Методическая разработка по теме "Проектная деятельность в начальной школе"
методическая разработка по русскому языку на тему

Никишина Елена Валерьевна

этапы работы над проектом в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m._r.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по теме

« Проектная деятельность младших

школьников»

Работу  выполнила:            

Никишина Елена Валерьевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 476

Колпинского района

Санкт – Петербурга

Санкт –Петербург

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

1.Организация проектной деятельности……………………………………..5

1.1. Требования к проектной деятельности

1.2. Этапы работы над проектом

1.3.Классификация проектов

1.4. Организация взаимодействия учителя и ученика при работе над проектом

2.Особенности осуществления проекта в начальной школе………………9

2.1. Готовность младших школьников к проектной деятельности

2.2. Модификация проектного метода

3. Презентация проекта……………………………………………………….14

4.Проект « Путешествие в страну Грамматику»…………………………….16

Заключение……………………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………………..20


ВВЕДЕНИЕ

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Пробивают себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования на основе универсальных учебных действий, индивидуального подхода, субъективности в обучении. Возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия адекватно оценивать свою работу.

        

Дети – исследователи по своей природе. Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Это называется любопытство.

        Стремление ребенка к познанию естественно, но почему-то оно редко проявляется в ситуации традиционного обучения. Ещё Ж.Пиаже, говоря о традиционных способах обучения, подчёркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, взрослые лишают их шанса сделать собственное открытие. Большинство первоклассников приходят в первый класс как  в новый мир, в котором им откроется множество интересных вещей. Задача современного учителя – оправдать эти надежды, не погасить потребность ребёнка в познании.

        Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрел проектный метод обучения.

        

 В основу метода проектов положена идея о направленности учебной – познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

        Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

        Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребёнка, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

        Учителю достаётся трудная задача- выбора проблем ( темы) для проекта. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема( проблема) была близкой и интересной для ученика. Учитель должен увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

        За столетия существования педагогической науки разработано множество самых различных методов обучения. Какие из них выберет каждый конкретный учитель - дело его  вкуса, убеждений и мастерства. Д.Пойа справедливо заметил: «Хороших методов ровно столько, сколько существует хороших учителей».


1.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современной школе метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

  1. Необходимо наличие социально- значимой задачи ( проблемы ) – исследовательской, информационной, практической.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования  действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.  

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

  1. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности -   поиск информации, которая затем будет обработана, осмысленна и представлена участниками проектной группы.

  1. Результатом работы над  проектом является продукт.     
  2. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.          

То есть проект – это « пять П»:

Проблема – Проектирование(планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты.

Важное правило каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

1.2. Этапы работы над проектом

Название этапа работы над проектом

1

Поисковый

- моделирование идеальной (желаемой) ситуации;

-анализ имеющейся информации;

-определение и анализ проблемы;

- определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации

2

Аналитический

- постановка цели проекта;

- определение задач проекта;

-определение способа разрешения проблемы;

- анализ рисков;

- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

- анализ ресурсов;

-планирование продукта;

- анализ имеющейся информации;

-определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации

3

Практический

-выполнение плана работ;

- текущий контроль

4

Презентационный

- предварительная оценка продукта;

- планирование презентации и подготовка презентационных материалов;

- презентация продукта

4

Контрольный

 - анализ результатов выполнения проекта;

- оценка продукта;

- оценка продвижения

1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ

  1. По целям и задачам.

а)Практико – ориентированный проект.

Ц е л ь : проект направлен на социальные интересы участников проекта или внешнего заказчика.

        Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, села, края. Пролуктом данного проекта могут быть учебные пособия для кабинета, школы или рекомендации по решению экологической проблемы района, города, области.

б)Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

        Он включает обоснование актуальности  избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

в)Информационный проект направлен на сбор информации о каком- либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории.

        Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

г)Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к  оформлению результатов. Это могут быть: стенгазета для класса, книжка – малютка для одноклассников, альманах, театрализованное представление, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно- прикладного искусства, видеофильмы и др.

д)Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

  1. По предметно-содержательной области.

а) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

б) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

  1. По характеру контактов между участниками.

а) внутриклассные;

б)внутришкольные;

в) региональные;

г) межрегиональные;

д) международные.

        Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников проекта взаимодействия  в сети Интернет и, следовательно, ориентированны на использование средств современных компьютерных технологий.

  1. Классификация проектов по продолжительности.

а) Мини – проекты могут укладываться в один урок.

б) Краткосрочные проекты требуют выделения четырёх- шести уроков.

        Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовки презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

в) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

г)Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.

1.4.Организация взаимодействия учителя и ученика при работе над проектом

        Успех любой деятельности ( в том числе и проектной) зависит от правильной её организации. Здесь важно правило «триединства» - сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несёт на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное – вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребёнок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи.

        При работе над проектом наиболее правильным считается образование различных комбинаторных групп:

учитель+дети, учитель+родители, учитель+дети+родители.

        Например, два раза в неделю учитель проводит занятия с детьми по разработке проекта на уровне ребёнка, обучая его планировать, собирать информацию, знакомит с методами исследования, а один раз в неделю (можно в пятницу) – по схеме: учитель+ученик+родитель, где уточняются основные принципы, правила, структура проекта и действия каждого.

        В этом случае проект рассматривается на уровне ребёнка, но с двойной подстраховкой: со стороны учителя и со стороны родителей.

        Такая организация хороша ещё тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребёнка. У них появляются общие интересы выходящие за круг привычного домашнего общения.

        По мнению исследователя данного вопроса Н.Ю.Пахомовой взаимодействие учителя и учащихся можно представить в виде следующей схемы:

  1. й этап : учитель – ученик

2-4-й этапы: учитель – ученик

последний этап: учитель – ученик

        Очевидно, что роль учите6ля особенно велика на первом  и последних этапах проекта. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, -зависит судьба проекта в целом. Здесь существует угроза сведения работы над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не пол силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали.

         На всех этапах работы учитель выступает как помощник: он не предаёт знания, а обеспечивает деятельность ученика, то есть:

- консультирует

- мотивирует

-помогает

- наблюдает

        Ученик в работе над проектом выступает активным его участником, а не пассивным статистом.

        Следует признать, что каждый ученик имеет право:

- не участвовать в проекте;

- участвовать одновременно в нескольких проекта;

- в любой момент начать новый проект.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапа проекта. Но на всех этапах он:

-выбирает (принимает решение)

-выстраивает систему взаимодействия с людьми

-оценивает

Существенным моментом при организации проектной деятельности является обучение школьников умению проектировать.

2. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1.Готовность младших школьников к проектной деятельности.

По мнению многих отечественных психологов и педагогов ( В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Б.Эльконин и др.) эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно – ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем  общения, диалоговыми  формами взаимодействия с детьми. Также в психолого – педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что « существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов». Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима ещё и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать;

-умение управлять голосом;

-умение выражать свою точку зрения;

-умение договариваться.

        Данные умения формируются с первых дней пребывания ребёнка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «правила общения», регулирующие как внешнюю сторону ( построение высказываний), так и внутреннюю (содержание высказываний).

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определённая « интеллектуальная зрелость».

Прежде всего имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;

-сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

-возможность выделять общий способ действий;

-перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

В качестве третьего показателя  готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развёрнутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

-адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

-обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

-выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Следует особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

2.2. Модификация проектного метода.

                

                        В использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций:  от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов – к групповым и общеклассным.

        В цели в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

- мотивационный ( учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

- планирующий – подготовительный ( определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

- информационно- операционный ( ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками информации, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

- рефлексивно – оценочный ( ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценки результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности).

3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ

        Презентация (защита) проекта  должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов и зрителей (ими могут быть учителя и родители). Презентация проектов нужна для завершения работы, для анализа проделанного, для самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов.

        Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.

        Результат должен быть материальным, то есть как-либо оформлен. Логическим итогом любого проекта является продукт. Это может быть рисунок, плакат, книга, альбом, альманах, диск с записью, слайд-шоу, видеофильм, газета, костюм, сценарий и т.д.

Для успешной презентации нужно научить  школьников сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.

Виды презентаций проектов:

-доклад;

-Компьютерная презентация;

- ролевая игра;

- стендовая презентация;

- концерт;

-Литературный альманах;

-видеофильм;

- заочная экскурсия;

- спектакль;

-спортивная игра;

-реклама и т.д.

Т р е б о в а н и я  к  презентации:

-защита презентации проводится самим автором или группой авторов;

- перед началом публичной защиты – презентации проекта в жюри представляются паспорт проекта, оформленный в соответствии с установленными в школе нормами, и лист «Защита – презентация проекта»;

- содержание и композиция защиты – презентации определяется авторами самостоятельно, однако в выступлении должны быть освещены следующие вопросы: актуальность и обоснованность выбранной темы; цели и задачи проекта, степень их выполнения; краткое содержание, ключевые положения и выводы; этапы выполнения проекта, распределение обязанностей между участниками; обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении  поставленных проблем; рекомендации по возможной сфере практического использования проекта;

-после завершения выступления участники проектной группы должны ответить на вопросы жюри и других участников презентации;

- в ходе защиты – презентации проекта возможно использовать рекламно – пояснительную продукцию(программы, плаката, аннотации и т.п.)

Педагогической целью проведения презентации является развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся:

- кратко, достаточно полно и лаконично рассказать о постановке и решении задачи проекта ( 10-12 минут)

-продемонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

- демонстрировать найденное решение;

- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.

4. Проект « Путешествие в страну Грамматику»

Цель проекта: развитие познавательных интересов и языковых возможностей младших школьников.

Задачи:

- собрать и проанализировать литературу о словах с непроверяемой гласной в корне;

- изучить слова с непроверяемым написанием;

- получить первые навыки работы над проектом.

Тип проекта: информационный

Тип проекта по предметной области: предметный

Тип проекта по форме: коллективный

Тип проекта по временным рамкам:  долгосрочный

Постановка проблемы: можно ли научиться писать без ошибок

Ресурс: заинтересовать родителей совместной деятельностью в триаде «учитель – ученик -  родитель»

Продукт: продуктом проекта должна стать книжка – раскладушка, по которой можно с интересом  изучать слова из словаря.

Актуальность.

        Для развития грамотной письменной речи  младших школьников могут быть использованы различные приёмы обучения, в том числе и приём творческих заданий.

Актуальность работы по данному проекту обусловлена тем, что 50% школьников имеют ошибки в написании слов с непроверяемой гласной в корне., а также в школе стало много иноязычных детей.

        При работе по данному проекту учтены потребности младших школьников в познании, эмоциональном освоении действительности, высокой речевой и игровой активности, преодолевании препятствий, создании яркой, неожиданной картины мира. Участники проекта имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, создать  пространство творческого взаимодействия с родителями и педагогами, ощутить радость от совместной работы и полученных результатов.

Механизм реализации проекта.

        Реализация проекта происходит в рамках общеобразовательного учреждения при тесном взаимодействии  с родителями, учениками 3-го класса, школьным библиотекарем, учителем.

Жизнеспособность проекта.

         Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремлённости каждого участника проекта: ребёнка – родителя -  педагога.

Этапы проведения проекта

  1. Подготовительный этап (погружение в проект).

  1. Выбор темы и её конкретизация ( актуальность);
  2. Определение уели и формулирование задач;
  3. Поиск источников информации и определение списка литературы;
  4. Разработка проекта;
  5. Изучение опыта ведения проектной деятельности.

  1. Поисково – исследовательский этап.

  1. Определение источников информации;
  2. Составление письма – обращения к родителям с просьбой включиться в работу проекта( текст обращения представлен в Приложении).
  3. Коррекция сроков и графиков;
  4. Проведение поисково- творческой деятельности.

       

  1. Трансляционно – оформительный этап.

  1. Работа над страничками книжки – раскладушки

« Путешествие в страну грамматики».

Дети на листах формата А4 выполняют:

  1. Рисуют иллюстрацию слова из словаря
  2. Пишут толкование этого слова
  3. Находят загадку про слово
  4. Фразеологические обороты с данным словом
  5. Стихи
  6. Составляют небольшой рассказ
  7. Составляют кроссворд
  1. оформление проекта;
  2. работа над текстом защиты проекта;
  3. «презентация проекта».

     

     

  1. Заключительный этап.

Защита проекта. Представление иллюстрированной книжки – раскладушки  со словами из словаря.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 Обращение к родителям

Уважаемые родители!

Мы, учащиеся 3-го класса, начинаем работать над проектом «Путешествие в страну грамматику». Приглашаем Вас принять участие в работе. Помогите нам собрать полезную информацию о словах из словаря.

Надеемся, что наша  совместная работа даст возможность восхититься богатством русского языка, создаст пространство для творчества и радость от совместной работы и полученных результатов труда.

С уважением, ваши дети. Учитель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется сказать, чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей.

        Проектную деятельность называют технологией четвёртого поколения. Она позволяет учитывать индивидуальность ребёнка – его интересы, темп работы, уровень обучаемости, позволяет самостоятельно выбирать партнёров в работе, источники и способы получения информации.

        Но нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому « проектное обучение не должно вытеснять классно – урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать  как дополнение к другим видам прямого и косвенного обучения». И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов  наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах.

Список литературы.

1. Бычков А.В.Метод проектов в современной школе. – М., 2000

2.Засоркина Н.В.Метод проектов в начальной школе. – Волгоград, 2012

3.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. – Нач. школа – 2005 №9

4.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.- М., 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного час для учащихся начальной школы «Юн и в старости тот, кто смолоду здоровье бережет!"

Цель:         дать представление о том, как нужно заботиться о своём здоровье.Задачи: дать ученикам представление о здоровом образе жизни;помочь учащимся задума...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Выпускной в начальной школе"

Внеклассное мероприятие в 4 классе "Выпускной в начальной школе". Стихи посвященные учителям, слова песен, сценки, свидетельство об окончании начальной школы родителям, клятва родителей....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Прощание с начальной школой"

Материал содержит сценарий праздника "Прощание с начальной школой"...

Методическая разработка по курсу технология в начальной школе.

Презентация к уроку технология 3 класс. Изготовление аппликации "Петрушка"...

« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...

Методическая разработка сценария выпускного вечера в начальной школе "Расстаёмся, друзья!".Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант" Крыловой Т.В.

Данная разработка включает в себя сценарий выпускного праздника в начальной школе. Использовано много различного материала : стихи, сценки, песни, песни-переделки, инсценировки, миниатюры. Работа пред...