Главные вкладки

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
    методическая разработка по логопедии по теме

    Новикова  Людмила  Вячеславовна

    Начало  обучения  в  школе  часто  сопровождается  затруднениями  самого  разного  характера.  «Зеркальное  письмо  -  одно  из  них.

       «Зеркальное  письмо»  -  одно  из  проявлений  оптической  дисграфии.

        Оптическая  дисграфия  связана  с  трудностью  усвоения  ребенком  зрительных  образов  букв,  многие  из  которых  кажутся  ему  «похожими».

       В  русском  алфавите  33  буквы  и  написание  23  из  них  вызывает  затруднения  из-за  свойств  зеркальности :  «б»,  «в»,  «г»,  «д» ..

       Поэтому  прежде  чем  проводить  работу  по  различению  правильной  буквы  и  её  двойника,  проводится  подготовительный  этап,  помогающий  развивать  у  детей  ориентировку  в  пространстве,  на  себе  и  на  листе  бумаги.

       Так,  если  ребенок  не  научился  в  свое  время  отличать  длинную  ленту  от  короткой,  то  ему  трудно  будет  заметить,  что  у  письменной  буквы  -  «п»  -  палочка  короткая,  а  у  «р»  -  длинная.  Если  он  не  усвоил ,  что  предметы  могут  располагаться  слева  и  справа  друг  от  друга  и  т.п.,  то  ему  будет  трудно  понять,  что  овал  у  буквы  -  «ю»  -  располагается  справа,  а  не  слева.  Все  это  не  может  не затруднить  усвоение  ребенком  начертаний  букв. Поэтому  работа  по  предупреждению  «зеркального»  письма  должна  вестись  по  нескольким  направлениям.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл profilaktika_opticheskoy_disgrafii.docx18.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОСНОВНЫЕ   НАПРАВЛЕНИЯ   РАБОТЫ

    ПО   ПРОФИЛАКТИКЕ

    И  КОРРЕКЦИИ  ОПТИЧЕСКОЙ  ДИСГРАФИИ

    1.  Развитие  зрительного  восприятия,  узнавания  цвета,  формы,  величины  (зрительного  гнозиса:  предметного,  буквенного).
    2. Расширение  объёма  и  уточнение  зрительной  памяти  (мнезиса).
    3. Формирование  пространственных  представлений.
    4. Развитие  звуко-буквенного  анализа  и  синтеза.

       Широко  используется  метод  обходных  путей,  опора  на  сохранные  анализаторы:  слуховой,  двигательный,  тактильный;  на  мыслительную  деятельность.

        Необходимо  четко  дифференцировать письменные  нарушения.  При  замене букв  необходимо  убедиться  в  том,  что  они  действительно  имеют  «зрительное»  происхождение.  Ведь  буквы  Ш-Щ,  Ц-Щ  могут  смешиваться  на  письме  не  только  из-за  оптического  сходства,  но  и  по  причине  неразличения  на  слух  соответствующих  звуков.  Необходима  двойная  проверка:  если  ребенок  свободно  различает  на  слух  соответствующие  звуки  в  словах  типа  «ЦЕЛЬ»  -  «ЩЕЛЬ»,  «ЦЕЛИ»  -  «ЩЕЛИ»,  то  дело  здесь  действительно  в  затруднениях  зрительного  порядка.

         Для  уточнения  логопедического  заключения  и  четкой  выработки  плана  коррекционной  работы  необходимо  провести  комплексное  обследование  детей:  зрительного  гнозиса,  мнезиса,  зрительно-пространственной  ориентировки  (схема  тела,  на  листе  бумаги,  в  окружающем  пространстве  по  отношению  к  предмету  или  другому  человеку).

         Значительный  вклад  в  профилактику  и  коррекцию  нарушений  письменной  речи  внесли  такие  отечественные  ученые,  как  С.Д.Забрамная,  Р.И.Лалаева,  И.Н.Садовникова,  Л.Г.Парамонова,  Н.В.Новоторцева,  М.Зиганов  и  др.,  которые  рекомендуют  дифференцировать  сходные  по  написанию  буквы  (таблица  1).

         Так,  например,  при  обследовании  зрительного  гнозиса,  анализа  и  синтеза  они  рекомендуют  использовать  следующие  дидактические  игры:

    1.  «Что  изменилось?»

    Ребенку  предлагается:

    -  рассмотреть,  во  что  одета  кукла,  отвернуться  (в  это  время  поменять  какую-либо  одну  деталь),  рассказать,  что  изменилось;

    -  показать  картинку  с  изображением  5-6  знакомых  предметов,  затем  убрать  её  и  показать  другую,  несколько  отличную  от  первой,  определить  все  замеченные  отличия;

    -  разложить  перед  ребенком  5-10  картинок  с  изображением  знакомых  предметов,  предложить  назвать  их,  затем  попросить  закрыть  глаза,  в  это  время  изменить  их  месторасположение  или  заменить  одну  из  них.  Определить,  что  изменилось.

    1. «Кто  больше  увидит?»

    Рассмотреть картину  и  перечислить,  что  он  видит  на  ней.                                3. «Какого  цвета  не  стало?»

    4. «Найди  пару»  или  «Парные  картинки»  (отобрать  предметы,  одинаковые  по  форме,  в  другом  варианте  -  по  цвету).

    5.  «Найди  два  одинаковых  предмета»  (изображено  9  предметов,  из  них  два  одинаковых,  остальные  отличаются  деталями).

    6.  «Найди  отличие»  (рассмотреть  картинки  с  изображением  на  них  одинаковых  домиков,  которые  отличаются  друг  от  друга  лишь  отдельными  деталями:  разное  расположение  труб,  количество  окон).

    7.  «Найди  ошибку»  (в  письменной  работе  учащегося).

    8.  «Сделай  так  же» (предложить  делать  руками  фигуры  так,  как  вы  показываете).

    9.  «Слушай  команду»  (по  устной  инструкции  без  показа).

    10.  Выкладывание  фигурок,  геометрических  фигур  из  спичек,  косточек  (по  образцу,  по  словесной  инструкции,  т.е.  зрительные  и   слуховые  диктанты).

    11.  Классификация  геометрических  фигур  независимо  от  цвета,  величины.

    12.  Классификация  геометрических  фигур  по  цвету,  величине.

    Возможность  различения  сходных  по  начертанию  букв  может  быть  выяснена  при  выполнении  следующих  заданий:

    1. Чтение  всех  букв  алфавита,  предъявляемых  в  любом  порядке.
    2. Чтение  букв,  сходных  по  написанию  (печатных  или  рукописных)  в  пределах  изученного  материала:

    А  Н  И                               г  п  р  т  ш              г  п  т

    В  З  Б  Ъ  Ф  З  Р  Ь        б  в  д  у  з                 р  б  в  з  е

    Г  Т                                    и  ш  ц  щ               о  с  е  э  ю

    Литература:    М.А.Поваляева  «Профилактика  и  коррекция   нарушений    письменной  речи  (качество  образования),  Ростов-на-Дону,  «Феникс»,   2006 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы

    В работе представлены основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы. ...

    СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

    Основные направления работы учителя математики с обучающимися, слабоуспевающими по предмету и испытывающими трудности в его изучении

    Последние несколько лет учителя математики  очень часто сталкиваются с проблемой недостаточной сформированности или даже полного отсутствия у обучающихся вычислительной культур...

    Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса

    В  данном  методическом  материале  расписаны  воспитательные  мероприятия  и  основные  направления  работы  по  построению  воспитательной  системы  класса  по  месяцам....

    Содержание и основные направления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов.

    Напрвления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов, в рамках общеобразовательного учереждения....

    Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год

    Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год...