Статья "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ АСПЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
статья

Геворгян Ангелина Сергеевна
Мы живем в мире, где, вытесняя привычное, постоянно рождается новое – новые виды техники и технологии, новые способы коммуникаций и обработки информации и многое другое. Современный человек не просто пользователь достижений научно-технической революции, а ее непосредственный участник и движитель. В настоящее время, мы отдаем большое предпочтение коммуникативным технологиям, забывая при этом, что можно внести свой вклад и свои идеи в разработку проектной и исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ АСПЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Геворгян Ангелина Сергеевна, учитель начальных классов

          «…великая проблема подобна драгоценному

камню, - тысячи проходят мимо, пока,

наконец, один не поднимет его».

Ф. Ницше

                Мы живем в мире, где, вытесняя привычное, постоянно рождается новое – новые виды техники и технологии, новые способы коммуникаций и обработки информации и многое другое. Современный человек не просто пользователь достижений научно-технической революции, а ее непосредственный участник и движитель. В настоящее время, мы отдаем большое предпочтение коммуникативным технологиям, забывая при этом, что можно внести свой вклад и свои идеи в разработку проектной и исследовательской деятельности. Данная проблема касается не только взрослого поколения, а также и подрастающего. Хочется сказать, что формирование творческого исследовательского потенциала личности необходимо сегодня каждому человеку, а не только специалисту, и формировать подобный стиль мышления необходимо как можно раньше.

              В настоящее время школа для учащихся - это мир творчества, появления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, дать ему возможность раскрыть свой потенциал и способности [6]. Поэтому хотелось, чтобы каждый знал, что организация проектной и исследовательской деятельности крайне необходима обучающимся.

            Проектное направление работы имеет общую проблему, цель, согласованные методы и направлена на формирование у обучающихся определенной системы интеллектуальных и практических компетенций.              

             Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Целью метода проектов является развитие самостоятельной, творческой активности учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений [4]. Этот метод направлен на развитие коммуникативных навыков. В нем сочетаются индивидуальная, самостоятельная форма работы учеников с групповыми занятиями.

             В федеральном государственном образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. В результате востребованной становится организация исследовательской деятельности обучающихся [2].

            Научная деятельность – это деятельность, направленная на: получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач развития общества, экономики, а также их технологической базы.

            Научное исследование – это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах [1, стр. 6-7].

            Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности [5].                             

           В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность обучающихся российской школы занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:                                                                                               - развитие творческих способностей обучающихся и выработка у них исследовательских навыков;                                                                                                                                       - формирование аналитического и критического мышления обучающихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;                                                                            -выявление одарённых обучающихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;                                                                                                                                                     -воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;                                                     - помощь в профессиональной ориентации;                                                                                          -самоутверждение обучающихся благодаря достижению поставленной цели [3].

          Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата.  В образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении обучающимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

         За все свое время обучения в школе, колледже я неоднократно принимала участие в проектной, а также научно-исследовательской  деятельности. Проживая в своем поселении, мне довелось принять участие в изучении исторически - сложившегося и образовавшегося при таянии ледника озеро «Моховатое», которое является заповедным местом Грайворонского района. Узнать о растительности заповедника, а также защитить свою работу на международном форуме «Нежеголь» в 2012 году. Также мне довелось писать и защищать курсовую работу по внеурочной деятельности «Организация экологической тропы во внеурочной работе (эколого-биологическая деятельность)». Моя жизнь насыщена участиями в различных проектных мероприятиях, поэтому я считаю, что внедрение в обучение научно - исследовательской и проектной деятельности крайне необходима для обучающихся. Мне кажется, что вовлекая обучающихся в такие работы, перед ними откроется новый мир, каждый сможет попробовать свои силы, раскрыть творческие и исследовательские способности.  

             

                                  СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:    

1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский.- 8-е изд. стер.,- М: Издательский центр «Академия», 2013.- 128с.                                                  

2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/10/08/issledovatelskaya-deyatelnost-0                                                                                                                                                                                                                    

3. http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/02/05/nauchno.docx                                                                                  

4. http://pandia.org/text/77/105/1508.php                                                                                                                            

5. http://stupeni.399sch.ru/?page_id=2

6. http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/1996-ek-kultura21.http://studme.org/120906134178/ekologiya/formirovanie_ekologicheskoy_kultury


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей учащихся

В своей работе обращаю большое внимание на проектную деятельность учащихся. Рекомендации по её организации даны в примерных программах начального образовательного стандарта второго поколения. Та...

Проектная деятельность во внеклассной работе со слабослышащими учащимися

В условиях стремительно изменяющегося мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих этапов образования уч...

Проектная деятельность как основной метод развития творчества учащихся

Учебный проект "Мы - сочинители". Стихи на разные темы программы начальной школы...

Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности учащихся

Рассказывается как организовать  проектную деятельность учащихся...

Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучения учащихся.

Преобразования в обществе и изменения в Российском образовании за последние годы требуют и от педагога нового подхода к процессу обучения. Вместо усвоения учащимися готовых знаний, умений ...

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...