ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
учебно-методический материал на тему

Тигунова Анастасия Алексеевна

Одно из важнейших условий формирования умений — индивидуальная и совместная деятельность учеников. Организация разнообразных взаимодействий позволяет каждому учащемуся занимать активную позицию при освоении умений, а совместная работа способствует целостному восприятию содержания, повышает эффективность восприятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyatigunova.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

А.А. Тигунова,

МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой города Ульяновска

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Исследования в области педагогических технологий как одного из важнейших направлений в педагогике появились, когда наряду с вопросами «чему учить?», «зачем учить?» и «как учить?», всё чаще начал ставиться вопрос «как учить результативно?», то есть превратить обучение в производственно-технологический процесс с гарантированным результатом.

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, со ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) [4, c. 15].

Важно, проектируя технологический комплекс школы, позаботиться о том, чтобы полный набор целевых установок, входящих в комплекс технологий, перекрыл всё множество целей, стоящих перед школой в целом и каждым её подразделением в частности. При этом распространённой ошибкой становится совмещение в одном учебно-воспитательном процессе технологий, целевые установки которых противоречат друг другу.

У каждой образовательной технологии есть область применимости. Одни пригодны для работы с гуманитарным содержанием, другие – для математики; одни формируют исследовательские навыки у детей, другие – эти же навыки у подростков [2, с. 197]. Одни технологии применяются только к отдельным компонентам содержания образования, удовлетворяющим входным условиям этих технологий; другие технологии – универсальные, надпредметные и сквозные. Важно, чтобы технологический комплекс не оставил пробелов в содержательном поле.

Объединение областей применимости технологий, входящих в комплекс, включает всё содержание образования, очерченное основной образовательной программой школы.

Любая образовательная технология имеет некоторые входные условия и границы применимости. Входные условия могут быть разными: психологическими (возраст, пол, темперамент учащихся и т.д.), организационными (численность учебной группы, расписание занятий), техническими (характеристики оборудования и технической среды), содержательными (особенности учебного материала). Нередко эффективность технологии такова, что имеет самый прямой смысл организовать условия так, чтобы эта технология оказалась применимой.

Лучше осваиваются инновации, вызванные внутренними потребностями школы, и внедрять новую педагогическую технологию есть смысл только тогда, когда её результаты будут заведомо выше результатов старой. Не трудно заметить, что чем более образовательная технология эффективна, тем большего ресурсного обеспечения она требует [2, c. 198 ].

Высокая трудоёмкость одних технологий компенсируется сравнительно низкой трудоёмкостью других так, чтобы совокупная трудоёмкость комплекса не более чем на треть превосходила трудоёмкость стационарного действующего образовательного процесса.

Внедрение образовательной технологии предполагает освоение педагогическим коллективом нового типа деятельности. Данный тип деятельности должен быть подготовлен по всем каналам ресурсного обеспечения: экономическому, информационному, материально-техническому, юридическому, кадровому, научно-методическому.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования должны формироваться универсальные учебные действия, «основы умения учиться и способности к организации деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе». В общих формулировках того, что относится к универсальных учебным действиям, можно найти установки на формирование важных и для учебного проектирования умений. Этого, безусловно, недостаточно для формирования способности к проектной работе. Но заниматься проектами с учащимися не запрещается (в часы дополнительного образования, например). В способах оценки достижений учащихся предлагается использовать защиту учебного проекта, результаты практических работ, творческие работы. Что касается работы с учебными проектами, то, скорее всего, речь идёт о фрагментарной работе с учащимися над проектами, в которой активное участие принимают учителя и родители.

Содержание учебного проекта тесно связано с проблемной ситуацией. Предъявление любого учебного проекта учащимся начинается с описания проблемной ситуации. В ней содержится всё необходимое для проектирования, как в небольшом зёрнышке заключена вся сила роста и вырастающее из него растение. Не любая проблема может быть устранена силами учащихся, но может быть понята, вызывать сочувствие и желание найти способ её разрешения, то есть пригодна для проектирования [3, с. 189].

Для работы над проектом важно сформировать: отдельные проектные умения; умения выполнять проектные действия в технологически обусловленной последовательности; полный технологический комплекс умений в целостном проектировании.

Готовность учителя к проектной и исследовательской деятельности учащихся означает:

  • проектную и исследовательскую компетентность учителя;
  • владение учителем методом учебных проектов и исследований;
  • умение учителя применять учебное проектирование и исследование в различных организационных формах;
  • знание о возможностях учебного проектирования и исследования для решения различных образовательных задач.

Результативность проектного обучения учащегося фиксируется после каждого выполненного проекта или исследования, добавлением в его портфолио знаков неформальной фиксации личных достижений ученика. В рубежной оценке достижений ученика в проектном обучении фиксируются:

  • поступательное развитие опыта проектирования;
  • соответствие полученных результатов поставленным в проекте или исследовании задачам;
  • проявление инициативы и творчества
  • в решении личных проблем и трудностей в процессе самостоятельной работы;
  • рекомендации по решению нерешённых образовательных задач [3, с. 190].

Одно из важнейших условий формирования умений — индивидуальная и совместная деятельность учеников. Организация разнообразных взаимодействий позволяет каждому учащемуся занимать активную позицию при освоении умений, а совместная работа способствует целостному восприятию содержания, повышает эффективность восприятия.

Таким образом, среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность, позволяющая создавать необходимые и полноценные условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.

Список литературы:

  1. Брызгалова С. И. Учитель  и педагогическая технология// Директор школы. – 2010. – № 2. – С.63-65
  2. Гузеев В.В. Исследовательская работа в профильном обучении / В.В. Гузеев, И.Б. Курчаткина // Народное образование. – 2010. – № 7. – С. 192-196.
  3. Пахомова Н.Ю. Проекты в начальной школе // Народное образование. – 2010. – № 9. – С. 189-192.
  4. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие / Авт.-сост. В.Г. Гульчевская, Е.А. Чекунова, О.Г. Тринитатская, А.В. Тищенко. – М.:АРКТИ, 2013. – 56 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"

Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформиро...

Курсовая работа по программе "Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС". Дидактические характеристики и план урока технологии по теме "Человек и вода". Программа "Перспектива".

В курсовой работе показано, как в современной школе мы, учителя, которые привыкли ставить цели урока, реализуя ЗУН, учимся это делать, реализуя УУД....

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным...

Инновационные педагогические технологии в деятельности учителя

Данная статья посвящена проблеме необходимости поиска и применения педагогами в своей профессиональной деятельности новых, инновационных технологий и носит обзорный характер имеющегося теоретического ...

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Инновационные педагогические технологии. Проектно - исследовательская деятельность как одна из активных методов обучения в начальной школе.

Наиболее целесообразной, активной, развивающей формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проекта....