НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Обутова Александра Васильевна

Поисковое поведение способствует получению представлений об окружающем мире, делает богаче жизненный опыт человека. Поэтому важное значение имеет организация в школе научно-исследовательской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obutova_opyt_raboty.docx86.86 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯC:\Users\Учитель\Desktop\фото учителей\Учителя СОШ17 (142).jpg

Обутова Александра Васильевна, учитель начальных классов

Поисковое поведение способствует получению представлений об окружающем мире, делает богаче жизненный опыт человека. Поэтому важное значение имеет организация в школе научно-исследовательской деятельности. Такая работа помогает наладить общение детей и взрослых, дает толчок для самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей обучающихся.

Исследовательская деятельность развивает умение работать с информацией, формирует исследовательский стиль мышления. Особенно это важно для учащихся младших классов, так как именно на этом этапе учебная деятельность приходит на смену игровой и становится ведущей.  

Для организации научно-исследовательской работы я использую внеурочную деятельность - кружок «Я исследователь». Предметы, которые служат опорными – литературное чтение и «Окружающий мир».

В первом классе на уроках использую такие приемы: учебный диалог, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование, игры-занятия, определение ребенком его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Второй класс больше ориентирован на учебную дискуссию, наблюдения по плану, мини-исследования, экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. И здесь мы постепенно от фронтальной работы начинаем переходить к индивидуальной самостоятельной деятельности.

В третьем и четвёртом классе увеличивается сложность учебно-исследовательских задач, процесс образования переориентируется на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов. На этом этапе обучающиеся проводят мини-исследования, участвуют в уроках-исследованиях, коллективных исследовательских работах. Учатся проводить наблюдение, анкетирование, эксперимент.

Для того, чтобы ученики смогли проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт проводятся внеклассные занятия. Дети работают в группах, парах, индивидуально, также привлекаются родители.Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.

Особенно интересно детям участвовать в акции «Мой первый проект». Обучающиеся выбирают тему собственного мини-исследования (или эксперимента), проводят работу, готовятся к защите.

Элементы исследования использую на уроках и во внеурочное время. Во время экскурсий детям нравится играть в игру «Следопыт». По условиям которой нужно по одному листу или плоду дерева или кустарника найти их. Дети находят объект, называют его и делятся своими познаниями об этом растении. Важно, чтобы дети смогли самостоятельно найти сходство и обосновать выбор растения. После этого им надо доказать по каким признакам им удалось их определить. И вторым этапом, если им совершенно не удастся найти, разрешается обратиться за помощью к одноклассникам, к родителям, к учителю. Уже дома учащиеся находят более подробную информацию, которой делятся на уроках «Окружающий мир».

Хорошие результаты дает такая форма организации исследовательского обучения, как экспресс-исследование. Например, учащиеся получают индивидуальные или групповые задания для эмпирических исследований, например: «Какие перелетные птицы пролетают через нашу республику», «Какие цветы растут у нас во дворе», «Насекомые, которые я видел летом», «Основные признаки … » и др. Возможны и теоретические и фантастические экспресс-исследования. Например, «Транспорт будущего» (изобразить и описать), «А что было бы, если …» (фантастические рассказы), «Наш город через сто лет» и т.д.Теоретические экспресс-исследования технически сложны, но и продуктивны, и многие из них осуществляются на основных предметных дисциплинах.

Таким образом, учащиеся приобретают определенные исследовательские умения, что готовит их в конечном итоге к написанию собственных работ. Так, если посмотреть на практику работы, учащимися моего класса в течение трех лет было представлено на школьный конкурс десять исследовательских работ. Выбор темы для исследования исходит только из собственных интересов и желания ребенка. Из этого следует, что исследование носит свободный характер, рассматриваются вопросы, не касающиеся учебной программы.

Проследим, как была выбрана тема учеником моего класса Ивановым Прокопием. Писали работу достаточно долго. Сначала был составлен план работы, затем подбор и анализ литературы, были найдены сайты, где можно было получить более детальную консультацию по созданию мультфильма. Безусловно, работа велась совместно с родителями. В ходе работы осуществлялись простейшие наблюдения, проводился эксперимент. Результаты зафиксированы и отображены в виде презентации и письменной работы.

В прошлом учебном году в связи с празднованием 60-летия Победы в ВОВ была организована исследовательская работа «Мой прадедушка». Один из уроков русского языка был посвящен сочинению «Спасибо Вам, ветераны», это стало поводом, подтолкнувшим к исследованию. Группу ребят заинтересовало: а кем служил мой прадедушка в Великую Отечественную войну? Учащиеся написали работу «Вклад моей семьи в Великую Победу». В этой исследовательской работе приняла активное участие половина класса, а другая половина класса оказалась озадачена незнанием своих предков, своих корней. В итоге четверо выступили в школьной конференции, а Саша Соловьев в городской конференции.

Таким образом, форм и методов организации исследовательской деятельности достаточно много. А их выбор, применение целиком зависят от творчества и желания учителя. Значит, выбор за нами, дорогие коллеги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации по организации научно – исследовательской деятельности учащихся»

«Методические рекомендации по организации научно – исследовательской деятельности учащихся»...

Научно-исследовательская деятельность учащихся.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследователь...

Формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы.

Статья посвящена  организации проектной деятельности в начальной школе. Рассматриваются особенности позиции педагога в организации этой деятельности как руководителя, организатора и участника. Со...

Формирование толерантности средствами научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы (на примере МБОУ "Гимназия№5",г.Северобайкальск

Формирование толерантности  средствами научно - исследовательской  деятельности учащихся начальной школы (на примере МБОУ Гимназия №5 г. Северобайкальск) «Какое наслаждение вопроша...

Инновации в учебной, воспитательной и научно-исследовательской работе с учащимися

Инновации в учебной, воспитательной и научно-исследовательской работе с учащимися. Инновационность все в большей степени становится характеристикой образовательных  систем. Жизнь ставит пере...

2.3. Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по английскому языку

Муниципальный конкурс творческих проектов на иностранном языке «Моя любимая книга», 2019 г.Муниципальный, VII муниципальная конференция научно-исследовательских работ  обучающихс...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...