Коррекция оптической дисграфии
статья на тему
Родителям предлагаются направления работы с детьми, имеющими нарушения письменной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekciyaopticheskoydisgrafii.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция оптической дисграфии
- Развитие зрительно-пространственной ориентировки
Умение ориентироваться в окружающем пространстве, на листе бумаги и в положении собственного тела, в определении правых и левых частей влияет на становление письма, на дальнейшее правильное написание букв, различение сходных по начертанию букв, их правильное прочтение. Упражнения, направленные на развитие ориентировки в собственном теле, дифференциации правых и левых частей:
1. Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться, назвать ее или повторить название за взрослым.
2. Поднять правую руку вверх и назвать ее.
3. Поднять левую руку и назвать ее.
4. Поднять то правую, то левую руку, поочередно их называя.
5. Взять карандаш, книгу и т.д. правой рукой (или левой рукой).
6. Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу. Показать правой рукой левый глаз, левое ухо, правую ногу.
7. Показать правую руку у человека, сидящего напротив, показать левую руку у человека, стоящего рядом и т.д.
8. Показать на картинке (например: медвежонка) правую лапу, левый глаз и т.д.
9. Попрыгать на левой ноге, правой ноге.
10. Выполнение упражнений по инструкции: подними левую руку, согни в локте правую руку, левая рука в сторону, а правая вверх и т.д.
- Упражнения, направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве, пространстве листа:
1. Покажи предмет, который находится справа от тебя.
2. Назови предметы, которые находятся слева от тебя.
3. Положи книгу справа от себя, а ручку слева.
4. Где находится шкаф? (например, справа) и т.д.
5. Положить правой рукой книгу справа от себя, а карандаш – левой рукой слева. - Где находится карандаш по отношению к книге? (слева). Положить тетрадь слева от книги (рядом). - Где находится тетрадь по отношению к карандашу? (справа) и т.д.
6. Назвать среди стоящих перед ребенком трех предметов (например: мяч, пирамидка, машинка) где по отношению к пирамидке стоит машина и т.д.
7. Назвать, что на листе бумаги или на картине изображено справа, слева.
8. Написать букву или нарисовать фигуру слева (справа) от вертикальной линии.
9. Графические диктанты: - Нарисовать точку, ниже точки крестик, справа от точки круг и т.д. - Рисование по клеточкам: 1- вправо, 2 – вверх, 1 – влево, 1- вниз, 2 – влево и т.д.
10. Показать среди пары (например, ботинок или рукавиц) правую, левую.
11. Показать самый большой (маленький) предмет из предложенных.
12. Показать правую (левую) половинку разрезанной на 2 части картинки.
13. Назвать, какой предмет короче, длиннее (из ряда нарисованных либо натуральных предметов).
14. Показать, кто выше, кто ниже.
15. Нарисовать домик, елочку, забор в прямом и перевернутом видах; рассматривать картинки в прямом и перевернутом видах.
16. Выбрать фигуру или знак среди 2-х зеркально изображенных.
17. Упражнение «Найди такой же». Предъявлять круг одной и той же величины на разных расстояниях (5 м, 7 м) от ученика и предлагать подобрать круг, равный ему по величине, из числа кругов, находящихся на щите рядом со школьником. То же задание можно выполнить с заменой кругов вертикальными линиями.
18. Работа с предлогами, обозначающими пространственные отношения: - Выполнение упражнений на усвоение пространственных соотношений предметов. Например, предложить ученику положить книгу на стол, под стол, в стол, около стола, за стол и т.д.
19. Рассмотреть плакат, на котором посередине изображена прямая горизонтальная линия и рисунки различных предметов, расположенных выше, ниже или на ее уровне. Задаются вопросы о расположении предметов на плакате: - Выше какого предмета находится ... (мяч)? Ниже какого предмета находится... (мяч)? Что находится правее ... (мяча)? Что находится левее ... (мяча)? - Что находится на линии, над линией, под линией? Что будет находиться на линии, если ее продолжить вправо, влево?
20. Упражнение "Передвигай фигуру, не дотрагиваясь" Перед учеником находится большой квадрат, разделенный на девять клеточек. Ученика просят смотреть на фигурку (треугольник, звездочка, птичка), расположенную в центральной клеточке и мысленно ее передвигать на одну клеточку в соответствии с указаниями учителя (например, " Вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где должна находиться фигурка сейчас?"). Усложнение задания достигается за счет увеличения количества и скорости передвижения фигурки.
- Развитие зрительного восприятия
Упражнения, направленные на формирование зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса):
1. Назвать контурные изображения предметов.
2. Назвать недорисованные контурные изображения предметов.
3. Назвать перечеркнутые контурные изображения.
4. Определить, что неправильно нарисовал художник.
5. Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
6. Распределить изображенные предметы по величине (при реальных соотношениях величин предметов).
7. Распределить изображения предметов по их реальной величине (предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине).
8. Подбор картинок к определенному цветовому фону. Детям предлагаются фоны разного цвета, а также картинки с изображениями предметов разного цвета. Дается задание положить картинку на соответствующий фон.
9. Игра «геометрическое лото». Детям раздаются большие карты на которых изображены геометрические фигуры и предметные картинки, которые дети кладут на
большую карту, соотнося форму предмета с геометрической фигурой.
10. Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются полоски, состоящие из двух разноцветных частей: красной и синей, красной и желтой, желтой и синей, синей и красной и т.д. Детям нужно подобрать такую же полоску, как у учителя.
11. Определение правой и левой части разноцветных полосок. Предлагаются следующие виды заданий: - покажи полоску, на которой справа синий цвет; на которой слева синий цвет; - назови цвет правой части полоски; - найди полоску, где слева красный цвет, а справа - желтый и т. д.
12. Нахождение адекватных изображений, состоящих из треугольников и линий.
13. Срисовывание изображений, состоящих из треугольников и линий.
14. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, а второе представляет собой зеркально расположенное изображение.
15. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.
16. Составление «разрезных картинок».
17. Конструирование фигур из спичек или палочек (сначала по образцу, затем по памяти).
- Упражнения, направленные на формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв:
1. Найти букву Г среди сходных Н Т Г П
2. Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом: а б в г д е ж з а б в г д е ж з А Б В Г Д Е Ж З
3. Определить буквы, находящиеся в неправильном положении.
4. Назвать или записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
5. Обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу.
6. Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.
7. Дописать букву.
8. Назвать буквы, наложенные друг на друга.
9. Определить правильно и неправильно написанные буквы.
10. Узнать буквы по зеркальному изображению.
11. Показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных.
12 Игра «Мягкие буквы». Ученику дается шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква.
13. Конструирование букв из элементов.
14. Реконструкция букв: · добавляя элементы (например, сделать из буквы Р – В, из буквы Ь – Б) · убавляя количество элементов (например, сделать из буквы Ж- К) · изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р – Ь, из буквы Т –Г).
15. Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р-Ь, П-Н, П-И, И-Н, Г-Т. ЛМ АД ЛД ВР ВЗ ГТ ВБ ГБ ГЕ КЖ ХУ ГП ИН ПН ИП ШЩ ЦЩ ОЮ СО ОР
16. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним дополнительным элементом: Р-В, З-В, Ь-В, О-Ю, Ь-Ы, Ь-Б, Л-Д...
17. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом: О – с обручем, З – со змеей, Ж – с жуком, П – с перекладиной, У – с ушами и т.д.
Для дифференциации образов букв предлагается заучивание стихотворений (С.Маршака, С.Михалкова, В.Берестова, К.Чуковского, Е.Серовой, О.Высотской, А.Потаповой, Е.Тихеевой, А.Шибаева и др.). Развитие зрительного мнезиса (памяти).
- Развитие зрительной памяти предлагаются следующие задания:
1. Запомнить 4-5 картинок, а затем отобрать их среди других 8-10.
2. Запомнить 3-5 фигур, цифр или букв, а затем выбрать среди других 8-10. При этом предлагаются только согласные буквы во избежание запоминания путем прочтения.
3. Разложить 3-4 картинки в той же последовательности, в какой они предъявлялись.
4. Разложить по памяти буквы, цифры или фигуры в предъявленной последовательности.
5. Игра «чего не стало?» 5-6 игрушек выставляются, дети запоминают их. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало.
6. Игра «что изменилось?» Логопед раскладывает 4-5 картинок и предлагает детям запомнить их последовательность, затем расположение картинок меняется, а дети определяют, что изменилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция оптической дисграфии. "Дифференциация букв П-Т на письме".
Данный материал по дифференциации букв П-Т будет полезен учителям начальной школы, учителям-логопедам, работающим в школе. В данной работе представлены упражнения и задания по коррекции оптической дис...
программа по коррекции оптической дисграфии
Данная программа была разработана для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Программа позволяет учителю-логопеду лугко составить конспект занятия, опираясь на разделы программы. Т.к. у учащихс...
Развивающие игры при коррекции оптической дисграфии
Собраны игры которые будут способствовать исправлению оптической дисграфии. Игры на развитие зрительного восприятия, буквенного гнозиса, пространственного восприятия, тактильных ощущений и др....
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Начало обучения в школе часто сопровождается затруднениями самого разного характера. «Зеркальное письмо - одно из...
Приёмы предупреждения и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета...
"Методика работы по коррекции оптической дисграфии и дислексии. Дифференциация гласных звуков [а-о]".
Даны этапы работы над звуками, представлен речевой материал на звуки А и О....
Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии
Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии...