проектная деятельность как основа формирования коммуникативной компетенции учащихся
методическая разработка на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prektnaya_deyatelnost.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

   ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК  ОСНОВА  ФОРМИРОВАНИЯ

        КОММУНИКАТИВНОЙ  КОМПЕТЕНЦИИ  УЧАЩИХСЯ  

                                                                                 Малашкина Е.Г.

                                                                      МКОУ  Курловская  СОШ  №2

                                               

                                                   ВВЕДЕНИЕ  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится повышение качества образования,  использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации.

      На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск. Это и стало основополагающей идеей моей работы.

                              Цель моей работы:  создание условий  для:

  * формирования и развития  ключевых компетентностей школьника: учебно-познавательных,     информационных, коммуникативных, ценностно-смысловых;

* исследовательского поведения учащихся,

 * вовлечения их в активную проектно-исследовательскую деятельность.

          Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

* выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность формирования у  учащихся исследовательской деятельности, как основы формирования ключевых компетентностей;

* апробировать комплекс приёмов и методик формирования у  учащихся ключевых компетентностей в результате проектно-исследовательской деятельности.

               

                                           Актуальность выбора темы

          В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и  возможности овладения ими.

              Глава I.       КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ  

       & 1.     Исследовательская  деятельность – как эффективный способ формирования     коммуникативных компетенций.                                                                                                                                                                    Методов  и способов формирования ключевых компетенций школьников существует много, но собственная исследовательская практика ребёнка, бесспорно, - один из самых эффективных.

          Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем  это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение..

         Как известно возраст 6-12 лет - очень важный период развития ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду,поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.  

                                        & 2.      Характеристика компетенций .    

                                                       Ключевые компетенции - это умения и навыки в любой области деятельности.

     Компетенции для ученика - это образ его будущего, ориентир для освоения. В  период обучения у него формируются те или иные составляющие этих "взрослых" компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения.                                                                                                                                  В результате работы по этой теме, я предполагаю формирование следующих ключевых  компетенций:

   * Учебно-познавательные: (в сфере самостоятельной познавательной и общеучебной деятельности)

     * Информационные      - Владение современными средствами информации  и информационными технологиями;

     - Умение найти, проанализировать и отобрать необходимую информацию, её преобразовать,   сохранить и передать.

* Коммуникативные: (способы взаимодействия с окружающими людьми)

* Ценностно-смысловые:

    - Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;

   - Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий,

  - Уметь принимать решения, самоопределение ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

    *Общекультурные компетенции:                                                                                                                         -     Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;  -  духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

     *Социально-трудовые компетенции:                                                                                                     -   Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи.    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

          Под коммуникативными действиями  в современной дидактике понимаются те действия, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

     Я считаю, что младший школьный возраст является благоприятным для формирования  коммуникативных компетенций. На начальном этапе обучения  индивидуальные успехи ребенка впервые приобретают  социальный смысл, поэтому от учителя во многом зависит успех развития мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащихся.

     Как показала практика работы, наиболее благоприятными предметами для развития коммуникативных компетенций  являются  литературное чтение, окружающий мир, русский язык, математика, технология, риторика.  

     К сожалению, в педагогике нет практической системы формирования коммуникативной успешности детей, поэтому организация  такой работы – серьезная и непростая работа.

                      &  3.    Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах

       Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс  обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.  Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой.  Как  организовать учение через желание?

 Ребёнок  любознателен,  то есть  ему всё  "любо  знать",  всё  интересно,  всё хочется потрогать, попробовать,  изучить  устройство  и  принцип действия.  Это  ли  не  ясно  выраженные  врожденные  исследовательские  качества?  

    Дети  младшего школьного возраста по  природе своей исследователи  и с большим интересом  участвуют в различных  исследовательских делах.  Успех исследования во многом зависит от его организации.  Организуя  учебно-исследовательскую деятельность  младших школьников,  необходимо следовать  методологии.  Поставленная проблема  и  обозначенная тема  должны  быть актуальными  для ребенка,  исследовательская  работа  должна выполняться им добровольно  и быть обеспечена  необходимым  оборудованием,  средствами и материала.

                            ГЛАВА II.         ТЕХНОЛОГИЯ  ОПЫТ

  Как показала практика работы, проектная деятельность во многом способствует формированию  ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий;

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения  можно формировать с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

    Учитывая то, что  что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с добытой информацией, а  главный смысл настоящего исследования – найти знания самостоятельно, учащимся  в ходе проектной деятельности предлагались   допустимые  методы исследования:

- подумать самостоятельно;  прочитать книги о том, что используешь; познакомиться с фильмами по этой проблеме;  найти информацию в сети Интернет;   спросить у других людей;   понаблюдать;  провести эксперимент.

           Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. О своем проекте ученик  рассказывает, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, показывает  преимущества выбранного способа.  Все это учит ребенка взаимодействовать с окружающими, корректно вести диалог, учит общению со сверстниками и взрослыми, принимать действия в различных ситуациях, умению искать выход и находить компромисс.

    Примеры презентационных проектов, направленных на формирование коммуникативных компетенций, использованных  в работе с учащимися 1 – 2 классов:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа);   деловая игра;  диалог исторических или литературных персонажей;  защита на Ученом Совете;  иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций ;  научная конференция; отчет исследовательской экспедиции;  пресс-конференция;   путешествие;  реклама;   ролевая игра;  соревнования;  спектакль;  спортивная игра; телепередача;  экскурсии.

  Нельзя не отметить особый вид проектов, направленных на формирование коммуникативных компетенций – совместные проекты с родителями.  В основу таких проектов положена проблема, решать которую предстоит и детям, и родителям, и учителю, в результате чего объединяются знания, опыт, творческие способности каждого участника проекта. Все участники учатся взаимодействовать, находить выход из проблемной ситуации, учатся слушать, слышать и понимать друг друга, учатся видеть и ценить профессиональные умения и навыки своих родителей, приобретая при этом бесценный опыт.

                          Виды проектов, выполненные учащимися  2 класса:

Исследовательские  - « О чем рассказывает  герб» ( ученица 2 класса Агафонова  Лиза – участник районного конкурса ),  «О чем говорили наши бабушки?»

Творческие  - «Мы и космос» , « Сочинялки» , «Письмо Деду Морозу».

Межпредметные – «Народный костюм»

Монопроект -«Мое любимое число»

Социальный – портфолио «Моя семья» ( проекты: « Что в имени моем», «Знакомьтесь: мои папа и мама», «История одной фотографии», «Знакомьтесь: мои бабушка и дедушка», « Генеалогическое дерево «, «Семейные традиции и праздники», «Праздники моей бабушки(прабабушки)».)

                                            Заключение

                     Работа в данном направлении продолжается , но уже сейчас  можно сказать, что в ходе подобной работы  у учащихся  развиваются  личностные, познавательные, регулятивные  учебные действия.  Во всех проектах происходит развитие  коммуникативной компетенции, развитие навыков самопрезентации:

    - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми;

    - вступать в диалог, задавать  вопросы, вести дискуссию и т.д.

    - Умение находить компромисс;

    - Умение уверенно держать себя во время выступления;

    - артистические способности;

    _ навыки монологической речи;

    - умение отвечать на незапланированные вопросы.

   Сравнительный анализ полученных данных позволяет с уверенностью предположить, что проводимая проектная деятельность  оказала стойкое положительное  влияние  на формирование у учащихся основных компонентов личностной компетентности.  

 

                                    Список литературы.

1.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2005.

3.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

4.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

5.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 19

7.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

 

         

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагогической деятельности тема: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся 1 ступени через проектную деятельность»

Основной проблемой образования на современном этапе становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которог...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»

Одной из главных задач  работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к  чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как основа формирования ключевых компетенций учащихся

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные, т.е. самостоятельные, познающие, умеющие жить среди людей....

Формирование устной и письменной речи как основа формирования коммуникативных компетенций.

Выступление по теме: "Формирование устной и письменной  речи, как основа формирования коммуникативных компетенций"....

информационная карта инновационного опыта " Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности"

Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность, способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.    Результаты моей деятельности по формированию коммуника...