Программа предшкольной подготовки "Дошколёнок"
рабочая программа на тему

Смирнова Юлия Павловна

Программа предназначена  для работы с дошкольниками в период подготовки к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predshkola_doshkolyonok.doc304.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Программа учебно-воспитательного  комплекса

«Школа  будущего  первоклассника «Дошколёнок»

                                                  Разработали

                                                                                   Смирнова Юлия Павловна,

                                                                                          учитель    начальных  классов

                                                                                                               высшей квалификационной категории,

                                                                                                Чурилова  Светлана Николаевна,

                                                                                           учитель    начальных  классов

                                                                                                               высшей   квалификационной категории

                                                   

                                                     Пояснительная записка 

     Подготовка к школе – многогранный, последовательный процесс психологической готовности ребёнка к ней. Ребёнок должен быть здоров, жизнерадостен, разговорчив, сообразителен, должен уметь слушать, слышать, действовать вместе, выполнять требования педагога.

        В настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. По данным обследования среди поступающих в школу 7-летних детей только 40% имеют «внутреннюю позицию школьника» - у остальных она отсутствует, примерно треть  первоклассников недостаточно готова к школе. Таким образом, подготовленность детей, не посещающих ДОУ, к обучению к школе низка.

Зачастую наблюдается несформированная внутренняя позиция школьника, низкий уровень произвольности, завышенная самооценка, интеллектуальная неготовность к обучению, недостатки развития речевой сферы, отсутствие мотивации.

   Данная  программа   определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый  дошкольник  для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению.    Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.

При подготовке детей к школьному обучению следует учесть ряд проблем, которые возникают в связи с более ранним образованием:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.

На данный момент, уровень готовности будущих первоклассников к систематическому обучению различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе,  их успешность в обучении и  усложняет работу учителя с такими  школьниками.

     Цель данной рабочей программы: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности.

  Реализация цели предполагает решение следующих задач:

• организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного

образования с учетом индивидуальных особенностей детей этого возраста;

• отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое

обеспечит отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;

• укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания

учиться;

• формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для

благополучной адаптации к школе.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

 занятие-игра;

 занятие-путешествие;

 занятие-праздник;

 занятие-конкурс;

 занятие-экскурсия.

 Занятия в «Школе будущего первоклассника «Дошколёнок» проводятся  с учётом возрастных особенностей детей шестилетнего  и семилетнего возраста  и  направлены  на развитие дошкольников. Материал занятий не  совпадает  с материалом, изучаемым на уроках в 1 классе.    Преимущество отдается игровым упражнениям и групповым формам работы. 

Организация работы  «Школы будущего первоклассника  «Дошколёнок»

     Приём детей осуществляется по заявлению родителей. Предшкольная подготовка организуется с    октября    по  май.   Занятия проводятся   по  субботам . Занятия ведут  педагоги начальных классов, которым  предстоит в следующем учебном году работать с первоклассниками.

   Каждое занятие длится 30 минут. Перерыв между занятиями – 10 минут.          

    Рабочая программа рассчитана на  72 часа  в год (24 недели),   в день проводится   3 занятия.

Образовательная деятельность   строится с учетом принципов современного  образования:

  •  учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
  • комплексный подход;
  • систематичность и последовательность;
  • наглядность.

       При реализации программы  УВК «Школа будущего первоклассника «Дошколёнок»  оцениваются результаты освоения детьми  основной общеобразовательной программы предшкольного образования в двух категориях:

1. Промежуточная оценка проводится как результат наблюдения – это описание динамики  формирования интегративных качеств воспитанников по освоению ими  программы по всем  направлениям развития детей, т. е результаты мониторинга.

2. Итоговая оценка проводится при переходе ребёнка на обучение в 1 класс.

   Особого внимания заслуживает преемственность  организационных форм,  т. к. именно при  переходе из дошкольного образования на начальную  ступень  обычно ощущается существенная 

разница в организации  образовательного  процесса, влекущая за собой трудности адаптации.   

Правовая основа организации групп предшкольной подготовки:

  1. Закон  РФ «Об образовании»  №273-ФЗ    от  29.12.2012г.
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)  от 15.03. 2004 №03-51-4. «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
  3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)   утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию МО РФ 17.06.2003).
  4.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  №1155 от 17.10.2013 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»
  5. Инструктивно-методическое    письмо   Министерства    образования Российской Федерации от 14.03.2000 года № 65/23-16 «О гигиенических требованиях  и максимальной   нагрузке   на  детей дошкольного  возраста  в  организованных   формах обучения».
  6. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к  устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных   организациях.   СанПиН  2.4.1.2660-10» (утв. Главным  государственным  санитарным врачом РФ 22 июля 2010г. № 91).
  7.   Устав МБОУ «СОШ №56» города Курска  

Участники реализации программы

-администрация ОУ и ДОУ;

-педагоги ОУ  и  ДОУ;

 -дети;

-родители.

 Механизм реализации программы

I. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни.

1 .Правильное составление расписания в соответствии с нормами СанПина.

2.Физкультминутки во время занятий.

3.Разучивание подвижных игр и проведение их во время прогулок и на переменах

4.Профилактические мероприятия и консультации медработника.

5.Своевременные профилактические прививки.

6.Углубленный медицинский осмотр с обязательным последующим отслеживанием детей с проблемами

здоровья.

II. Обеспечение базового уровня воспитания и образования дошкольников и младших школьников.

1 .Комплектование первых классов.

2.Обеспечение учебниками и наглядными пособиями.

Ш.Методическое и кадровое обеспечение.

1.Разработка и утверждение программы будущего первоклассника с учетом характеристик школьников, необходимых для поступления в школу.

2.Проведение  заседаний  методических объединений учителей начальных классов  с приглашением   педагогов   МБДОУ № 110, №95 ,   №85.

3.Проведение открытых уроков для родителей будущих первоклассников.

IУ.Обеспечение готовности дошкольников к обучению в школе.

1 .Работа школы будущего первоклассника с привлечением логопеда и психолога с января по апрель.

2.Диагностика определения уровня готовности детей к школе.

3.Формирование   следующих   характеристик дошкольника, необходимых для поступления в 1 класс:

•     Формирование навыка произвольной деятельности (выполнение задания на протяжении 10 минут)

•     Формирование навыка наблюдения за объектом

- выделение существенных признаков объекта

-умения сравнивать объекты по признакам (форма, величина, цвет функции)

-умение найти лишнее

-умение определить наличие изменений.

•     Тренинг мелкой моторики (подготовки руки к письму)

•     Формирование навыка деятельности в группе.

•     Формирование навыков самоорганизации (поведение на уроке)

V. Работа с родителями.

1.Консультации с родителями по результатам диагностики определения уровня готовности детей к школе.

2.Проведение родительских собраний с родителями будущих первоклассников.

3.Проведение дня открытых дверей для родителей будущих первоклассников.

4.Привлечение родителей как социальных партнеров.

VI. Укрепление материально-технической базы.

1 .Спортивным инвентарем.

 2.Оснащение кабинетов современными средствами обучения.

3.Приобретение мебели.

4.Пополнение библиотеки детской и научно-познавательной литературой

5.Приобретение компьютерных дисков.            

Согласно Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утвержденное Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.) содержание образования для группы предшкольной подготовки включило следующие направления развития:

•   физическое;

•   познавательно-речевое;

•  социально-личностное;

•  художественно-эстетическое 

 Программа учебно-воспитательного комплекса «Школа будущего первоклассника»  определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для   успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней  выделяются  семь  образовательных  областей,   отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в

результате его обучения

                                                   

                                                             

                                                       

                     

     

                                                                                             

                                               

                                                             

                                             

                                                                 

                           

                                                     

                         

                                                         Музыка для малышей                                

                                

                                           

                                                 

                                               Прикладная и изобразительная

                                       продуктивная         деятельность

                                 

       

                                                       

                                                             

Критерии сформированности способностей дошкольников:

1.Деятельность и общее развитие:

-произвольная деятельность;

-психологическая саморегуляция;

-развитость творческого потенциала;

-способность принимать инструкцию;

-коммуникативные способности;

-зрительное восприятие

2.Речевое развитие:

-словесная реакция на ситуацию;

-способность понимать говорящего;

-способность объяснять мысль словами                    

Ожидаемый результат программы:  формирование ключевых компетенций будущих первоклассников, необходимых для успешного школьного обучения.

Психологическая компетентность

Интеллектуальная

  • Знания об окружающем мире

Личностная

 Познавательные процессы

  •  Внимание
  •   Память
  •   Мышление
  •   Восприятие
  •   Воображение
  •   Творческие способности
  •   Умение общаться
  •    Отношение к себе, к  учителю.
  •   Отношение к  школе

Волевая

  • Произвольность психических процессов
  • Произвольность поведения
  • Планирование деятельности
  • Реализация деятельности
  • Самоконтроль

   Специальные (допредметные) компетентности 

  •   Начальная речевая компетентность (развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов, развитие речи: расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание).
  •  Начальная математическая компетентность (развитие элементарных математических представлений).
  •  Начальная двигательная компетентность  (развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук)

Становление начальных компетентностей ребёнка старшего дошкольного возраста происходит в условиях организации педагогического процесса на специальных занятиях. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Наш курс предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью. Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.

 

             

        Образовательные области «Школы будущего первоклассника «Дошколёнок»

Блоки программы.

       Основные содержательные линии.

1. «Грамотейка» - 24 ч.

Понятия об устной и письменной речи.

Предложение и слово. Звуки и буквы.

Подготовительные упражнения для развития глазомера.

Штриховка. Рисование и раскрашивание узоров.

Письмо элементов букв. Развитие речевых навыков.

Пересказ знакомой сказки. Составление рассказа по картинке.

Разгадывание загадок.

2. «Считалочка» - 24 ч.  

Различение предметов по размеру и форме.

Пространственные представления.

Временные представления.

Сравнение групп предметов.

Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10.

Счет предметов. Число 0 и его обозначение. Знаки «+», «-»,«=».

Решение простых задач с опорой на предметы.

Уточнение представлений о геометрических фигурах.

3.«Мир природы» -7 ч.

Осенняя жизнь разных растений.   Грибы съедобные  и ядовитые.Составление рисунка «Овощи» из фрагментов.

Овощи и фрукты – главные продукты. Игра «Фрукты – овощи».

Погода в декабре. Вселенная.  Охрана природы. Помоги птицам зимой.

Дикие и домашние животные.  Игра «Найдём домашних животных.

Рыбы – обитатели вод, их приспособленность к условиям жизни.

Погода весной. Первоцветы.  Птицы весной.   Жизнь животных весной.     Учимся понимать и беречь природу.

4. Прикладная и изобразительная продуктивная деятельность- 5ч.

Любимая сказка "Колобок" (знакомство с основами композиции). Иллюстрирование сказки.

«Осеннее дерево. Листопад» (изображение с помощью плавных линий).

 Работа с пластилином.  Лепка снеговика.

Разговор о цвете. Теплые и холодные цвета.  Тематическое   рисова-ние «Цветы для мамы»

Работа  с бумагой. Аппликация  «Разноцветные зонтики».

5. Музыка  для  

малышей – 4 ч.

Введение детей в мир музыкального искусства.

Знакомство с музыкальными   инструментами.

Слушание музыкальных произведений по жанру и национальной принадлежности.

6.   Физкультура – 4ч.

Урок-игра. Построение в колонну по одному. Игры с мячом «Будь ловким», «Пятнашки в мяч».

Урок- игра. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд и перепрыгиванием справа и  слева от шнура.

Урок- игра. Ходьба с изменением направления движения. Игра «Иголка, нитка, узел».

Упражнение в равновесии и прыжках. Игра « Белки, орехи, шишки».

7. Занятия педагога-психолога  - 4 ч.

Определение школьной зрелости по тесту Керна- Йерасека.  

Занятие по развитию внимания и интеллектуальной сферы.

Изучение развития произвольности внимания (графический диктант)

Диагностика продуктивности и устойчивости внимания.

Развивающее занятие «Я и школа».

                                                                  Содержание  программы

                                Развитие речи с элементами обучения грамоте   «Грамотейка»

  Образовательная область программы   «Грамотейка» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, развитие связной  речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется  развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.В дошкольном возрасте начинается подготовка руки ребёнка к письму.  И вот как раз в это время перед педагогами и родителями встаёт задача развития мелкой моторики  руки ребёнка.

    В процессе занятий необходимо создать условия для развития моторики рук через специальные

игровые упражнения, мероприятия по художественному труду и другим видам детской

деятельности (познавательной, изобразительной). От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания дошкольников.

Общие понятия

   Знакомство со звучащим словом, выделение звука из звукового ряда, слова, текста.

   Определение местоположения звука в слове по отношению к началу, середине, концу.

   Знакомство со слогом, со слоговой структурой слова, деление слова на слоги.

   Овладение звуковым анализом слова, т.е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку.

   Дифференциация звуков по их качественной характеристике (гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие).

   Программа предполагает  обучение не просто чтению, а введение широкого круга познавательных задач в области языка:

   1. Овладение звуковым синтезом слов.

   2. Развитие слуховой памяти и слухового внимания.

   3. Правильное произношение всех звуков родного языка.

   4. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слоговой структуре.

   5. Уточнение, обогащение, активизация словаря.

  6. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов (без использования терминов).

   7. Раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц.

   8. Пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам учителя и самостоятельно).

   9. Составление по картинке или серии картинок, объединённых общей  темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

 10. Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, чистоговорок, скороговорок.

   11. Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последовательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

 12. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

     При подготовке детей к письму учитель организует систематическую работу по специально разработанной тетради, учитывая психическую и физическую готовность детей к этой трудной, но так необходимой деятельности.

      На первых занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве места. Для этого включаем в работу разнообразные упражнения на ориентацию:

а) графические диктанты;

б) штриховку фигур;

в) рисование по клеткам узоров;

г) построение фигур из прямых линий.

        Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

   В данный раздел включены следующие упражнения:

1.     Пальчиковая гимнастика.

2.     Штриховка.

3.     Аппликация

Все они, за исключением аппликации, проводятся на каждом занятии.

   Штриховка, аппликация также способствуют развитию творческого воображения и конструкторских способностей.

                        Календарно – тематическое планирование занятий «Грамотейка»

Дата

№ п/п

Тема

Осенние странички. Знакомство с разлиновкой тетради.

Письмо прямых и наклонных линий.

Слово. Слог. Письмо линий с закруглением вверху и внизу.

Составление рассказа «Осень».

Деление слов на слоги. Письмо линий с закруглением вверху и внизу. Обведение по контуру. Музыкальные инструменты.

Слово- звук- буква. Звуковой анализ слов.                                                                                    

Звуки согласные и гласные.   Обведение по контуру. Штриховка. Письмо овалов.           

Составление рассказа  «Наступила ночь». Игра «День-ночь».

Тренировка в написании линий различных конфигураций.

Обведение по контуру. Штриховка. Составление рассказа по рисунку «Кот и клубок».

Классификация предметов по разным признакам. Звуковой анализ слов. Рисование по образцу. Письмо  элементов  буквы  «у», «в».

Учимся пересказывать. А. Н. Толстой «Мужик и медведь».

Выполнение графических упражнений. Обведение по контуру.

Звуковой анализ слов. Обведение по контуру. Выполнение графических упражнений. Разучивание скороговорок, чистоговорок.

Животные и растения зимой. Рисование по образцу. Штриховка.

Чудеса в стране слов. Времена года. Иллюстрирование. Выполнение графических упражнений.

Тренировка в написании линий различной конфигурации.   Игра  «Доскажи словечко».

Звуковой анализ слов. Обведение по контуру. Штриховка. Анализ изображений.

Письмо полуовалов. Обведение по контуру. Штриховка в разных направлениях. Составление рассказа по рисункам.

Звуковой анализ слов. Штриховка. Письмо овалов и полуовалов.

Русская народная сказка  «Лиса и заяц». Пересказ. Раскрашивание предметов. Выполнение графических упражнений.  

Весна в парке. Обведение по контуру. Соотнесение цифры и цвета. Составление рассказа по  наблюдениям

Звуковой анализ слов. Графические упражнения. Анализ цвета и формы. Придумаем сказку о мышонке.

Весенние странички. Обведение по контуру.        Графические упражнения. Составление  рассказа  «Моя любимая игрушка».

Составление рассказов по сюжетной картинке. Слова похожие и разные. Проговаривание скороговорок и чистоговорок. Графические упражнения.

  Слова, противоположные  по значению. Графические упражнения.

Звуковая работа со словами. Закрепление  изученного

Итоговое занятие.    По дорогам сказок

    К концу обучения  дошкольники должны научиться:

  • правильно держать ручку при письме;
  • ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки;
  • фиксировать границу и величину элементов;
  • знать и уметь выполнять разные виды штриховки;
  • при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;
  • уметь по фрагментам продолжить узор;
  • составлять предложения к иллюстрациям;
  • воспроизводить сказку по серии сюжетных картинок.

 

                    Начальный курс математики  с элементами  логики  «Считалочка».

  Образовательная область программы «Считалочка»   способствует становлению начальной математической компетентности (развитию элементарных математических представлений).  

    В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработку форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающее в себя его сенсорную и интеллектуальную готовность.

        Цель начального курса математики «Считалочка» - обеспечить предметную подготовку дошкольников, достаточную для продолжения математического образования в начальной школе и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

        Задачи курса:

  •  формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика»;
  •  развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности;
  •  овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализ, сравнение, классификация математических объектов.

           В математическом содержании программы объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и пр.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно - логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий, и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

         В курсе реализуется основная методическая идея о том, что развитие познавательных процессов у детей будут более активными и эффективными, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей.

    Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных,  предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, действия с предметами, моделями геометрических фигур, работая со счетным и геометрическим раздаточным материалом, выполняя задания в  тетради с печатной основой и др.

    Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.

     Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

         Общие понятия

     Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по форме, цвету, размеру, материалу.

     Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по данному признаку. Выделение части совокупности.

     Сравнение двух совокупностей предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

     Установление равночисленности двух совокупностей предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на… - меньше на…).

    Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

     Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ.

     Натуральное число как результат счета и измерения числовой отрезок.

     Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

     Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и операции с ними

     Прямой и обратный счет в пределах 10. порядковый и ритмический счет.

     Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

     Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на… - меньше на…) на наглядной основе.

     Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры) взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

     Число 0 и его свойства.

     Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно-временные представления

     Примеры отношений: на – над - под, слева – справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др.

     Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

     Ориентировка на листе бумаги в клетку.

 Геометрические фигуры и величины

     Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковые по форме. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал.     Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

     Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольниках, углах.   Сравнение предметов по длине, массе, объему.

                            Календарно – тематическое планирование занятий «Считалочка»

Дата

№ п/п

Тема

 

1.

Счет предметов. Число и цифра  0. Сравнение предметов по размеру.

2.

 Знакомство с числом и цифрой 1. Порядковый счет предметов.

3.

Пространственные понятия «слева», «справа». Выделение одного предмета из множества.

4.

Образование числа 2. Цифра 2.Сравнение множеств: больше, меньше, столько же. Знаки « <,>,= ». Пространственная ориентировка.

5.

Числа 1 и 2. Сравнение предметов (больше, меньше), уравнивание.

6.

Образование числа 3. Цифра 3.Выделение трёх предметов из множества. Состав числа 3.

7.

Прямой и обратный счёт  в пределах «трёх». Сравнение множеств предметов. Нахождение треугольников среди других фигур.

8.

Образование числа 4. Цифра 4. Числовой ряд 1-4. Установление закономерности: цвет – цифра.

9.

Работа с геометрическими фигурами: нахождение закономерностей. Прямой и обратный счёт. Решение практических задач.

10.

Образование числа 5. Цифра 5. Соотнесение числа, количества и цифры. Геометрические фигуры.

11.

Счётные операции в пределах 5. Соотнесение цифры и цвета.

12.

Числовой ряд  от 1 до 6. Образование числа 6. Цифра 6. Счёт предметов.

13.

Состав чисел 4, 5, 6. Прямой и обратный счёт.

14.

Образование числа 7. Его место в числовом ряду. Цифра 7. Сравнение множеств предметов.

15.

Счётные операции в пределах 7. Соотнесение числа, количества и цифры. Дни недели.

16.

Числовой ряд от 1 до 8. Место числа 8  в числовом ряду. Счёт предметов. Сравнение групп предметов и уравнивание.

17.

Знакомство с понятием «сложение». Знак «+». Счёт предметов.

18.

Образование числа 9. Цифра  9. Порядковый счёт.

19.

Знакомство с понятием «вычитание». Знак «-».Счётные операции в пределах 7.

20.

Образование числа 10. Место в числовом ряду. Цифра  10. Геометрические фигуры.

21.

Сравнение множеств: больше – меньше на 1. Пространственная ориентировка.

22.

Прямой и обратный счёт. Закрепление практических навыков сложения и вычитания.

23.

 Путешествие  в  мир геометрических фигур.

24.

Числа от 1 до 10. Итоговое занятие

К концу обучения  дошкольники  должны научиться: 

  • объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между целым и частью;
  • сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами,
  • считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
  • сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10 и устанавливать насколько одно число больше или меньше другого;      
  •      определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
  •      соотносить цифру с количеством предметов;
  •    измерять длину предметов, располагать предметы в порядке увеличения или уменьшения их длины, высоты, ширины;
  • узнавать и называть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг; находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
  • разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
  • выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
  • записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -,=.

                                  Знакомство с окружающим миром      «Мир природы».

   Образовательная  область «Мир природы»   направлена на развитие детей, на формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и «научной» коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем оно и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественно – научным дисциплинам методам познания, следя которым, нужно как можно больше «увидеть своими глазами», «сделать своими руками». Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественно – научного и экологического знания, включая доступные элементарные сведения из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса начальной школы.

       В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т.д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену. Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и умений познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

Календарно – тематическое планирование занятий «Мир природы»

№ п/п

                                                     Тема

 Дата

Осенняя жизнь разных растений.   Грибы съедобные  и ядовитые.

Составление рисунка «Овощи» из фрагментов.

Овощи и фрукты – главные продукты. Игра «Фрукты – овощи».

Погода  зимой. Вселенная.  Охрана природы. Помоги птицам зимой. Игра «Для кого эта кормушка?»

Дикие и домашние животные.  Игра «Найдём домашних животных.

Рыбы – обитатели вод, их приспособленность к условиям жизни.

Погода весной. Первоцветы.  Жизнь животных весной.  

Учимся понимать и беречь природу.

   

 К концу обучения дошкольники  должны научиться:

  • определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;
  • уметь вести календарь природы с помощью взрослых;
  • иметь представление о сезонных изменениях в природе; о домашних животных; об условиях, необходимых для роста растений;  о лесных ягодах и грибах; об овощах и фруктах; о деревьях и кустарниках, цветах, о перелетных и зимующих птицах,   о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе;
  • различать и называть деревья по коре, листьям, плодам;
  • сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
  • понимать значение обобщающих слов.

  

Прикладная   и   изобразительная  продуктивная деятельность.

Занятия изобразительным искусством в предшкольной подготовке являются важным средством всестороннего развития детей и в полной мере обеспечивает  (с точки зрения планируемых результатов) взаимосвязь УУД, формируемых на ступени дошкольного образования и в начальной школе.

В программе учебно -  воспитательного комплекса   прикладная продуктивная деятельность реализует следующие задачи:

  • способность развитию моторики мелких мышц руки;
  • создание условий для развития умений работать в группе;
  • развитие творческих способностей учащегося;
  • умение видеть конструкцию предмета, соответствие форм, размера, местоположение различных частей объекта.

  Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.  

В программе изобразительная деятельность включает такие виды занятий: как рисование, лепка, аппликация, раскрашивание и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Все перечисленные виды деятельности базируются на  основном принципе изобразительной деятельности, - «от общего к частному, и от частного к общему», который  должен  быть и основным принципом всей педагогики, развивая личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные мы формируем метапредметные знания.

    В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус.  Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

Материал для проведения.  Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, раскрашивание).   Ручной труд. Используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

К концу обучения дети должны научиться:

  • пользоваться простейшими приемами лепки, аппликации и др;
  • делать разметку при помощи шаблона или трафарета;
  • умение создавать несложные конструкции из разных материалов.

                                   

                                   Календарно – тематическое планирование планирование  занятий  

№ п/п

Тема

Дата

Любимая сказка "Колобок" (знакомство с основами композиции). Иллюстрирование сказки.

 «Осеннее дерево. Листопад» (изображение с помощью плавных линий)

 Работа с пластилином.  Лепка снеговика.

Разговор о цвете. Теплые и холодные цвета.  Тематическое рисование «Цветы для мамы»

 Работа  с бумагой. Аппликация  «Разноцветные зонтики»

 Музыка  для  малышей.

Развитие музыкальных способностей происходит как в исполнительской, так и в музыкально-образовательной деятельности, новой для дошкольников, включающей в себя ознакомление со сведениями о музыке и музыкальными  понятиями.

Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детства ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.

Раздел   «Музыка  для  малышей»   программы   учебно -  воспитательного комплекса   направлен на формирование  эстетически  развитой  личности. Данный  курс  реализует  следующие задачи:

  •  показать звуковое и интонационное богатство окружающего мира;
  • научить отличать  музыкальные  и  немузыкальные (шумовые)  звуки  и  находить  их в жизни ;
  • знакомство с музыкальными инструментами;
  • научить внимательно  слушать музыкальное  произведение  от  начала до конца.

 Музыкальные занятия строятся на основе развивающих игр, музыкально-дидактических упражнений с занимательными элементами. Дети осваивают наиболее характерные музыкально-выразительные средства, элементы музыкальной речи, переводят их в слуховой опыт и осознанно применяют их в разучиваемых музыкальных произведениях. Так постепенно формируется музыкальное мышление ребенка, его способность эмоционально переживать содержание музыкального произведения в момент его исполнения. Специфика же возраста такова, что для более глубокого усвоения детьми полученных знаний, услышанного, им необходимо закреплять это в практических действиях. Для реализации поставленных задач необходимо создание определенной обстановки, образовательной среды наилучшей для музыкального развития и обучения дошкольников.  

Такая среда, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, раскрепощено, в которой и дети и учитель активно проявляют себя в музыкальной деятельности, содействует обогащению сенсомоторного, эмоционально-творческого совместного опыта детей как предпосылки их успешного общего, музыкального и социального развития.  

К концу обучения дети должны  иметь общее  представление:

  • о  музыкальных  инструментах;
  • о музыкальных  и  немузыкальных  звуках.

                                               Календарно – тематическое  планирование занятий

№ п/п

Тема

Дата

Введение детей в мир музыкального искусства

 Знакомство с музыкальными   инструментами

 Слушание музыкальных произведений по жанру и национальной принадлежности

Понятие о высоких и низких звуках. Музыкальные игры.

Физкультура

    Физкультурно-оздоровительная деятельность является важной составляющей, обеспечивающей разнообразные формы двигательной деятельности дошкольников: подвижные и спортивные игры, упражнения в жизненно важных движениях (ходьба, бег, ползание, лазанье, метание, упражнения в равновесии).

    На этапе предшкольного образования  физкультурно – оздоровительная деятельность является средством формирования у обучающихся универсальных учебных действий (компетенций):  

-умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

     Эти компетенции выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

      Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому  в программе   УВК «Школа будущего первоклассника «Дошколёнок» на занятиях  физической  культурой предпочтение  отдано игровой технологии, которая, учитывая природу ребёнка, отвечает его потребностям и интересам. 

                                       К концу обучения дети должны   научиться:

  • выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);
  •  участвовать в играх с элементами спорта.  

                                  Календарно – тематическое  планирование занятий

№ п/п

Тема

Дата

Урок-игра. Построение в колонну по одному. Игры с мячом «Будь ловким», «Пятнашки в мяч»

Урок- игра. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд и перепрыгиванием справа и  слева от шнура.

Урок- игра. Ходьба с изменением направления движения. Игра «Иголка, нитка, узел»

Упражнение в равновесии и прыжках. Игра « Белки, орехи, шишки»

                                                 Занятия  педагога-психолога

    Занятия  педагога - психолога в предшкольной подготовке являются важным средством   развития детей. 

 Цель занятий: диагностика и развитие потенциальных возможностей детей, не посещающих ДОУ.

   Данный  раздел программы учебно-воспитательного  комплекса  реализует  следующие   задачи:

  • развитие основных психических функций в процессе формирования учебно-игровой деятельности;
  • обеспечение социально-психологической адаптации к новой образовательной среде;
  • формирование познавательной мотивации  и предпосылок к учебной деятельности;
  • выявление динамики развития основных психических функций детей;
  • определение психологической готовности дошкольников к обучению в школе.

  Структура занятий включает в себя диагностику и развитие:

  1. интеллектуальных способностей;
  2. внимания, памяти, речи;
  3. зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации;
  4. внутренней учебной мотивации.  

    Занятия проходят как в групповой, так и в индивидуальной форме. Во время   занятий устанавливается  дружелюбный, непринужденный контакт с детьми. Большинство индивидуальных занятий  проходят в игровой форме. Эмоциональная атмосфера и поддержка помогает детям расслабиться, снять напряжение.

                                  Календарно – тематическое  планирование занятий

№ п/п

Тема

Дата

Определение школьной зрелости по тесту Керна- Йерасека.        

Занятие по развитию внимания и интеллектуальной сферы.

Изучение развития произвольности внимания (графический диктант)

Диагностика продуктивности и устойчивости внимания.

Развивающее занятие «Я и школа»

Литература:

  1. Владимирская Л.А. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях):Для воспитателей и музыкальных руководителей.—В., Учитель, 2007г.
  2. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром  в старшей  группе детского сада. Конспекты занятий.—М., Мозаика-Синтез, 2009г.
  3. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Этот удивительный ритм (развитие чувства ритма у детей) / пособие для восп. и муз.рук. детск. дошк. учрежд. – СПб.: Издательство “Композитор - Cанкт-Петербург”, 2005. – 74 с.
  4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез. 2008г.
  5. Н. Н. Минор. Детское музыкальное творчество. Учеб.пособие для студентов фак-та искусств и художественного образования. – Саратов: Из-во “Научная книга”, 2008. – 123 с.: ил.
  6. Новикова В.П. Математика в детском саду.    -  Подготовительная группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2007г.
  7. Утробина К.К. Занимательная  физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и  инструкторов   по физкультуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008г.
  8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 6-7 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/ - М.: Вентана – Граф, 2008г.
  9. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях.

 – М.: Просвещение, 2007г.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья воспитателя ГПД «Дошколёнок вчера, первоклашка сегодня»

В статье я попыталась проанализировать основные проблемы, которые возникают, когда ребенок приходит в первый класс...

Дошколёнок

Рабочая программа...

Программа курса " Дошколёнок"по обучению детей старшего дошкольного возраста (предшкольная пора)

В настоящее время в соответствии с условиями жизни и требованиями, которые определены Федеральными Государственными Образовательными Стандартами, большое внимание уделяется социализации детей старшего...

Программа Школы будущего первоклассника «Дошколёнок»

Программа Школы будущего  первоклассника «Дошколёнок»...

Программа подготовки детей к школе "Дошколёнок"

Программа подготовки детей к школе в летнем лагере "Дошколёнок"...

План- конспект по программе «Дошколёнок» Тема: «Мое спокойствие»

комбинированное занятие. Знакомит детей  с эмоцией спокойствия. Привлекаем внимание  ребенка к эмоциональному миру человека,  развиваем коммуникативные  навыки  на преодоление...


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

СПАСИБО, Юлия Павловна!!!