Главные вкладки

    Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта и физического здоровья детей .
    учебно-методический материал

    Из опыта работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kineziologiya._gimnastika_mozga.docx21.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие межполушарного взаимодействия

    как основы интеллекта и физического здоровья детей .

    Мозг хорошо устроенный,

    стоит больше, чем мозг,

    хорошо наполненный.

    Мишель де Монтень

    слайд 1. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

    слайд 2. Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности.

    Так, древнекитайская философская система  Конфуция демонстрировала роль определённых движений для укрепления здоровья и развития ума. Основной целью древнеиндийской йоги было обретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ также пользовался кинезиотерапией. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражннения, за счёт которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем состариться всему телу.

    слайд 3.Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме.

     слайд 4. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить  межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта. Упражнения «Гимнастика мозга», которые, пробуждая систему «интеллект-тело», помогают снизить влияние стресса и улучшить процесс учения каждого человека. Упражнения очень просты и практичны, их можно выполнять в любое время и в любом месте.

    Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных системой нервных волокон ( мозолистое тело). Мозолистое тело находится между полушариями головного в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. нарушение мозолистого тела искажает деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берёт на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.

    Кинезиологические упражнения способствуют развитию памяти, внимания, речи, мышления, устранение дислексии (нарушение чтения), стрессоустойчивости организма и т.д.

    Рекомендации по проведению занятий:

    • занятия можно проводить в любое время;
    • ежедневно, без пропусков;
    • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
    • требуется точное выполнение движений и  приёмов (по 1мин. на каждое упр.)

    I.Подготовительная процедура «Ритмирование».

    Перед началом нужно выпить воды. Вода служит средством сообщения между мозгом и телом, повышающим энергетический уровень и улучшающим мыслительные способности.

    а). «Кнопки мозга». Выполнение упражнения способствует обогащению мозга кислородом. Можно выполнять сидя или стоя. Выполняется перед чтением.

    1. Поставьте ноги удобно, параллельно друг другу и немного скосолапив, колени расслаблены.

    2. Положите одну руку на пупок. Большим и средним пальцем другой руки массируют углубления между первыми и вторыми рёбрами под ключицами слева и справа от грудины.

    3.Сильно не давить, дышать ровно, спокойно в обычном темпе.

    4. Поменяйте руки и повторите упр.

    б). «Перекрёстные шаги». Активизируются обширные зоны обоих полушарий мозга. Можно выполнять сидя или стоя.

    1. Локтём левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его.

    2. Локтём правой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену левой ноги, слегка коснитесь его.  Упр. выполнять примерно 4-8 раз. Дышать в обычном темпе. Упр. лучше делать в медленном темпе, чувствуя, как работают мышцы живота. Если нет такого ощущения, упр. выполняется неправильно – либо слишком высоко поднимаете колено, либо слишком низко наклоняете локти. Можно включить игру «Охотник».

    в). «Крюки». Упр. направлено на активизацию моторных и сенсорных центров каждого полушария. Способствует эффективному учению и реагированию на происходящее, способствует снижению выброса адреналина, что помогает успокоиться и переключить внимание. Можно выполнять сидя или стоя.

    1. Скрестите лодыжки.

    2. Скрестите руки. Вытяните руки вперёд тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Перенесите одну руку через другую и соедините в замок ладонями внутрь. Опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

    Прижмите язык к твёрдому нёбу за верхними зубами, закрытые глаза смотрят вверх.

    3.Ноги также, руки слегка вытянуть и ладошками сделать «кораблик», большие пальцы смотрят вверх. Прижмите язык к твёрдому нёбу за верхними зубами, глаза смотрят вниз на большие пальцы.

    .

    Для снятия напряжения мышц глаза.

    1.«Ленивые восьмёрки для глаз».

    а). Вытяните руку перед собой, чуть согнув в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец выпрямите на уровне переносицы. Прямо перед собой этой рукой начинайте движение по форме перевёрнутой восьмёрки (знак бесконечности). Держите голову прямо и расслаблено. Следите за движением  пальца только глазами, т.е. глаза вслед за рукой рисуют восьмёрку. Большой палец начинает движение от центра и идёт вверх, далее против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Движения д.б. медленными и осознанными. Повтор 3 раза.

    б) Обе руки вытяните вперёд и сцепите в замок, большие пальцы направлены вверх и образовывают перекрестие (Х). Сосредоточьтесь на центре перекрестия. Проделать «ленивые восьмёрки» минимум 3раза.

    в) Упр. «Слон»

     Согните колени, прижмите голову к плечу, вытянув руку вперед. Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите то же с другой рукой.

    г) Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

    д) Упражнение «Двойной рисунок».

     Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно: навстречу друг другу; вверх-вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой – вниз, и наоборот; разводя в разные стороны.

    «Думающий колпак». Активизирует весь механизм слухового восприятия и способствует развитию памяти, усвоению информации на слух.

    1.Возьмите правое ухо правой рукой, левое – левой таким образом, чтобы большие пальцы были сзади, а остальные спереди.

    2.Массируйте край уха, продвигаясь сверху вниз, чуть оттягивая и выворачивая к затылку. Затем разомните мочку уха.

    3.Повторите 3 и более раза.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как сохранить психическое и физическое здоровье

    Данное выступление поможет вам в подготовке к работе с использованием здоровьесберегающих технологий!...

    Работа по развитию межполушарного взаимодействия на логопедических занятиях, как одно из направлений развития зрительно-моторной координации

    При обучении письму следует учитывать трудности пространственной ориентировки. Для этого необходимо использовать упражнения для развития зрительно-моторной координации в систе...

    Занятия акробатикой как средство укрепления и сохранения здоровья детей

    Занятия акробатикой как средство укрепления и сохранения  здоровья детей....

    «Упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ через применение игротренингов су джок»

    В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для имеющихся у них нарушений, укрепления психического...

    Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей путем организации благоприятных условий для самостоятельной двигательной деятельности и оптимального режима дня

    В основе охраны и укрепления  психического и физического здоровья детей путем организации благоприятных условий для самостоятельной двигательной деятельности и оптимального режима дня лежит оздор...

    Упражнения направленные на развитие межполушарного взаимодействия и коррекцию недостатков чтения.

    Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков чтения.По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, об...