Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей учащихся
статья на тему

Садыкова Чулпан Миннахметовна

 

В своей работе обращаю большое внимание на проектную деятельность учащихся. Рекомендации по её организации даны в примерных программах начального образовательного стандарта второго поколения. Такая работа формирует ключевые компетенции. Когда ребенку дают готовые знания, он лишается возможности и необходимости делать свои открытия, упражняться в творчестве. Знания, полученные учащимися по разным предметам, зачастую плохо связаны между собой. Проектная деятельность дает возможность применение знаний, на практике связав их воедино.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon обобщение опыта.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Информационный методический центр»

Проектная деятельность  как способ формирования творческих

способностей учащихся

Автор: Садыкова Чулпан Миннахметовна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №9»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №9»

Город  Набережные Челны

2012 год

Содержание:

  1. Информация об опыте…………………………………………………………..………2

  1. Сведения об авторе …………………………………………………………………..…..2

  1. Условия возникновения, становления  и формирования опыта….……………………3

  1. Теоретическая база опыта……………………………………………………………..….4

  1. Актуальность опыта…………………………………………………………………..…..6

  1. Степень новизны……………………………………………………………………….…8

  1. Адресная направленность  опыта………………………………………………………..8

  1. Трудоемкость опыта………………………………………………………………..……..9

  1. Технология опыта…………………………………………………………………..........9

  1. Цель………………………………………………………………………………................9

  1. Задачи……………………………………………………………………………………....10

  1. Средства достижения цели………………………………………………………………..10

  1. Организация учебно-воспитательного процесса………………………………………...12

  1. Отслеживание результатов………………………………………………………………..14

  1. Оценка результативности…………………………………………………………………15

  1. Библиографический список…………………………………….……............................18

  1. Приложение к опыту……………………………..……………………………………...18

  1. Информация об опыте 

Тема опыта: «Проектная деятельность  как способ формирования творческих способностей учащихся»

  1.  Сведения об авторе

         Я, Садыкова Чулпан Миннахметовна, окончила в 1995 году Набережночелнинский государственный педагогический институт по специальностям учитель начальных классов и учитель татарского языка и литературы.  Педагогический стаж работы 8 лет.

       С 2009 года работаю учителем начальных классов в МБОУ «СОШ №9». В 2009 году  прошла краткосрочные  курсы по программе: «Основы ИКТ – компетентности педагогических работников» в муниципальном учреждении «Информационно – методический центр» муниципального образования «Город Набережные Челны» в объеме 36 часов. В 2010 году прошла курсы повышения квалификации в Институте непрерывного педагогического образования города Набережные Челны по теме: «Развитие универсальных учебных действий у младших школьников» в объеме 110 часов.

  В период с 2009 по 2011 годы приняла участие в семинарах на региональном и муниципальном уровне по темам: «Адаптация первоклассников к новым условиям и преемственность в обучении детский сад – школа», «Дифференцированный подход как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»  для учителей начальных классов, проведенном муниципальным учреждением «Информационно-методический центр», «Требование государственного стандарта к формированию универсальных учебных действий» для учителей начальных классов, проведенном   ИНПО,   «Формирование познавательных УУД младших школьников», «Системно - деятельностный подход в начальной школе».

      С 2011 года являюсь руководителем методического объединения учителей начальных классов МБОУ «СОШ № 9».  Заняла первое место в школьном  туре  профессионального конкурса «Учитель года-2012». С учащимися принимаем участие в городских программах. Получили диплом 1 степени в городском конкурсе плакатов «Взрослому – ремень, малышу- кресло!», диплом 2 степени в конкурсе речевок «Вместе весело шагать!» в рамках городской программы по ПДД. Так же в школьных предметных олимпиадах дети получили призовые места. Принимали участие в VIII Международной Олимпиаде по основам наук и показали отличные результаты.                                                              

1.2. Условия возникновения, становления  и формирования опыта

    В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

     Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

 Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.

Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ  обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

В своей работе обращаю большое внимание на проектную деятельность учащихся. Рекомендации по её организации даны в примерных программах начального образовательного стандарта второго поколения. Такая работа формирует ключевые компетенции. Когда ребенку дают готовые знания, он лишается возможности и необходимости делать свои открытия, упражняться в творчестве. Знания, полученные учащимися по разным предметам, зачастую плохо связаны между собой. Проектная деятельность дает возможность применение знаний, на практике связав их воедино.

С этой целью два года назад мною был выбран метод проектов. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.

Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку: успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности; знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей; выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду; проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы; детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

 Давно возник вопрос: как при малом количестве часов и довольно обширной программе сделать преподавание интересным, наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго. Мною был проведен научно-методический анализ   использования проектного метода  на уроках, определено влияние проектного метода на познавательную активность учащихся, затем я попробовала разработать  с детьми ряд мини – проектов, о которых я расскажу более подробно в другом разделе.

1.3.Теоретическая база опыта

     “Человек рожден для мысли и действия”,- говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Метод проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения – изменение функции знаний и способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания и организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. Этот метод ориентирован на групповые формы обучения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения. Учебный проект – это возможность для учащегося делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение, интересен и значим для самих открывателей.

Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. Учитывая уровень развития самостоятельности у ребенка, помощь учителя может состоять: в подборе литературы и других источников информации по теме, в формулировании гипотезы и определении целей, которых надо достичь, в показе способов и приемов работы с найденным материалом, в обсуждении собранного материала, в подготовке текста выступления, в моделировании, в том числе и компьютерном.

      Учебный проект для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

   Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спла нировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали: а) выделение внутреннего учебного материала; б) организация целесообразной деятельности; в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на выс шие ступени.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересо ванность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

Ме тод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматри вающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, тех нологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практи ческий результат, готовый к применению.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и те кущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.

1.4. Актуальность опыта

             Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица:

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь»

  Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно- ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые: формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, развивали бы в первую очередь ОУУН: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся, реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

 Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. Создание условий, позволяющих формировать у школьников компетентности решения проблем, а также  способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

   Тему «Проектная деятельность в начальной школе» я считаю актуальной, сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения.     В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Можно представить в следующем виде:

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

 

        Следовательно, занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений.

       Ценность проекта  заключается в том, что учащиеся и родители получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

       Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В проекте удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

        Как учитель-практик отмечаю, что метод проектов вызывает интерес у школьников, способствует развитию их творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы. А для этого важно, чтобы ученик был на уроке главным действующим лицом, чувствовал себя комфортно, принимал активное участие в обсуждении темы урока. Роль учителя в этих условиях – быть организатором общения, помощником и речевым партнером учащегося.

       Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.

     Когда маленький исследователь задает вопрос, почему, например, вода мокрая, или почему лягушка зеленая, мы взрослые вдруг начинаем отмахиваться, и не отвечаем на эти вопросы. А хорошо бы создать такие условия, чтобы ребенок сумел исследовать сам. При этом дети знакомятся с работами друг- друга. Это самое главное.  

  1.  Степень новизны

      Новизна опыта выражается в том, что проектная деятельность учащихся осуществляется не периодически, а систематически, что стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного мышления.

                 Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.

        Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.

       Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности.

       Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.

1.6. Адресная направленность  опыта

        «В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть красоту земли призван, прежде всего, учитель».     (Антуан де Сент-Экзюпери)

Опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством проектной деятельности для развития специальных проектных умений, обуславливающих в дальнейшем у участников проектной деятельности конкурентоспособность современном постоянно меняющемся мире.

Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые:

-готовы к осуществлению творческого подхода в обучении,

-готовы выйти за рамки программного материала,

-способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии,

-не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат.

  1.  Трудоемкость опыта

         Одним из самых сложных в методическом отношении этапов учебно-исследовательской работы с детьми, как показывает наш опыт, является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность. Первый шаг в этом деле, как и во многих других – самый трудный. Потому и педагоги чаще всего спрашивают с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения.

Большинство педагогов при этом обычно поступают просто, они стараются подобрать интересную (с их точки зрения) и полезную тему исследования, а затем предлагают ее учащимся. Обычно это в старших классах. Они, как правило, имеют некоторый опыт, позволяющий как-то выполнить или имитировать исследование. Особенность нашей работы в том, что мы проводим учебные исследования не с подростками и старшеклассниками, а младшими школьниками.

Использование исследовательских методов обучения в начальной школе имеет ряд существенных особенностей.  Младшего школьника бесполезно «нагружать» темой исследования. Он, конечно, исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент и т.п., а исследовать он будет только то, что ему действительно интересно. Его природный дар исследователя нуждается в неустанной педагогической заботе. Большинство из них не хотят и не могут вести собственные исследования в течение длительного времени. А другие выбирают тему, проводят исследование и делают доклад сразу. На этом этапе большую помощь оказывают родители, их заинтересованное участие и поддержка.

  1. Технология опыта

2.1. Цель

1. Способность повышения личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации, рефлексии. (Поэтому мною была предложена коллективная деятельность, чтобы ученики незнакомые с этой методикой не боялись ошибиться, не боялись высказывать свое мнение, спорили, критиковали).

 2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, вдохновить ребят на развитие коммуникабельности. (Выслушивать и понять другого, в случае несогласия, уметь конструктивно переубедить).

 3. Развивать исследовательские учения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, строить гипотезы, осуществлять их проверку, делать выводы).

4. Через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания

  1.  Задачи
  1. Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
  2.     Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
  3. Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
  4. Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде;
  5. Стимулировать естественный интерес к науке и познаниям;
  6. Формировать класс как учебное сообщество;
  7. Развивать учебно-познавательную мотивацию;
  8. Развивать индивидуальность каждого;
  9. Привлечь внимание родителей;
  10. Реализовать право ребенка на творчество.
  1. Средства достижения цели

"Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»  Бернард Шоу

Ввожу на уроке различные задания: на развитие способности видеть проблемы; для развития умения конструировать гипотезы; на развитие умения задавать вопросы; развитие умения классифицировать; развитие умений и навыков экспериментирования; развитие умений высказывать суждения, делать выводы.

Для стимулирования исследовательской активности младших школьников провожу коллективные игры с интересными сюжетами, когда в исследовании над одной проблемой трудится весь класс или группа детей. Игры позволяют освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Игры - исследования можно проводить при изучении нового материала и закреплении.

Во внеурочное время дети так же занимались проектно – исследовательской деятельностью. Результатом такой работы могут быть: книга, рисунок, газета, слайд – презентация, фильм. Под моим руководством детьми сделаны коллективные проекты:  «Сидоровка» (Приложение 1), «Лучшее портфолио», «Моя родословная», «Папы…», «Космос», «Покормите птиц зимой», «Необычные животные».

Провожу дополнительный курс по развивающим заданиям по программе «Учись учиться». Цель программы – это диагностика, развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения».

Дети со своими индивидуальными и коллективными работами принимают участие в школьных конкурсах исследовательских и творческих работ, выступают перед родителями, одноклассниками и учащимися других классов. Формы продуктов проектной деятельности: сравнительно-сопоставительный анализ, атлас, карта, учебное пособие, видеофильмы, выставка, газета, журнал, справочник, костюм, модель, коллекция, игра, мультимидийный продукт, музыкальное или художественное произведение, постановка, праздник, экскурсия, поход, законопроект и т.д.  

Виды презентаций проектов: деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, игра с залом, научная конференция, доклад, пресс-конференция и тд.

              Проектная деятельность охватывает и урочное, и внеурочное обучение. Но помимо этой методики, я использую и другие формы внеклассной работы. Чтобы активизировать умственную деятельность учащихся, часто выезжаем в музеи, очень помогает Музей истории города, там проводятся и тематические экскурсии и тематические лекции, картинную галерею, театры «Мастеровые», «Татарский драматический театр», «Огниво», «ДДТ №15», ДК «Энергетик» и т.д.

 Экскурсии позволяют изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечный материал для собственных наблюдений, анализа, осмысления. В ходе своей работы я активно использую эту форму организации. Часто экскурсия служит стартовой площадкой для детских исследований, позволяет увидеть множество интересных тем для собственных изысканий, служит базой для появления собственных гипотез. Знания и умения, полученные учащимися на уроках, в проектной деятельности, на экскурсиях – являются главным критерием в успешной сдаче выпускного экзамена. Таким образом, выполняется заказ родителей наших учащихся и социальный заказ – подготовить самодостаточную личность.

  1. Организация учебно-воспитательного процесса

                   «Процесс творческой работы характерен тем, что творец самой своей работой и ее результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним»  

Сухомлинский В. А.

Уже с начальной школы я была уверена, что буду учителем. Я выбрала свою профессию по велению сердца. Самый главный вопрос, который я задавала себе - как научить детей учиться? Ответ на этот вопрос я нашла в системно - деятельностном подходе.  Я училась вместе с детьми.

Как построить ситуацию успеха так, чтобы она была успешной для всех?

Как создать проблемную ситуацию, чтобы она была понятной?

Как научить детей общаться в группе исследуя научный материал?  

Как это сделать самой и научить этому детей?  

        Много вопросов. И со временем мы вместе с детьми находим на них ответы. Вот я вижу горящие глаза детей. Мои дети как настоящие ученые – исследователи отстаивают свою точку зрения, спорят и добывают сами знания.

        Я поняла, что открытия, которые мы делаем на уроке доставляют нам необыкновенную радость. Мы учимся учиться!

            Я очень люблю активные виды работы: экскурсии, мини-экспедиции, участие в семинарах, встречи с известными людьми. Делаю диагностику. Она позволяет понять,  на каком уровне находятся ученики в данном вопросе и правильно выстроить работу.

  Я работаю по программе «Школа России», рекомендованной Министерством образования и науки РФ, непрерывно изучаю теоретические основы результативных педагогических технологий и эффективно использую элементы развивающих технологий на своих уроках. Проектную деятельность  с младшими школьниками использую со 2 класса. Конкретные дела в условиях школы всегда значимы. Дети любят что-то делать своими руками и показывать окружающим. Это способ самовыражения и желание что-то создать. В период разработки проекта учащиеся читают книги, обращаются к учебникам, справочной и специальной литературе. Коллективная проектная деятельность создает особую атмосферу в классе. У детей, родителей и учителя появляется ощущение коллектива, формируется благоприятный микроклимат в коллективе. Дети учатся уважать взгляды товарищей и находить компромиссы, осваивать различные формы общения, сотрудничать и создавать вместе интересные работы.

             Главное для учителя - научить детей верить в себя, научить их делать правильный выбор, сделать все, чтобы увлечь их процессом познания, поделиться с ними радостью открытий. Поэтому я стараюсь так планировать учебную деятельность, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.

    Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угаснет интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.

                                           План действия учащихся в проекте:

  1. Выбор темы проекта (исследования).
  2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
  3. Если это исследование, то зачем нужно выдвинуть предположение- гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы.)
  4.  Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
  5.  Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
  6.  Получаем результаты. (Если что- то не удалось - это то же результат).
  7.  Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
  8.  Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
  9.  Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

        Подводя итоги, мы так же устраиваем конкурсы проектов. Оцениваем по номинациям: «Самый научный», «Самый интересный», «Самый оригинальный», «Самый содержательный», «Самый иллюстрированный».

         При сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года. Большую помощь в работе над проектами оказывают информационно - коммуникативные технологии и  ресурсы Интернет.

         Я часто пользуюсь компьютерными технологиями на своих уроках, что повышает интерес учеников к изучению предметов, а так же у учеников появляются знания в пользовании компьютером и интернетом, что немаловажно в современном мире! Они делают первые шаги по разработке презентаций.

            Проекты позволяют каждому ученику найти свое место в коллективе, в том числе лидера. Интересно то, что лидерство может меняться в течении всей деятельности. В начале - один, два, потом- 3,4 и т.д. (Приложение10).  Эти дети умеют организовать работу, проконтролировать её выполнение, проверить результативность. Большое внимание уделяю самостоятельности и активности. Самая высокая степень самостоятельности на этапе практического применения имеющихся знаний и умений.  

       Каковы же особенности проектной деятельности в моем классе? В начале работы детям представляется тема проекта. Чтобы тему изучить всесторонне, важно детей разделить на группы (можно с помощью жетонов) и определить тему для каждой из них. Количество групп в разных проектах различное. Можно работать и над индивидуальным проектом.

        Очень важно, чтобы дети почувствовали важность своей работы. Не менее важно применение на практике полученных результатов. Составляю руководство. Я консультирую, помогаю, направляю учебную деятельность учащихся в нужное русло. Например, работа над проектом «Сидоровка». (Приложение 1, 10)

В конце деятельности ученики сами оценивают свою работу. (Приложения 6,7) При этом оценивается:  содержание проекта, его актуальность,  авторские выводы,  авторские находки,  техническое исполнение,  сама защита,  умение представить свою работу,  ответить на вопросы товарищей,  умение отстаивать свою точку зрения,  умение держаться на сцене и говорить. (Приложение 8)

     И со временем самый слабый ребенок четко знает и может прокомментировать, что у него получилось хорошо, а что плохо. Когда он ленился, когда ему было трудно и почему. Ребята проводили опыты, учились работать с литературой, составляли связный ответ на поставленные вопросы. По итогам совместного и самостоятельного исследования было организовано публичное представление результатов работы групп.

         Чтобы научить ребенка мыслить, надо научить его задавать себе вопросы: Почему? Как? Зачем? В этом мне помогает проектно- исследовательская деятельность. В процессе создания проекта ребенок делает пусть маленькое, но открытие.

         Исследовательская деятельность очень нравится детям, так как позволяет заинтересовать каждого ученика образовательным материалом. Дает возможность детям пообщаться друг с другом, с педагогом в более комфортной обстановке, что повышает в итоге качество образования.

        На уроках использую  элементы образовательных технологий: развивающего обучения, технологии дифференцированного и интегрированного обучения, здоровьесберегающих технологий.

  1. Отслеживание результатов

Мониторинг учебно-исследовательской деятельности учащихся.

            Любая учебная работа ребенка, учебно-исследовательская не является исключением, должна быть доведена до результата. Для настоящего творца-исследователя окончание одной работы это лишь начало следующей, поэтому нам надо стремиться к фиксации моментов завершения творческих проектов детей и каких-то цельных частей детских исследований. В воспитательном отношении недопустимо бросать дело на полпути.

Моментом завершения детской учебно-исследовательской работы должно являться не только индивидуальное признание ее завершенности учителем, а непременно публичное представление и коллективное обсуждение. Для подведения итогов исследований в научном мире взрослых разработано множество специальных форм: семинары, конференции, симпозиумы, защиты и др.

На всех этапах учебно-исследовательской работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие психики ребенка. Речь идет, конечно же, не только об интеллектуальном и творческом развитии, но и развитии психосоциальной сферы личности ребенка. Кроме развития когнитивных потребностей и способностей, мы должны заботиться о расширении детского кругозора, приобретение ребенком знаний, умений и навыков, развитии его социального интеллекта. (Приложение 2,3)

        Результатом  плодотворной исследовательской работы можно считать улучшение качества учебной деятельности, повышения мотивации учения, определение своего круга интересов и склонностей.  (Приложение 4)

            Можно выделить следующие критерии оценки результатов: овладение способами познавательной деятельности, умение использовать различные источники информации, овладение методами исследования и обработки полученной информации (Конспектирование, реферирование, сравнение, анализ, использование схем, таблиц, диаграмм), коммуникативные и адаптивные качества (Приложение 3), умение работать в сотрудничестве, противостоять трудностям, самоорганизация, умение провести рефлексию (Приложение 9), сопоставлять цель и результат.

  1. Оценка результативности

            Конечно, работа над внедрением метода проектов еще не завершена, но остановимся и посмотрим, какие промежуточные результаты она дает. В течении небольшого опыта работы мною предпринята попытка отслеживания некоторых результатов внедрения проектной деятельности:

 — формируются организационные навыки,

 ----сформировано умение найти нужную информацию,

 — самостоятельность,

 — потребность в помощи товарищам или оказать ее другим,

 — подъем у детей, не проявляющих себя в урочной системе,

 — увеличение возможностей для творчества,

 — личностные приращения обнаруживаются не только у детей, но и у педагогов ( лично у меня каждый мини-проект, выбранный учениками «прокручивается» в голова и каждую темы я продумываю, чтобы, если понадобиться помощь ученикам, быть готовой)

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Результат

Критерии

Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных)

Стремления и попытки использования исследовательского метода обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром

Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований

Свободное оперирование понятиями: тема исследования, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод, методы исследования и др.

Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске

Проявляемые умения: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи

Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности.

Положительная динамика детского отношения к процессу познания и росту успешности основной учебной деятельности. Изменение характера познавательной деятельности в сторону повышения степени самостоятельности

         Практическая значимость проекта или как использовать исследования наших учащихся после завершения работы:

 1. Четыре работы учеников включены в методическую разработку уроков по окружающему миру. 3 работы учащихся включены в методическую разработку «В помощь классному руководителю» как интересные темы для проведения классных часов. Всеми разработками пользуются учителя начальных классов нашей школы. Так мы продлили дальнейшую «жизнь» наших работ. Теперь ребята участвуют в проведении классных часов, различных уроков  в других классах по приглашению учителей.

2. Исследовательская работа не замыкается только в себе. Работу каждого знают все одноклассники и активно включаются в аналитическую, экспериментальную деятельность. Вместе с детьми мы проводили социологические, психологические исследования  учащихся начальных классов и  своих одноклассников  

        Каждый знал содержание работы других и помогал в подборе данных, литературы, заполнял анкеты, интересовался результатами, увидев эксперименты, опыты товарища, с удовольствием повторяли  и проверяли их сами.

В этом особая ценность проекта «Покормите птиц зимой». Учащиеся в ходе работы  узнали о: особенностях поведения птиц в зимнее время (доклад- сообщение Шаймардановой Ф.М.), разновидностях оседлых птиц (презентация Ибрагимовой Р.Р.), нескольких схемах строительства скворечников (Гильфанов Р.Ф.), скворечниках и макетах (Данилов А.В., Шарафутдинов К.Р., Фатыхов Д.А.).

3. Умение анализировать, исследовать, доказывать и высказывать своё мнение отражается и в учебной деятельности, повышается качество учёбы, учебная мотивация. 

4. Из этих исследований следует, что в нашем классе к третьему году обучения нет ребят с низким уровнем  мыслительной деятельности, второй уровень снизился до 10 человек, высокий уровень у 18 учащихся.

       Плодотворный труд над этой проблемой показал большую значимость работы, как для учителя, так и для детей и их родителей. Только при совместном взаимодействии с родителями, при их заинтересованной помощи можно добиться успеха в организации научно-исследовательской, поисковой деятельности. Проектную деятельность в начальных классах можно считать одной из активных форм работы учитель -  ученик - родители, дающий огромный моральный и учебный эффект.

Делая выводы, могу сказать, что проведенная мною работа помогает мне эффективно решать образовательные задачи, создавать условия для социализации учащихся. Дает больше возможности для организации индивидуального обучения и коллективной творческой работы.  Развитие навыков нестандартного мышления позволяют не только повысить качество образования и уровень знаний учащихся, но надеюсь, поможет им стать в будущем успешными в профессиональной деятельности  и конкурентно- способными  на рынке труда.

         И снова звенит звонок с урока. Но завтра снова уроки. И будут они разные. Но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения, творят и созидают.

Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне.

Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

  1. Библиографический список

1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

4. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов на Дону: Учитель, 2007.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

6.  Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

7.  Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.

9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

10. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

11.  Асмолова  А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия// Москва, Просвещение 2008

12. Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1, №2.

        Приложение к опыту

Приложение 1. Паспорт проекта «Сидоровка»

      Приложение 2. Психологическая диагностика учащихся 3 «г» класса.

      Приложение 3. Результаты диагностики адаптированности в  3 «г» классе

      Приложение 4. Результаты диагностики интересов учащихся 3 «г» класса.

      Приложение 5.   Классификация исследовательских работ. Алгоритм организации исследования.

      Приложение 6. Бланк жюри. Критерии оценки.

      Приложение 7. Критерии оценивания мультимедийных презентаций

      Приложение 8. Номинации

      Приложение 9. Отчет о выполнении проекта 

      Приложение 10. Инструкция  для учеников по работе над проектом «Сидоровка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся»

Цели:1)    актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач; 2)    создание условий д...

Проектная деятельность - способ активизировать творческие способности обучающихся начальных классов

В статье показана роль проектно-исследовательской работы с обучающимися начальных классов....

Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся

В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не тол...

Мастер-класс "Технология ТРИЗ-как средство формирования творческих способностей учащихся"

Всё о теории решения изобретательских задач, применении  методики на практике. Мастер-класс по технологиям системы ТРИЗ, представленный на конкурсе "Учитель года 2014"...

«Проектная технология как один из способов развития творческих способностей учащихся»

Урок русского языка в 3 классе (3 четверть)Учитель: Сывоконь Екатерина Игоревна , учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 13 г. Темрюка Тема: Значение и употребление имен прилагательных в речиТип: ...

Формирование устных вычислительных навыков на уроках математики, как способ развития творческих способностей учащихся начальной школы.

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин...

"Научно-исследовательская деятельность, как основной способ развития творческих способностей учащихся"

Стать " Научно-исследовательская деятельность,как основной способ развития творческих способностей учащихся" раскроет цели и возможности для работы с проектной деятельностью в начальных клас...