РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Обутова Александра Васильевна

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном подходе, то есть способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы ее достижения быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коротова Валентина Иннокентьевна

учитель начальных классов,

Обутова Александра Васильевна

учитель начальных классов,

МОБУ СОШ № 17, г. Якутск

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном подходе, то есть способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы ее достижения быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Обращение Президента РФ к Федеральному собранию 5 ноября 2008 года и сегодня является весьма актуальным: «Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».  Таким образом, раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

        Цель: Создание благоприятных условий для выявления, развития, воспитания и поддержки одаренных детей

Задачи:

  • выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей одарённых обучающихся

  • разработать программу работы с одаренными учащимися.
  • создать среду  для полноценного развития одаренного ребенка
  • совершенствование системы дополнительного образования  образовательного учреждения, слияние основного и дополнительного образования, развитие проектно-исследовательской и творческой деятельности учащихся;
  • совместная с родителями поддержка талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;

Предполагаемые результаты: 

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  • Создание базы для развития одаренности и таланта учащихся в современных условиях общеобразовательной школы.
  • Успешная социализация одаренных как основа развития их способностей и повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях;    
  • Расширение и систематизация методов работы с семьей одаренных детей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка.

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы – урочную и внеурочную.

Основные формы образовательной деятельности

Форма

Задачи

Классно-урочная

  • использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока творческие мастерские;
  • создание проектов по различной тематике;
  • использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, компьютерные игры, электронная энциклопедия);
  • создание детских портфолио.

Факультатив

  • учет индивидуальных возможностей учащихся;
  • повышение степени самостоятельности учащихся;
  • расширение познавательных возможностей учащихся;
  • формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности;
  • объединение сильных учащихся по параллелям классов для групповых занятий.

Ученическая конференция

  • развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой;
  • обобщение и систематизация знаний по учебным предметам;
  • формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)

  • представление широкого спектра форм внеурочной деятельности;
  • повышение мотивации учеников к изучению образовательной области;
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество

  • привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности;
  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
  • создание ассоциация родителей - ученых.

Кружки, студии, объединения

  • развитие творческих способностей учащихся;
  • содействие в профессиональной ориентации;
  • самореализация учащихся во внеклассной работе.

Работа с родительской общественностью

  • Создание условий для равноправного взаимодействия школы и семьи в развитии личности учащегося;
  • Изучение социального заказа родителей одаренных учащихся

Данная модель  развития одаренных детей, поможет учителю построить концепцию развития одарённых детей, разработать направления, задачи, а также план действий и поэтапную их реализацию в течение 4 лет обучения в начальной школе.

Модель одаренного ребенка – компетентная личность:

  1. Я самостоятельный способен осуществить самостоятельно продуктивную деятельность.
  2. Я – здоров -  физически и нравственно
  3. Я – личность - способен к саморазвитию и самообразованию, обладаю интеллектом. Проявляю интерес и энтузиазм.
  4. Я - исследователь - способен самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществляю поисковую деятельность, владею средствами и способами исследовательского труда. Способен прогнозировать результат. 
  5. Я носитель культуры своего народа – знаю свои истоки, обладаю высоким уровнем культуры.
  6. Я человек мира - руководствуюсь в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами. Осознаю проблемы и противоречия. 
  7.  Я  и мое будущее - готов к осознанному выбору и освоению профессиональных программ отдельных областей знаний с учетом сложившихся интересов и возможностей.

Список литературы:

1.Алексеева, Андреенко, Видова: Развитие одаренных детей. Издательство Учитель.2014 год.

2..Брюно Ж.  Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика.  С - П. 2005.

3. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991.

4. Гильбух Ю.З. "Психодиагностика в школе". М. Знание. 1997.

5.Запотылок О.А. Работа с одаренными детьми. Минск: Красико - Принт, 2006.

6.Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста.   Кника практического психолога.1998.  

 7.Комарова А.Б. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных школьников. М. Мысль. 2000г.

8.Толмачева Н. А. Одаренность как педагогический и психологический феномен. Одаренный ребенок, М. 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль заместителя директора по учебно – воспитательной работе в профессиональном развитии учителя в условиях реализации ФГОС второго поколения

В презентации показаны направления в работе с учителями начальных классов, формы организации деятельности, результат....

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких  (необычных, незаурядных) результатов в одном или не...

Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения...

«Формы работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения»

В работе с одаренными детьми необходимо учитывать психологические особенности.Ю.З. Гильбух отмечал, что одаренные дети — это дети, выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием....

«СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»

  Статья посвящена вопросам организации работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС НОО. Авторы статьи раскрывают цели, задачи, принципы, ожидаемые результаты данной работы....

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС...

Эффективная работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Данная тема соответствует современным тенденциям развития образования. Президентом РФ  В. В. Путиным утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где система...