Главные вкладки

    Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей путем организации благоприятных условий для самостоятельной двигательной деятельности и оптимального режима дня
    статья по теме

    Кадырова Залия Варисовна

    В основе охраны и укрепления  психического и физического здоровья детей путем организации благоприятных условий для самостоятельной двигательной деятельности и оптимального режима дня лежит оздоровительно- воспитательная работа, предполагающая эффективное оздоровление, которое возможно при соблюдении следующих принципов:

    - организация оздоровительного режима;

    - организация правильной и достаточной двигательной активности;

    - формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания;

    - реализация системы эффективного закаливания;

    - обеспечение полноценного рационального питания;

    - обеспечение психологического комфорта;

    - использование развивающих форм оздоровительно - воспитательной работы.

    На каждом из принципов остановимся подробнее.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся

    Тема:

    Коррекционно - развивающая среда  - как фактор  успешного развития слабовидящих обучающихся

                                                                 Кадырова З.В.  - учитель – дефектолог

                                                                 ГБОУ Белебеевская коррекционная школа

                                                для слабовидящих обучающихся

    г. Белебей, 2018 г.

    Коррекционно - развивающая среда  - как фактор  успешного развития слабовидящих обучающихся

               Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

            Поэтому, необходимо создавать такие условия, которые способствовали бы наиболее полноценному развитию детей по всем психофизиологическим параметрам, то есть организации предметно-пространственной среде.

            Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

            Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

             Немаловажное значение в решении проблемы интеграции ребёнка с нарушением зрения в условия дошкольного образовательного учреждения имеет организация коррекционно - развивающей среды в учреждении.

    Основной задачей   является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с различными нарушениями зрения в период дошкольного возраста.

            При организации коррекционно-развивающей среды в групповых помещениях педагоги   учитывали всё, что способствует становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка, развитию его способностей и интересов.

            Коррекционно-развивающая среда в ГБОУ Белебеевская КШ для слабовидящих обучающихся является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с нарушением зрения и имеет существенное отличие от предметно-развивающей среды дошкольных учреждений общего вида, так как она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения.

            При организации коррекционно-развивающей среды в группе для детей с нарушениями зрения реализуется ее коррекционная направленность по следующим направлениям:

    - создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;

    - профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения;

    - вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений, а так же в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.

            В нашем ДОУ создана целостная педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, которая постоянно совершенствуется, в соответствии с ФГОС ДО.

            Большое внимание уделяется созданию специальной коррекционно-оздоровительной среды во всем пространстве детского сада:

    - использование с детьми с нарушением зрения компьютерных программ для лечения и коррекции;

    - специальные гимнастики, игры для развития и тренировки зрения;

    - технологии В.Ф. Базарного;

    - зрительно-координаторные тренажёры и схемы;

    - пособия для профилактики плоскостопия – «Дорожки здоровья»;

    - закаливание.

            На современном этапе встаёт необходимость в модернизации коррекционно-развивающей среды в соответствии с новыми требованиями в образовании с учётом особенностей детей с нарушением зрения.

            Поэтому цель   работы МБДОУ является совершенствование коррекционно - развивающей среды для детей с нарушением зрения.

            На сегодняшний день важными задачами коррекционной работы являются развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций, пространственной ориентировки, мелкой моторики, развитие представлений об окружающем мире при использовании информационно-коммуникативных технологий.

            Учитывая потребности детей с нарушением зрения находящихся на разных этапах лечения, педагоги проявляют креативный и творческий подход при организации коррекционно-развивающей среды.

            В каждой группе созданы благоприятные условия для развития детей с нарушением зрения: достаточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.

            Формируя предметную среду групп, исходили из особенностей зрительного восприятия детьми окружающего мира, так как цветовая гамма имеет существенное значение для здоровья, обучения и развития детей с нарушениями зрения.

            В группах имеются дидактические игры для коррекции зрения,  картотеки зрительной гимнастики, пальчиковых игр, кукольные театры, макеты по обучению правилам дорожного движения, классификации предметов по разным темам: транспорт, овощи, одежда и т.д. Все это помогает концентрировать внимание и тренировать память.

            Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

    Литература

    1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва

    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

    2. Плаксина Л.И. Концептуальные основы предметно-развивающей среды ДОУ / Л.И. Плаксина // Коррекционно-развивающая среда ДОУ компенсирующего вида как условие социализации детей дошкольного возраста. – Челябинск, 2006.
    3. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. / Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец // – М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2003.



    Предварительный просмотр:

    « Использование ИКТ в работе с детьми»

    Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) подразумевается использование телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

    Я работаю в детском саду, и  мы с коллегами уже давно используем в своей работе:

    - магнитофоны – для прослушивания сказок, классических и детских музыкальных произведений, для проведения музыкальных физкультминуток, утренних зарядок, фонового сопровождения занятий;

    - видеоплеер + телевизор для просмотра тематических фильмов и сказок;

    - фотоаппарат для запечатления фрагментов жизни детей в группе;

    - видеокамеры - для съёмки моментов жизни детей в группе на всех возрастных этапах от младшей до подготовительной группы. Создаём видео-картотеку, монтируем видеофильмы.

    Но вот пришло время  к  обычным техническим средствам образования добавить компьютер и Интернет.

    Я считаю, что использование компьютерных технологий в дошкольном образовании жизненно необходимо, т.к.  современным детям предстоит жить и работать в новом информационном веке и успешно существовать в нём.

    В образовательной деятельности  с детьми мы используем мультимедийные презентации. Презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в определённом порядке.

    Мы разрабатываем дидактические игры и оформляем по каждой теме образовательной программы презентации, викторины, кроссворды, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы  в электронном виде и используем этот материал во время совместной деятельности с детьми.

     Поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает неподдельный интерес и увлечённость изучаемым материалом. Это ускоряет запоминание содержания, а также делает его осмысленным и долговременным.

    Компьютер должен войти в жизнь ребёнка через игру. Мы тщательно подбираем компьютерные игры, учитывая возрастные особенности детей.  Наш девиз: «Компьютер + Игра = Обучение».  Ведь одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая.

    Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

    В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и

    внимание.

    Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для

    развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых

    простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на

    определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей.

            Вместе с моторной координацией у детей развиваются и зрительные анализаторы

    Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе

    формирования таких важных структур, как познавательная мотивация,

    произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают

    психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

    Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

    ИКТ  в ДОУ мы используем по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности, на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, художественному творчеству, ознакомлению с природой, музыке. Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении и повысить его эффективность.



    Предварительный просмотр:

    Тема: «Охрана и укрепление  психического и физического здоровья детей путем организации благоприятных условий для самостоятельной двигательной деятельности и оптимального режима дня»

    В основе охраны и укрепления  психического и физического здоровья детей путем организации благоприятных условий для самостоятельной двигательной деятельности и оптимального режима дня лежит оздоровительно- воспитательная работа, предполагающая эффективное оздоровление, которое возможно при соблюдении следующих принципов:

    - организация оздоровительного режима;

    - организация правильной и достаточной двигательной активности;

    - формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания;

    - реализация системы эффективного закаливания;

    - обеспечение полноценного рационального питания;

    - обеспечение психологического комфорта;

    - использование развивающих форм оздоровительно - воспитательной работы.

    На каждом из принципов остановимся подробнее.

    Оздоровительный режим.

    Оптимальный дифференцированный оздоровительный режим - это регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамическая, меняющаяся в зависимости от воздействия среды. Оздоровительный режим должен быть построен с учетом особенностей соматического и нервно - психического здоровья детей, а также возрастных различий, эмоционального состояния, с учетом внешних факторов, оказывающих воздействие на организм ребенка.

    По совокупности этих факторов должны регулироваться нагрузки, предъявляемые детям в процессе их обучения и воспитания. Среди ритмических процессов жизнедеятельности особое место занимает состояние бодрствования и сна. Беспокойство вызывают дети, которые не спят днем, но по состоянию нервной системы нуждаются в таком отдыхе. Часто причинами нарушения сна являются несоблюдение единства воспитательных приемов в семье и детском саду, отсутствие четко организованного режима в семье.

    Одним из компонентов рационально построенного режима являются прогулки на открытом воздухе, это наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий  в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность. В зависимости от возраста детей, прогулки (их характер и длительность) имеют свои особенности. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма детей и закаляет его. После активной прогулки у ребят всегда хороший аппетит и хороший сон.         Режим можно считать правильным тогда, когда в нем предусмотрена рациональная двигательная деятельность (физические упражнения, подвижные игры, всевозможные динамические паузы, физминутки, минуты релаксации) которая способствует нормальному функционированию нервной, сердечнососудистой и других систем детского организма.

    Двигательная активность.

    Двигательная активность детей зависит от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, от уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в учреждении образования.

    Если учесть соображения специалистов по возрастной физиологии, считающих, что для достижения активного долголетия, фундамент которого закладывается в период роста и развития, необходимы циклические физические упражнения, повторяющиеся многократно и систематически, то становится ясно, что такие упражнения должны быть одним из основных средств в физическом воспитании детей. Равномерно повторяющиеся циклические упражнения (быстрая ходьба, бег, прыжки, аэробика, плавание, ходьба на лыжах, скольжение на коньках и т.д.) способствуют увеличению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья. Однако планируя данные циклические движения, необходимо соблюдать определенные требования:

    - регулировать нагрузку не увеличивая дистанцию, а путем систематического повторения движений;

    - научить детей правильному дыханию;

    - не допускать физической и эмоциональной перегрузки и, вместе с тем, формировать положительный эмоциональный настрой, что и является одной из целей здоровье сберегающих технологий.

    Дыхание и осанка.

    Хорошее развитие грудной клетки и полноценное дыхание залог прочного здоровья. Основные пути, ведущие к развитию полноценного дыхания, по мнению специалистов, следующие:

    а) упражнения в беге;

    б) гимнастика дыхательных мышц;

    в) приучение правильному дыханию;

    г) правильная постановка пения.

    Все это должно быть активно использовано в работе с детьми. С этой цель необходимо разучивать с детьми оздоровительные упражнения для горла, типа: «Лошадки», «Ворона», «Змеиный язычок», «Зевота», «Веселые плакальщики», «Смешинка». Нужно обучать детей профилактическим упражнениям для верхних дыхательных путей, упражнять их в дыхательных и звуковых упражнениях.

    Формирование и коррекция осанки, профилактика нарушения осанки

    Формирование правильной осанки должно занять первостепенное место в работе по охране и укреплению физического и психического здоровья детей

    Осанка - это привычная поза, естественно непринужденно стоящего ребенка. Следует быть внимательным к позам детей во всех видах их жизнедеятельности, воспитывать прочную привычку правильному положению тела и в организованных занятиях и  в самостоятельных играх.

    У дошкольников и младших школьников развитие костно-мышечной системы незавершенно. Во многом она состоит их хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и, в тоже время, сравнительная мягкость, податливость костей, что создает возможность нарушения осанки при неправильном положении тела. Неправильная поза представляет особую опасность для детей, т.к. мышцы удерживающие тело в вертикальном положении не получают должного развития. Общее физиологическое действие упражнений при их соответствующей дозировке обеспечивает гармоничное развитие мускулатуры ребенка, создает достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определенную позу в пространстве. В настоящее время разработаны комплексы упражнений, формирующих правильную осанку, комплексы упражнений для профилактики сколиоза, комплексы упражнений исправляющих осанку.

    Закаливание

    Существуют определенные принципы реализации эффективного закаливания:

    - осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей; - интенсивность закаливающих процедур, целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим, в процессе закаливающей тренировки, компенсаторным возможностям растущего организма;

    - перерыв в закаливании на две три недели снижает сопротивляемость организма к простудным факторам;

    - необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, наличие у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;

    - недопустимо проведение закаливания, при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);

    - рекомендуется использование не перегревающей одежды;

    - закаливание ослабленных детей нужно вести с еще большей постепенностью и осмотрительностью, чем здоровых, меры закаливания должны быть еще более индивидуальны.

    Рекомендуемые закаливающие процедуры:

    - закаливающие воздушные ванны для тела;

    - контрастные ванночки для рук и ног;

    - полоскание рта и горла;

    - массаж и обмывание прохладной водой ушных раковин;

    - массаж головы, массаж шейных позвонков;

    - массаж рук, массаж ног;

    - массаж спины.

    Не менее важно обеспечение полноценного сбалансированного рационального питания, обеспечение психологического комфорта в повседневной жизни и использование развивающих форм оздоровительно - воспитательной работы, а именно нетрадиционных методов закаливания и оздоровления: например, использование ионизаторов воздуха - люстры Чижевского, фитотерапия, использование дыхательных систем Стрельниковой, Бутейко.

    В нашем учреждении для детей с нарушением зрения значительное количество времени затрачивается на лечебно-восстановительную работу, т.к. лечение проходит в условиях малоподвижности, а иногда, и неподвижности. Это, в некоторой степени, способствует снижению двигательной активности детей. В этой связи, педагоги уделяют большое значение созданию и постоянному поддерживанию положительных эмоций, развитию потребностей в движении, правильно организуют двигательный режим детей, грамотно сочетают его с другими видами детской деятельности: уроками, занятиями, играми, лечебно-восстановительными мероприятиями.

    Основываясь на принципах здоровье-сберегающих технологий, при организации двигательной активности детей придерживаемся наиболее приемлемых режимных моментов.

    Утренняя гимнастика - 10 минут.

    Подвижная игра, перед занятиями статического характера - 6 - 8 минут.

    Физкультминутки в сочетании со зрительными упражнениями в ходе уроков, занятий, лечебных мероприятий - 15 - 17 минут.

    Игры между занятиями, уроками - 10 минут.

    Занятия, уроки двигательного характера (физкультурное, музыкальное, экскурсии) - 20 - 30 минут.

    Дневная прогулка - 2 часа.

    Музыкально - ритмические упражнения, воздушные процедуры (с движение), после дневного сна - 10 - 12 минут.

    Игры после полдника, коррекционные упражнения, индивидуальные и подгрупповые занятия, связанные с коррекцией движения и ориентировкой в пространстве - 30 - 40 минут.

    Вечерняя прогулка - 1,5 - 2 часа.

    Специфика нашей работы требует в режиме двигательной активности учитывать коррекционные задачи.

    Так на прогулке мы, по возможности, ведем пропедевтическую работу по овладению основными движениями, упражнениями на координацию движений, ориентировку в пространстве. В подвижных играх тренируем зрение, слуховое восприятие, другие сохранные анализаторы, внимание.

    Физкультминутки, направленные на активизацию зрительных функций, сочетаем с общеукрепляющими упражнениями на уроках, занятиях, лечебных процедурах. Взаимосвязь лечебно - восстановительной и коррекционной работы способствует повышению эффективности лечения, оздоровлению детей.

            Формы работы по охране и укреплению психического и физического здоровья детей находятся в тесной взаимосвязи со здоровьеформирующими и здоровьесозидающими формами работы, с использованием:

    • физкультурных занятий, уроков по физкультуре, утренней гимнастики, спортивных развлечений, дней «Здоровья», ритмики, пропедевтических занятий по преодолению зрительно – двигательных нарушений;
    • упражнений по снятию статического, общего, психического напряжения;
    • комплексов  упражнений для  профилактики  нарушения  осанки, плоскостопия;
    • комплексов гимнастик для глаз;
    • физминуток сгруппированных для формирования определенных навыков учебной деятельности младших школьников (чтение, письмо, формирование математических умений)
    • различных упражнениий  для  глаз, офтальмотренажеров;
    • специальных упражнений для глаз (упражнения на снятия спазма аккомодации, для снятия глазного напряжения, упражнения для утомленных глаз, для  укрепления глазодвигательных мышц, на улучшение циркуляции крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, расслабление конвергенции, дивергенции, на снятие влияния побочных эффектов лечения);
    • тренировочных упражнений  для глаз  (перефокусировка взора, сведение глаз, чтение на расстоянии, перемещение, упражнение с часами и другие);
    • водного массажа глаз;
    • энергетической гимнастики;
    • психогимнастики;
    • корригирующей гимнастики;
    • ритмической гимнастики;
    • дыхательных гимнастик;
    • пальчиковых гимнастик;
    • логоритмики;
    • здоровьесберегающих технологий, разработанных профессором  В. Ф. Базарным;
    • динамических пауз, общих физминуток;
    • элементов самомассажа и точечного массажа;
    • упражнений на релаксацию;
    • арттерапии (изотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии), используемые в работе нашего учреждения.

    Таким образом, использование в работе здоровьеформирующих и здоровьесозидающих форм работы способствуют охране и укреплению психического и физического здоровья детей, совершенствованию их физического развития, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма, улучшению физической и умственной работоспособности. Кроме того, способствуют формированию у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижению определенного уровня физической подготовки, воспитанию у детей личной физической культуры, формированию потребности в физическом совершенствовании, воспитанию привычки к здоровому образу жизни.

    Выводы и рекомендации:

    Охрану и укрепление  психического и физического здоровья детей продолжать путем организации благоприятных условий для самостоятельной двигательной деятельности, организацией оптимального режима дня. Физическое здоровье детей продолжать укреплять следующими средствами: полноценное питание; закаливающие и оздоровительные процедуры; развитие движений; гигиена режима, формирование саногенного мышления.

    Литература:

    1. Сековец, Л.С. - Система упражнений по коррекции и координации движений у детей с косоглазием и амблиопией. Дефектология №6, 1985г.

    2. Сековец, Л. С. - Комплексная физическая реабилитация детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Дефектология №7, 1987г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание благоприятных условий для сохранения здоровья учащихся

    Создание благоприятных условий для сохранения здоровья учащихся...

    Создание условий для развития исследовательской деятельности и творческой личности учащихся. Система поощрений.

     Одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи ...

    Укрепление физического и эмоционального здоровья детей через организацию подвижных игр и спортивных праздников в группе продленного дня».

    В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России около 40% детей можно считать ус...

    Создание благоприятных условий для формирования учебной мотивации у детей с ОВЗ (ЗПР)

    Учебная мотивация у детей с задержкой психического развития снижена. Школа часто вызывает негативное отношение.  Происходит это потому, что крайне неприятно делать то, в чем беспрерывно терпишь н...