Главные вкладки

    Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу
    статья на тему

    Лукашова Елена Николаевна

    Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребенка формируются новые личностные качества, которых до этого у него не было.  Моментом завершения детской учебно-исследовательской работы должно являться не только индивидуальное признание ее завершенности учителем, а непременно публичное представление и коллективное обсуждение.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации

    по подведению итогов проектной деятельности

    и представлению итогов

    проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

    Лукашова Елена Николаевна,

    учитель начальных классов

    НОУ СОШ «Светлые Горы»

    2014 г.

    Доклад

     на школьном методическом объединении

    учителей начальных классов

    « Если ученик  в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он будет только подражать, копировать».

    Л.Н.Толстой

            Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Ранее главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

     Практика доказала эффективность использования проектного метода в обучении младших школьников. Чем же хорош метод проекта? Во-первых - это один из методов проблемного обучения; во-вторых, проектная деятельность охватывает различные области знаний, а значит, возможна интеграция предметов;в-третьих, в проекте могут принимать участие не только дети, но и члены семьи, а это способствует повышению познавательной активности учащихся.

         В основе проектной деятельности лежит системно-деятельностный подход, что позволяет реализовывать задачи Федерального Государственного Образовательного Стандарта и обеспечивает:

    -воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

    -переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

    -ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

    -признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

    -учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

    -обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

    -разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

    -гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

       Опыт актуален, так как позволяет формировать у ребёнка ключевые компетентности:

    коммуникативность;

    мобильность;

    ответственность;

    самообразование;

    интеллектуальность;

    креативность и любознательность;

    критическое и системное мышление;

    взаимодействие и сотрудничество.

           Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребенка формируются новые личностные качества, которых до этого у него не было (рефлексивные, коммуникативные, творческие способности и др.).

    Любая учебная работа ребенка, и учебно-исследовательская не является исключением, должна быть доведена до результата. Для настоящего творца-исследователя окончание одной работы это лишь начало следующей, понимая это, тем не менее, надо стремиться к фиксации моментов завершения творческих проектов детей и каких-то цельных частей детских исследований. В воспитательном отношении недопустимо бросать дело на полпути.

    Моментом завершения детской учебно-исследовательской работы должно являться не только индивидуальное признание ее завершенности учителем, а непременно публичное представление и коллективное обсуждение. Для подведения итогов исследований в научном мире взрослых разработано множество специальных форм: семинары, конференции, симпозиумы, защиты и др.

    Методика организации и проведения защиты итогов детского исследования и проектирования.

    Одним из самых важных в методическом отношении этапов реализации исследовательского и проектного обучения является защита детских исследовательских работ и творческих проектов. Этап «защиты» выполненной исследовательской работы или реализованного проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Итоги защиты выступают важным фактором, формирования мотивации исследовательского поведения ребенка.

    Информирование об итогах собственных творческих изысканий - попытка обучить этому других. «Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль  Я.А. Каменского, пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая, эту закономерность ребенок, изучивший, что-либо в результате собственных исследований, обычно стремится рассказать об этом другим. Часто оказывается, что сообщить об усвоенном, важно не столько для того, кому адресовано сообщение, сколько для того, кто рассказывает.

    Важно, чтобы каждый ребенок понял, что о выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита итогов исследования и подготовленного творческого проекта должна быть «публичной», с привлечением, как  авторов других работ, так и зрителей. Это могут быть: школьники из других классов, учителя, родители, гости школы. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку  зрения.

    Планирование защиты детских исследовательских работ.

    Одной из первых задач, возникающих при проработке проблемы защиты детских работ, является проблема периодичности организации этих мероприятий. Зачастую педагогу хочется непременно четко спланировать - когда будет проводиться защита детских работ. Затем вписать этот срок в свои планы, и далее ни при каких условиях от намеченных дат не отступать. 

    При планировании сроков защиты детских исследовательских работ следует учитывать, что мы имеем дело с творческими продуктами разных детей. Один принесет «готовую», полностью завершенную, с его точки зрения, работу через одну-две недели, другому потребуется на это несколько месяцев. Сроки зависят от темперамента, особенностей характера, уровня подготовленности ребенка, и, конечно, от предмета исследования. Если материал по созданию военного супервертолета можно собрать за неделю, то изучение поведения воробьев может растянуться на долгие недели и даже месяцы.

    Вот ряд закономерностей, которые часто можно наблюдать в практике:

     -чем более подготовлен и интеллектуально одарен ребенок, тем больше времени он обычно тратит на проведение исследования; - чем экспрессивнее, экстравертированнее ребенок, тем стремительней он завершит работу;

    - чем больше в теме нереального, фантастического, тем быстрее она реализуется детьми;

    -чем больше материалов по изучаемой проблеме способен найти ребенок (в «центре обогащения содержания образования»), тем более продолжительными будут сроки его исследования;

    -чем больше детей участвует в выполнении одной работы (в случае если работа выполняется коллективно), тем больше срок ее создания.

    Опыт показывает, что для того, чтобы защита как праздничное мероприятие была зрелищной надо, чтобы в один день защищалось не более 5-6-ти детских исследовательских работ или творческих проектов. Большее количество сообщений учащиеся даже старших классов не воспримут физически. Нет никакого смысла превращать такое увлекательное дело как защита детских исследований в истязание детей и приглашенных участников-зрителей.

    Поэтому устанавливать срок защиты надо по мере готовности в классе 5-6 работ. Если ребенку, выполнившему свою работу, придется долго ждать защиты, он вполне может «перегореть», потерять к ней всякий интерес и в дальнейшем заинтересовать его аналогичной работой будет крайне сложно. Итак, первый этап – определение срока защиты мы прошли. Намечено время защиты первых 5-6-ти детских работ.

     Проведение защиты.

    Надо стараться проводить защиту как праздничное мероприятие. Заранее определяется ведущий. Он является членом жюри и одновременно определяет порядок ведения работы.

    Перед началом проводится жеребьевка и определяется порядок докладов. Затем каждый исследователь или группа, представляющая одну работу, выходят на трибуну, делают свой доклад, отвечают на вопросы. После чего их оперативно сменяет следующие участники.

    Каждый исследователь, а если исследование проводилось коллективно, то группа исследователей, получают 5-7 минут на доклад о своей работе. Им необходимо представить самую важную информацию о проделанной работе, продемонстрировать подготовленные схемы, чертежи, макеты, рисунки. Опыт показывает, что этого времени оказывается вполне достаточно.

    Затем начинается еще один важный этап – ответы на вопросы. Право задавать вопросы имеют все присутствующие. На школьной конференции рекомендуется проводить защиту во второй половине школьного дня – чтобы правом в ней участвовать пользовались все школьники без исключения. Многие из них настолько хорошо осваивают искусство задавать вопросы, что могут «утопить» и, к сожалению, значительно реже «поддержать», своими вопросами любого докладчика. Жюри необходимо дать задание внимательно следить за вопросами и по итогам защиты следует отметить не только тех, кто хорошо представил свои работы, но и тех, кто задавал умные интересные вопросы по существу дела. Время «вопросов и ответов» необходимо ограничить. Сделать это может ведущий. Обычно это делается за счет снятия повторяющихся и малосущественных вопросов.

     Как оценить итоги детских исследований?

    Самым ответственным и сложным моментом в работе жюри является оценка детских работ. Рассмотрим два варианта этой работы. В практике различных конкурсов используются оба. Первый – «ранжирование детских работ», используется на первых этапах, когда дети только включаются в собственную исследовательскую работу, второй - «деление работ по номинациям» целесообразнее использовать с детьми, имеющими опыт проведения собственных исследований.  

    В первом варианте каждый член жюри получает бланк для отметок, с четко прописанными критериями. Пример такого бланка представлен в таблице 1. В ходе защиты надо просто поставить отметки по трех (пяти-, или семи бальной) шкале. Победитель выявляется по результатам среднеарифметических расчетов.

    Второй вариант – «оценка по номинациям». Ранжирование часто приносит вреда больше, чем пользы. Так разные исследовательские работы детей часто нет возможности распределить по местам – первое, второе … шестое. Каждый участник старался и сделанное им отличается от других лишь по содержанию, но не по качеству. В этом случае будет лучше, если жюри проявит собственную креативность и (пока идет защита) введет ряд номинаций. Например: «за самую оригинальную тему», «за самое оригинальное решение проблемы», «за высокую наблюдательность», «за лучший эксперимент», «за лучший доклад», «за самую глубокую проработку проблемы» и др. Таким образом, мы создаем возможность, не ранжируя авторов, наградить, отметить и поддержать каждого.

     Презентация детской работы.

    В каком виде представляются на конкурсы детские работы? Этот важный вопрос естественно возникает у каждого потенциального участника и его руководителя.

    Если конкурс ориентирован на детей дошкольного и младшего школьного возраста, то от участников не ждут текстов докторских диссертаций. Скорее жюри захочет увидеть пусть еще маленьких, но заинтересованных исследователей.

    Тем не менее, творческий подход авторов и их руководителей к исследованию должен позволять при этом выполнить представление работы в соответствии с элементарными требованиями.

    К их числу относятся:

    -работа должна быть представлена так, чтобы исследовательские усилия        и достижения автора были освещены в максимально полном объеме;

    -представляемый материал должен быть хорошо структурирован, для этого его следует изложить ясно, стройно, логично и доказательно;

    -презентация должна быть наглядной, аппаратура для проведения собственных опытов, рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, фильмы, макеты      не обязательны, но могут быть очень полезны. Также не будут лишними: таблицы, графики, схемы, карты и др. При подготовке всего этого просим учесть, что жюри предъявляет к этим материалам еще одно важное требование – все это должно быть выполнено самим ребенком;   

    -автор должен не только свободно владеть материалом, но и быть готовым к защите своих идей.

     Формы представления результатов могут быть любыми, на которые способен ребенок при минимальной помощи со стороны взрослого. Опыт показывает, что часто, оказывается неважно, предлагает ли автор компьютерную презентацию или собственный текст, написанный от руки (иногда с характерными детскими ошибками); красивый макет, аккуратный чертеж или наспех сделанный рисунок. Подлинно ценным становится то, насколько глубоко он погружен в проблему, как много сведений он сумел почерпнуть из собственных изысканий, насколько свободно владеет полученным материалом, насколько заинтересованно и увлеченно способен думать и говорить о проведенной работе. Может ли он свободно и уверено отвечать на вопросы членов жюри и сверстников.

     Работа жюри

     Оценка детских работ.

    На конкурсах исследований младших школьников жюри обычно стремится выделить и отметить подлинно детские исследовательские работы и творческие проекты, выросшие из глубинного стремления к познанию самого ребенка. Поэтому один из главных критериев оценки детских работ – самостоятельность. На высокую оценку жюри может рассчитывать лишь та работа, которая выросла из собственного желания ребенка познать новое. 

    Исследовательская деятельность и творческое проектирование младшего школьника и тем более дошкольника, требуют высокопрофессионального педагогического участия. Без этого, часто познавательная ценность детских исследований и проектов оказывается невысокой. Наибольших успехов в данной деятельности достигают не те педагоги и родители, кто делает работу за ребенка, а те, кому удается подвести его к самостоятельным открытиям новых знаний о мире. Поэтому еще один критерий оценки детских работ – познавательная ценность, полученных материалов.

    Важно, чтобы ребенок приобретал новые знания, но основной педагогический результат учебно-исследовательской работы с детьми все же не они. Главный итог учебно-исследовательской работы ребенка – развитие его познавательных потребностей, исследовательских способностей, умений и навыков самостоятельно приобретать новые сведения о мире. К ним относятся умения: видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать и т.п. Поэтому еще один блок критериев – познавательные потребности и исследовательское мастерство.

    Исследователю очень важно уметь самостоятельно мыслить, иметь разносторонние знания, обладать потребностями познавать новое и исследовательскими способностями, но итоги своего исследования надо не просто изложить другим – их надо защитить. Поэтому важной группой критериев при оценке детской работы является проявление способностей к представлению своих результатов. Особенно ценится хорошая речь, свободное владение материалом, умение аргументировано доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

    Все эти критерии отражены в рекомендуемом бланке оценок детских работ (таб. 1).

    По правилам некоторых конкурсов члены жюри могут оценивать работы детей комплексно, сразу определяя ранговое место той или иной работы, могут ставить баллы по каждому из представленных в таблице параметров, и рассчитывать на этом основании сумму баллов. При экспертной оценке иначе и быть не может. Если мы доверяем экспертам, то должны давать им возможность действовать по собственному усмотрению.

     Как оценить итоги детских исследований?

    Самым ответственным и сложным моментом в работе жюри является оценка детских работ. Рассмотрим два варианта этой работы. В практике различных конкурсов используются оба. Первый – «ранжирование детских работ», используется на первых этапах, когда дети только включаются в собственную исследовательскую работу, второй - «деление работ по номинациям» целесообразнее использовать с детьми, имеющими опыт проведения собственных исследований.  

    В первом варианте каждый член жюри получает бланк для отметок, с четко прописанными критериями. Пример такого бланка представлен в таблице 1. В ходе защиты надо просто поставить отметки по трех (пяти-, или семи бальной) шкале. Победитель выявляется по результатам среднеарифметических расчетов.

    Таблица 1.

     

    № п/п

    Ф.И. автора тема работы

    Критерии

    Итого

    Выбор темы

    Исследовательское мастерство

    Представление работы

    Способ

    ность видеть проблемы

    Познаватель

    ная ценность темы

    Наблюде

    ния

    Эксперимен

    ты

    Умозаключе

    ния и выводы

    Структу

    ра и логика работы

    Язык и стиль изложе

    ния

    Ответы на вопро

    сы

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Второй вариант – «оценка по номинациям». Ранжирование часто приносит вреда больше, чем пользы. Так разные исследовательские работы детей часто нет возможности распределить по местам – первое, второе … шестое. Каждый участник старался и сделанное им отличается от других лишь по содержанию, но не по качеству. В этом случае будет лучше, если жюри проявит собственную креативность и (пока идет защита) введет ряд номинаций. Например, «за самую оригинальную тему», «за самое оригинальное решение проблемы», «за высокую наблюдательность», «за лучший эксперимент», «за лучший доклад», «за самую глубокую проработку проблемы» и др. Таким образом, мы создаем возможность, не ранжируя авторов, наградить, отметить и поддержать каждого.

    Результативность работы над проектом.

    В результате работы над проектными заданиями, наблюдая за учащимися, учитель убеждается, что проектное обучение дает хорошие результаты воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными», развивает ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности. У учителя появляется возможность наблюдать, сравнивать, диагностировать. Причем учащиеся, увлеченные решением задачи, не подозревают, что именно диагностирует учитель.  Поскольку дети работают не на учителя, тем самым демонстрируют свои истинные предметные навыки и коммуникативные способности в полном объеме. Анализ введения метода проекта в образовательный процесс показал, что:

    - интерес к проекту зависит от степени самостоятельности младшего школьника, готовности родителей к сотрудничеству, от мотивации к выполнению проекта, конечного результата, грамотного оценивания проведенной работы;

     - одни учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап проекта, другие - этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта, третьи - презентацию. Бесспорно одно – всем нравится готовый продукт.

    - по итогам выполнения проектов учащихся выше оценивают свои возможности и способности;

    - учащиеся учатся адекватной самооценке, активнее принимают участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня.

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы проектной деятельности.

                                                                                                                               Есть успех – есть и желание учиться. В.А.Сухомлинский.

    Основным принципом оценивания является принцип индивидуального развития. Известное правило И.Г. Песталоцци гласит: «Никогда не сравнивайте ребенка с другим; сравнивать следует каждого ребенка с самим собой». Педагогическая оценка в начальной школе формирует мотивы учения, является важным инструментом влияния на личность. Она применяется как средство воспитания учащихся, формирования у них самостоятельности, организованности, добросовестности, дисциплинированности, чувства ответственности перед учителем и классным коллективом. На основе оценки создается адекватная самооценка, критическое отношение к своей успеваемости. Учителю надо помнить всегда: его оценка является для школьника регулятором личной и социальной жизни!

    Критерии оценивания работ учащихся.

    1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта.

    2. Планирование путей ее достижения.

     3. Глубина раскрытия темы проекта.

    4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.

    5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.

    6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.

    7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.

    8. Соответствие требованиям оформления проекта.

    9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности.

    10. Качество проектного продукта.

    Сами названия критериев показывают ученику, чему он должен и может научиться, в ходе и в результате работы над проектом. С помощью критериев можно описать эталон работы, учитывая возрастные возможности детей:

     - цель определена, ясно сформулирована, четко обоснована;

    - развернутый план состоит из основных этапов и промежуточных шагов по достижению цели;

     - тема раскрыта, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;

    - работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;

     - работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;

    - работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;

     - на защите проекта речь автора соответствует требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автору удалось вызвать интерес аудитории;

     - проектный продукт соответствует требованиям качества: эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям.

    Формы и способы оценки проекта.

    Оценочные суждения должны быть построены на поощрении тех шагов, которые удались ребенку, и обозначении ближайших шагов, которые необходимо сделать. Можно пользоваться памяткой:

    1) выдели то, что должен делать ребенок;

     2) найди и подчеркни то, что у него получилось;

     3) похвали его за это;

     4) выяви то, что не получилось, определи то, на что можно опереться, чтобы получилось;

    5) сформулируй то, что еще нужно сделать, чтобы получилось, что из этого ребенок уже имеет (найти этому подтверждение), чему надо научиться, что (кто) ему поможет;

    6) четкое фиксирование успехов; указывая на недостатки в работе, определить, на что можно опереться, чтобы в дальнейшем все удалось («Ты старался выполнить правильно, но не все учел. Прочти памятку еще раз и у тебя все получится»);

    7) сравнивать результаты каждого ребенка только с его же результатами: каким он был, что знал и умел и каким стал, что нового узнал, чему научился;

    8) поощрения применять от более простых видов к сложным:

    а) мимические и пантомимические: аплодисменты, улыбка, ласковый одобряющий взгляд, пожатие руки, поглаживание по голове и т.д.;

    б) словесные: «Умница», «Твоя работа может служить образцом», «Ты очень постарался сегодня, быстро и правильно справился с этим заданием»;

    в) материализованные: поощрительный приз, приз «Самой дружной семейке», значок «Лучший по проектам», «Спасибо за работу», «Самый старательный», «Магистр в проектировании» и т.д.;

    г) деятельностные: «Ты сегодня выступаешь в роли учителя», «Тебе дается право выполнить самое трудное задание»,  «Контролер выставки лучших проектов» и т.д.;

    д) «Линеечки» (Г.А.Цукерман)  - это педагогический инструмент оценки и самооценки. Они представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 - 6 клеточек. При выполнении задания рисуются 3-4 вертикальные линеечки, отдельными буквами озаглавливаем линеечки: П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т.д. ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво; в середине – не совсем правильно; внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, не соглашается – ставит крестики на другом уровне.

    Преимущества данных форм и способов оценки в следующем:

    - снижается уровень тревожности школьника;

    - развивается внутренний рефлексивный контроль;

    - стимулируется активация учебной деятельности; -

     закрепляется вера в свои силы;

     - отслеживается динамика развития ребенка.

    Оценка планируемых результатовпроектной деятельности.

    Опыт работы в проектной деятельности говорит о том, что по окончании курса учитель убедится, что работа по проектной деятельности  с самыми маленькими учениками не только возможна, но и реально полезна;

    - на примере конкретного проекта вы научитесь планировать и проводить проектную работу, как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности;

    - учитель сможет определять актуальные темы для проектной деятельности младшего школьника и мотивировать его на эту деятельность;

    - окунувшись в методику проектов, возьмёт на вооружение её эффективные элементы, сможет в дальнейшем разрабатывать как мини-проекты (для части урока), так и краткосрочные (1-2 часа) и долгосрочные проекты (недельные, на месяц – 4 часа внеурочной деятельности);

    - повысит свою профессиональную компетенцию;

    - ощутит активность участия родителей в школьной жизни ребенка.

    Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:

     - Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.

    - Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».

    - Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.

    - У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах.

    - Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.

    - Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.

    - Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.

    Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных учебных достижений.

    Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель ученика, ориентированный на демонстрацию динамики образовательных достижений ученика. Портфель содержит документы и материалы, подтверждающие достижения обучающихся 1-4 классов за определенный период обучения: таблицы результатов наблюдения,  листы самооценки, обработку и интерпретацию результатов, на основании которых заполняется сводная таблица, которая дает итоговую  оценку   планируемых результатов освоения программы, результаты участия конкурсов различного уровня, похвальные грамоты и благодарности.

    Важным сегодня становится воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить,  добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Проектные задачи - есть маленький, но необходимый кирпичик в большом жизненном Проекте.

    Литература

    1) Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов, -М: Баласс, 2011

    2) Господникова М.К., Н.Б. Полянина и др. Проектная деятельность в начальной школе. Изд. «Учитель», 2011.

    3) Интернет-ресурсы:

    http://scools.keldysh.ru/labmro – Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.

    www.issl/dnttm.ru- сайт журнала «Исследовательская работа школьника»

    4) Новиков М.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности/А.М.Новиков. – М., 2004.

    5) Пешкова В.Е. Полный курс лекций. Педагогика. Часть 2. Педагогическая оценка в практике начального обучения.

    6) Пахомова Н.Ю. Рефлексивные умения младших школьников в проектном обучении. Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. №1 2011.

    7) Проектные задачи в начальной школе. ФГОС Пособие для учителя. –М. «Просвещение», 2011.

    8) Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В.Давыдова// Изв.Рос.академии образования. №2, 2000.

    9) Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М. Первое сентября. 2010.

    10) Чердынцева Е.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности.//Начальная школа плюс. ДО и ПОСЛЕ. № 6, 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по теме"Проектная деятельность в начальных классах"

    В этой работе рассмотрены узловые моменты организации и проведении проектной работы с учениками начальных классов....

    Методический материал по теме "Проектная деятельность в начальной школе"

    Материал для учителей, работающих над проектной деятельностью....

    Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

    В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

    Одно из важнейших условий формирования умений — индивидуальная и совместная деятельность учеников. Организация разнообразных взаимодействий позволяет каждому учащемуся занимать активную позицию ...

    «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

    laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

    «Формирование экологических представлений через проектную деятельность»

    laquo;Формирование экологических представленийчерез проектную деятельность»...