«Формирование экологических представлений через проектную деятельность»
учебно-методический материал

Окладова Татьяна Васильевна

«Формирование экологических представлений
через проектную деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_ekologii.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование экологических представлений
через проектную деятельность»

Подготовила: учитель начальных классов

 МАОУ СОШ № 2

Окладова Татьяна Васильевна

В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. 

К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить  в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».

Великий писатель Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”.

Экологическое воспитание школьников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.

В экологическом воспитании детей необходимо учить, не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными.

Цель экологического воспитания детей —формирование начал экологической культуры.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:

-  связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;

 - многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;

Виды деятельности:

 - сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

 - практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);

 - детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

 - общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира;

 - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);

- экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;

 - речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;

 - наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;

 - просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

 - проектная деятельность.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В нашем городе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, насекомые, камни и т. д.

Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.

Что такое «экологический проект»?

Это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

Экологические проекты:

1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

2.Проект – это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.

3.Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Этапы разработки и проведения проекта:

1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.

2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).

3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

4. Обсуждает план с семьями воспитанников.

5. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.

6. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.

7. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.

8. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).

9. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).

10. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.

Всё хорошее в детях из детства!

 Как истоки добра пробудить?

 Прикоснуться к природе всем сердцем:

 Удивиться, узнать, полюбить!

 Мы хотим, чтоб земля расцветала.

 Росли как цветы, малыши

 Чтоб для них экология стала

 Не наукой, а частью души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Экологические проблемы". Проектная деятельность 4 класс.

Презентация "Экологические проблемы" - итог работы учащихся на занятиях по проектной деятельности. Материалы представленные в презентации являются творчеством детей. Данная презентация может быть испо...

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

Формирование УУД через проектную деятельность.

Тема «Формирование УУД через проектную деятельность».         Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, чт...

ФОРМИРОВАНИЕ УУД В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья с презентацией В статье рассматриваются этапы работы над проектом, какие УУД формируются у обучающихся при работе над проектом...

Формирование команды в проектной деятельности

Проектная деятельность, реализующаяся в команде, играет огромную роль не только для развития и поддержания у учащихся устойчивого познавательного интереса, но и гармонизирует межличностные отношения, ...