Сценарий библиотечного урока "Переводчик с бессловесного"(к юбилею ВВБианки)
методическая разработка на тему

Слижевская Елена Юрьевна

Сценарий библиотечного урока или внеклассного мероприятия  "Переводчик с бессловесного" посвящён юбилею Виталия Валентиновича Бианки.

В сценарии есть краткая биография писателя.его произведения,первые книги,викторина "Знатоки природы", конкурс "Голоса птиц", ещё можно включить инсценирование его произведения,в нашем сценарии упоминается сказка "Хвосты"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          СЦЕНАРИЙ

проведения библиотечного урока «Переводчик с бессловесного»

(к 120-годовщине со дня рождения Виталия Валентиновича Бианки)

Цель :познакомить с жизнью и творчеством писателя-натуралиста В.В.Бианки

Задачи:- на основе сказок и рассказов писателя воспитывать любовь и уважение к миру природы;

              -учить чуткому пониманию природы, учитывая её законы и особенности,

              -развивать память, речь, внимание, мышление и наблюдательность.

Оборудование: книжная выставка писателя; иллюстрации к произведениям В.В Бианки; мультимедиапроектор;

Ход мероприятия:

*Слайд №1(лес)

1.Конечно, многие люди любят природу, но иногда встречаются люди, у которых особое отношение к природе и ко всему живому. Природа это чувствует и ждёт момента, чтобы поделиться с ними своими секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а пугливые животные забывают про свои страхи.

 Наш библиотечный урок мы посвящаем жизни и творчеству писателя-натуралиста, ему в этом году исполнилось бы 119 лет, его часто называют «лесным корреспондентом», «лесным сказочником», всё написанное этим автором -праздник узнавания. Открытия ждут нас на каждом шагу, книги его помогают найти ключи ко многим тайнам окружающего мира.

-Посмотрите мультфильм , снятый по одному из его произведений.

*Просмотр мультфильма «Путешествие муравья»

*Слайд №2

2.Переводчик с бессловесного -так называл себя и своих друзей писателей, человек, который был влюблён в природу, как никто другой знал её-это

ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ БИАНКИ. Бианки большую часть жизни посвятил описанию мира загадочного и неповторимого, таинственного и удивительно разнообразного русского леса и его обитателей.

*Слайд №3

3.Родился Виталий Валентинович 12 февраля 1894 года в Петербурге.

Фамилия Бианки досталась по наследству от предков-итальянцев. Отец его был учёным-орнитологом, орнитология-наука, изучающая …

   -Кто из вас знает, кого изучал отец?

*4.Правильно, птиц, а ещё он работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. Именно он привил своему сыну интерес ко всему, что «дышит,цветёт и растёт». Отец Валентин Львович ввёл маленького Виталия в удивительный мир ,но мёртвый, неподвижный и молчаливый. Мальчик не раз бывал в музее, там за стеклянными витринами замерли животные, привезённые со всего земного шара.

-Как хотелось маленькому Виталию найти «волшебную палочку»,которая могла бы оживить музейных экспонатов.Уже став взрослым,Виталий Бианки понял,что такой «волшебной палочкой» может быть только слово,только рассказ.

*5.А ещё отец часто брал сына в мир живой природы.Каждое лето семья выезжала за город,в деревню Лебяжье,где они рыбачили,ловили птиц,выкармливали птенцов,зайчат,ежей и белок.

-Бианки вспоминает: «Отец рано начал брать меня с собой в лес,он каждую травку,каждую птицу и зверушку называл по имени,отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по голосу,по виду,по полёту,разыскивать самые скрытые гнёзда.Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей.И-самое главное-с детства приучал все свои наблюдения записывать.Так приучил,что это вошло у меня в привычку на всю жизнь».

*6.В семье Бианки часто бывали зоологи,путешественники,бывалые люди.Они много и интересно рассказывали,а Виталий жадно их слушал и начинал понимать,что живой мир природы-это его призвание,увлечение,любовь.

-Он пытался понять,о чём разговаривают птицы,почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли,зачем одному природа подарила длиннющий нос,а другому достался махонький носишко,отчего одни животные строят домишки на деревьях,другие-в чистом поле,а третьи-под водой.Все эти непростые вопросы не давали Бианки покоя.

-Обо всём,что увидел и узнал,Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам.И начал писать детские книжки,помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы,которая и стала главной героиней его замечательных произведений.

-35 лет писал Бианки о лесе,это слово звучало в названиях его книг: «Лесные

домишки», «Лесные разведчики»,повести,рассказы и сказки Бианки соединили в себе поэзию и точное знание.Он написал более 300 сказок,расказов о природе,в числе которых такие,как «Первая охота», «Кто чем поёт», «Как муравьишка домой спешил», «Сказки зверолова», «Оранжевое горлышко», «Мышонок Пик»,по некоторым из них сняты мультипликационные фильмы.

*7.-А знаете ли вы,какая книга вышла первой?

(в 1923 году вышла книга «Чей нос лучше?»)   Слайд №7

*8.-Самой знаменитой книгой Виталия Бианки стала «Лесная газета»,другой подобной просто не было.Газета представляет собой детский настольный календарь природы,разделённый на 12 частей,соответствующих 12 месяцам в году.Всё самое любопытное,самое необычное и самое обычное,что происходило в природе каждый месяц и день,попадало на страницы «Лесной газеты».Это была настоящая газета со своей передовицей, объявлениями и телеграммами-обо всём,что происходит в лесу.Здесь можно найти объявление скворцов «ищем квартиру» или сообщение о первом «ку-ку»,отзыв о спектакле,который давали на тихом лесном озере птицы-чомги.С 1928 года газета несколько раз переиздавалась,Бианки вносил изменения,её переводили на разные языки мира,рассказы звучали по радио.

* Слайд №10

       Повсюду:в лесу,на полянке,

        В реке,на болоте,в полях-

     Ты встретишь героев Бианки,

    У них побываешь в гостях.

                                             Про птиц,насекомых,лягушек

                                            Рассказы и сказки прочтёшь

                                           И лучше знакомых зверушек

                                             Узнаешь,дружок,и поймёшь.

Ох,так написать о природе

Не просто,ведь нужно уметь

На вещи,знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть!

-Мы предлагаем вашему вниманию инсценировку учеников 2-б класса по сказке Бианки «Хвосты»

*Слайд №11         -Книги Виталия Валентиновича любимы и детьми, и взрослыми.Они читаются легко и увлекательно,книги познавательны-много неизвестного о повадках,образе жизни животных.Чтобы писать о животных,надо их любить.Если человек любит и знает природу,он никогда не навредит ей,а преумножит её богатства.

* Слайд №12   -Сегодня мы совершим с вами экскурсию-викторину по страницам книг учёного, писателя-Виталия Бианки.

* Слайды с 13 по 18               Конкурс «Птичья галерея»

-Вам нужно по фотографии узнать птицу (слайд-шоу)

  • Слайд №19    Конкурс «Узнай птицу по голосу» (фонотека голосов птиц:галка, соловей,сорока, фазан,чечётка)

-Ну что,знатоки природы, попробуете свои силы дальше?

Игра «Летает-не летает» - Прошу вас всех встать, чтобы никому не мешать.

-Я называю птиц,а вы машете руками,если птица летает, а если не летает-приседаете.

                Сова,аист,воробей,пингвин,ласточка,синица,грач,сорока,попугай,

страус,журавль,чайка,тетерев,ворона,курица,снегирь,жаворонок,соловей,скворец,лебедь,сокол.

Викторина «Угадай,кто это?»

-Послушайте описание животного,назовите,кто это и название произведения:

1)Ноги,как ходули,между ног голова качается,коленки выше спины торчат. (паук-сенокосец,Как муравьишка домой спешил)

2)Она сидела на камне,глаза закрыла,грелась на солнышке,щенок-прыг!-И ухватил за хвост!А она извернулась,хвост в зубах у него оставила,а сама под камень.(ящерица,Первая охота)

3)Надули пузыри за ушами,высунули головы из воды,рты приоткрыли и-один воздух вышел их них.Никакого пения.(лягушки,Кто чем поёт)

4)На листке сидит,шелковую нитку из себя тянет,тянет и на листок мотает. Сперепугу муравьишка кувырк с листка и полетел вниз,но что-то сверху-дёрг!И закачался он на шелковой ниточке:ниточки-то на сучок были намотаны.(гусеница, Как муравьишка домой спешил)

Конкурс «Знатоки природы»

1)Какая книга стала у Бианки самой знаменитой?(Лесная газета)

2)Почему нельзя трогать руками птичьи яйца в гнезде?

3)На что похоже гнездо у иволги?(на лёгкую плетёную корзинку)

4)Чем поёт бекас?(хвостом)

5)Для чего клесту клюв крестом?(он им круглый год семечки из шишек достаёт)

6)Как называется птица с мешком под клювом?(пеликан)

7)Как называется птица,которая защищаясь от врага,извивается и шипит как змея?(вертишейка)

8)У кого снова отрастает утраченная часть тела?(ящерица и рак)

9)Какие птицы спят и прячутся в снег?(тетерев,рябчик,куропатка)

10)Птенцы какой птицы не знают своей матери?(кукушка)

-Вот и подошло к концу наше путешествие.Хочется,чтобы у вас появилось желание прочитать не только другие книги Виталия Бианки,но и произведения других писателей-натуралистов:Сладкова,Чарушина,

Скребицкого,Пришвина. Эти произведения позволят вам познакомиться с родной природой,больше узнать про птиц и зверей,про охоту и лес,научат вас бережно относиться к родной природе,любить и охранять всё живое!

*Слайд №20    

                        -Спасибо за внимание,до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фильма "Наша история" (юбилей школы)

Сценарий составлен к 40 летнему юбилею школы...

Сценарий мероприятия "Юбилей школы. 40 лет"

Предлагаю вашему вниманию Сценарий мероприятия "Юбилей школы. 40 лет". Очень волнительный и душевный праздник получился!...

Сценарий общешкольного мероприятия "Юбилей школы"

Сценарий построен на чествовании лучших педагогов-школьных самоцветов, живущих на уральской земле, которую воспевал в своих произведениях П.П.Бажов....

Сценарий школьного праздника "О школе и в шутку и всерьез" к 5 летнему юбилею школы для учащихся 1-9 классов

В шутливой форме по мотивам к\фильма "Приключения Петрова и Васечкина"в сюжете рассказывается об интересной, увлекательной жизни в нашей школе и учеников и учителей. О разннообразии кружков и секций, ...

«Уроки истории на библиотечный лад: Библиотеки древние и современные»: Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов

Цель урока: Знакомство с историей возникновения книги и библиотеки, изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.Задачи: Знакомство с историей письменности и книги, ...

Сценарий библиотечного урока для 2 класса "Структура книги"

Сценарий библиотечного урока для 2 класса "Структура книги"...