Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта и физического здоровья детей .
учебно-методический материал

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiya._gimnastika_mozga.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие межполушарного взаимодействия

как основы интеллекта и физического здоровья детей .

Мозг хорошо устроенный,

стоит больше, чем мозг,

хорошо наполненный.

Мишель де Монтень

слайд 1. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

слайд 2. Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности.

Так, древнекитайская философская система  Конфуция демонстрировала роль определённых движений для укрепления здоровья и развития ума. Основной целью древнеиндийской йоги было обретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ также пользовался кинезиотерапией. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражннения, за счёт которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем состариться всему телу.

слайд 3.Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме.

 слайд 4. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить  межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта. Упражнения «Гимнастика мозга», которые, пробуждая систему «интеллект-тело», помогают снизить влияние стресса и улучшить процесс учения каждого человека. Упражнения очень просты и практичны, их можно выполнять в любое время и в любом месте.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных системой нервных волокон ( мозолистое тело). Мозолистое тело находится между полушариями головного в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. нарушение мозолистого тела искажает деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берёт на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.

Кинезиологические упражнения способствуют развитию памяти, внимания, речи, мышления, устранение дислексии (нарушение чтения), стрессоустойчивости организма и т.д.

Рекомендации по проведению занятий:

  • занятия можно проводить в любое время;
  • ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • требуется точное выполнение движений и  приёмов (по 1мин. на каждое упр.)

I.Подготовительная процедура «Ритмирование».

Перед началом нужно выпить воды. Вода служит средством сообщения между мозгом и телом, повышающим энергетический уровень и улучшающим мыслительные способности.

а). «Кнопки мозга». Выполнение упражнения способствует обогащению мозга кислородом. Можно выполнять сидя или стоя. Выполняется перед чтением.

1. Поставьте ноги удобно, параллельно друг другу и немного скосолапив, колени расслаблены.

2. Положите одну руку на пупок. Большим и средним пальцем другой руки массируют углубления между первыми и вторыми рёбрами под ключицами слева и справа от грудины.

3.Сильно не давить, дышать ровно, спокойно в обычном темпе.

4. Поменяйте руки и повторите упр.

б). «Перекрёстные шаги». Активизируются обширные зоны обоих полушарий мозга. Можно выполнять сидя или стоя.

1. Локтём левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его.

2. Локтём правой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену левой ноги, слегка коснитесь его.  Упр. выполнять примерно 4-8 раз. Дышать в обычном темпе. Упр. лучше делать в медленном темпе, чувствуя, как работают мышцы живота. Если нет такого ощущения, упр. выполняется неправильно – либо слишком высоко поднимаете колено, либо слишком низко наклоняете локти. Можно включить игру «Охотник».

в). «Крюки». Упр. направлено на активизацию моторных и сенсорных центров каждого полушария. Способствует эффективному учению и реагированию на происходящее, способствует снижению выброса адреналина, что помогает успокоиться и переключить внимание. Можно выполнять сидя или стоя.

1. Скрестите лодыжки.

2. Скрестите руки. Вытяните руки вперёд тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Перенесите одну руку через другую и соедините в замок ладонями внутрь. Опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

Прижмите язык к твёрдому нёбу за верхними зубами, закрытые глаза смотрят вверх.

3.Ноги также, руки слегка вытянуть и ладошками сделать «кораблик», большие пальцы смотрят вверх. Прижмите язык к твёрдому нёбу за верхними зубами, глаза смотрят вниз на большие пальцы.

.

Для снятия напряжения мышц глаза.

1.«Ленивые восьмёрки для глаз».

а). Вытяните руку перед собой, чуть согнув в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец выпрямите на уровне переносицы. Прямо перед собой этой рукой начинайте движение по форме перевёрнутой восьмёрки (знак бесконечности). Держите голову прямо и расслаблено. Следите за движением  пальца только глазами, т.е. глаза вслед за рукой рисуют восьмёрку. Большой палец начинает движение от центра и идёт вверх, далее против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Движения д.б. медленными и осознанными. Повтор 3 раза.

б) Обе руки вытяните вперёд и сцепите в замок, большие пальцы направлены вверх и образовывают перекрестие (Х). Сосредоточьтесь на центре перекрестия. Проделать «ленивые восьмёрки» минимум 3раза.

в) Упр. «Слон»

 Согните колени, прижмите голову к плечу, вытянув руку вперед. Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите то же с другой рукой.

г) Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

д) Упражнение «Двойной рисунок».

 Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно: навстречу друг другу; вверх-вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой – вниз, и наоборот; разводя в разные стороны.

«Думающий колпак». Активизирует весь механизм слухового восприятия и способствует развитию памяти, усвоению информации на слух.

1.Возьмите правое ухо правой рукой, левое – левой таким образом, чтобы большие пальцы были сзади, а остальные спереди.

2.Массируйте край уха, продвигаясь сверху вниз, чуть оттягивая и выворачивая к затылку. Затем разомните мочку уха.

3.Повторите 3 и более раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ через применение игротренингов су джок»

В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для имеющихся у них нарушений, укрепления психического...

Особенности развития межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ на уроках русского языка

Это методическая разработка поможет специалистам, которые  работает с детьми с ОВЗ...

Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Укрепление межполушарного взаимодействия - важная составляющая нейропсихологической коррекции детей с различными нарушениями развития. Такие виды деятельности как письмо, счет и чтение обеспечиваются ...

методическая разработка "Кинезиологичсекие упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей"

Буклет "Кинезиологичсекие упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей"...

«Система упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием мячей»

Одним из составляющих элементов комплексной коррекционной работы является кинезиологическая коррекция. Применение данных методик позволяет улучшить у учащихся память, внимание, речь, пространств...

Мастер-класс "Межполушарное взаимодействие, как основа интеллекта. Кинезиологическая гимнастика"

В рамках мастер-класса представлены комплексы кинезиологических упражнений, способствующих гармонизации работы головного мозга, развитию межполушарного взаимодействия. Кинезиологические упражнени...

РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Функции правого полушария:- пространственные представления,- соматогнозис – восприятие собственного тела, зрительное восприятие, копирование,- обоняние, осязание, вкус,- чувство ритма, звукоразл...