметов:

цвет

форма

размер

материал

Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

4-6

Квадрат, круг, треугольник, прямоугольные цепочки.

Счет предметов.

7-10

Счет предметов. Сравнение предметов. Поиск закономерностей.

11-15

Совокупность предметов и фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку.

16-17

Сравнение совокупностей. Сложение, вычитание.

18-20

Часть и целое.

Сравнение.

Счет прямой и обратный.

21-24

Пространственно-временные отношения.

Порядок.

25-28

Число и цифра.

Отношения: длиннее, короче, одинаковые.

Понятие: столько же.

Литература, используемая учителем:

  1. А. Узденкова «Звукарник», Екатеринбург, 1998 г.
  2. А.Е. Белая «Пальчиковые игры», М., «Астрель», 2006 г.
  3. Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов «Развитие логического мышления детей», ТОО «Горинго», 1995 г.
  4. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Пальчиковая гимнастика», М., АСТ «Астрель», 2006 г.
  5. Г.А. Фалькович «Развитие речи», М., «Вако», 2007 г.
  6. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учитесь правильно говорить», М., 1995 г.
  7. В. Волина «Занимательная математика», СПб, «Дидактика», 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья по теме"Проблемы преемственности в условиях подготовки дошкольников к школе"

В статье рассмотрены основные проблемы, возникающие во время переходного периода дошкольников в период подготовки к обучению в начальном звене....

Организация здоровьесберегающей среды в условиях сельской школы в рамках ФГОС

•Пробуждать в детях желание заботиться о своем здоровье (формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью);•Формировать установки на использование здорового питания;•Развивать потребност...

Влияние нетрадиционных техник и материалов изодеятельности на подготовку дошкольников в школу.

«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслажд...

Психологическая готовность дошкольника к школе

Основные показатели готовности ребёнка к школе....

Образовательная программа по подготовке дошкольников к школе "Калейдоскоп знаний"

Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обуславливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют состо...

Программа для подготовки дошкольников к школе "По дороге в 1 класс"

Программа подготовки дошкольников к школе "По дороге в 1 класс". Программа состоит из блоков: психология, чтение и развитие речи, математика. Занятия проводятся учителем, учителем - логопедом, учителе...

Подготовка дошкольников к школе в контексте подготовки к ФГОС

Материал для развития произвольного внимания, зрительной памяти, активации глагольного словаря....