методическая разработка "Кинезиологичсекие упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Буклет "Кинезиологичсекие упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_uprazhneniya.doc366 КБ

Предварительный просмотр:

Единство головного мозга складывается из совместной деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистым телом).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из 200 000 000 нервных волокон. Оно необходимо для координации работы головного мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

В случае нарушения проводимости через мозолистое тело одно из полушарий берет на себя большую нагрузку, становится ведущим, а другое блокируется. Оба полушария работают без связи друг с другом.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями), через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Кинезиологические упражнения позволяют:

  • активизировать интеллектуальную и познавательную деятельность
  • улучшить память, внимание, речь, пространственные представления
  • развить мелкую и крупную моторику
  • облегчить процесс чтения и письма
  • снизить утомляемость, излишнее напряжение
  • повысить стрессоустойчивость организма

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

  • Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20–35 мин. в день.
  • Заниматься необходимо ежедневно, в доброжелательной обстановке.
  • Длительность занятий– 45–60 дней.
  • Упражнения можно выполнять в любом порядке и сочетании, от простого к сложному;
  • Все указания даются четко, спокойно, от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • Дети могут выполнять упражнения стоя или сидя за столом.
  • Для постепенного усложнения можно использовать ускорение темпа выполнения упражнения, и выполнение с закрытыми глазами (исключение зрительного контроля).

        В кинезиологической программе используются разнообразные комплексы упражнений: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию, упражнения для развития моторики и графомоторики.

        В буклете предложены упражнения, которые можно применить с детьми младшего школьного возраста  дома с родителями.

Примеры кинезиологических упражнений:

«Кулак — ладонь»

 Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия-разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

«Оладушки»

 Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

«Победитель»

Одна рука показывает знак "V", а вторая "Ок". Меняем руки.

«Ухо—нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Кулак — ребро — ладонь»

Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз:

«Лезгинка»

 Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой — в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом — одновременная смена положений рук.

Упражнение «Молоток и полочка»

Правая рука – «молоток»: ладонь повернуть к себе, пальцы крепко сжать в кулак; предплечье опустить вниз перпендикулярно полу.  Левая рука – «полочка»: руку согнуть в локте и поднять на уровне груди, предплечье параллельно полу. На каждую строчку смена положений рук.

«Капитанское»

Одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак "Класс". Меняем руки местами. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

«Колечки»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

 «Похлопали-погладили»

Упражнение выполняется стоя или сидя. Правую руку необходимо положить на голову, левую - на живот. Теперь правой рукой легонько постукивайте себя по голове, и одновременно левой ладонью круговыми движениями гладьте себя по животу. Стучать старайтесь в одно и то же место, а вот диаметр поглаживающих движений постепенно увеличивайте.

Метод двуручного рисования.

Ребенку предлагается одновременно двумя руками нарисовать зеркально – симметричные рисунки. Линия симметрии может проходить как  вертикально, так и горизонтально. Начинать можно с обведения рисунка по контуру пальчиками, затем предложить  графические бордюры, волнистые линии

Телесные упражнения

«Перекрестное марширование» Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге. 

«Мельница» Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

Глазодвигательные упражнения

«Глаз – путешественник» Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

Дыхательные упражнения.

«Свеча» Исходное положение – сидя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Ныряльщик»  Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Даже  выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. (чистить зубы, причесываться «неудобной» рукой)

Литература: Программа «Гимнастика мозга» П. и Г. Деннисон (США), «Комплекс кинезиологических упражнений», разработанный А.Л. Сиротюк.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа

Санкт-Петербурга.

 

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ

                                              Подготовила:

Педагог-психолог

Санкт-Петербург 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.(по А. Л. Сиротюк) Комплекс № 1....

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.(По А. Л. Сиротюк)

Комплекс № 1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указат...

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

В данной работе предложен комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия....

«Упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ через применение игротренингов су джок»

В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для имеющихся у них нарушений, укрепления психического...

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Кинезиологические  упражнения    служат для  развития межполушарной специализации, развития межполушарного взаимодействия, развития мелкой моторики, развития способностей, раз...

Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия (мозолистого тела)

Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чте...

«Система упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием мячей»

Одним из составляющих элементов комплексной коррекционной работы является кинезиологическая коррекция. Применение данных методик позволяет улучшить у учащихся память, внимание, речь, пространств...