Игры и упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия и развитию речи в работе с детьми ОВЗ
методическая разработка по логопедии (1 класс)
В статье рассматиривается использование кинезиологических упражнения на логопедических занятиях. Кинезиологические игры – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Использование упражнений кинезиологии позволяет: укреплять здоровье; повышать тонус; снижать усталость, утомляемость и раздражительность; улучшать психоэмоциональное состояние; понижать чрезмерную активность; повышать концентрацию и умственную работоспособность; улучшать память; стимулировать развитие слуха и речи; улучшать внимание, мышление; развивать восприятие, пространственные представления, воображение.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры и упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия и развитию речи в работе с детьми ОВЗ»
Самым главным и волнующим вопросом для логопеда всегда был и остается вопрос «Как же ускорить процесс становления и развития речи детей?» Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что во многих случаях у детей с нарушениями речи с ограниченными возможностями здоровья, в разной степени имеется недоразвитие межполушарного взаимодействия. Поэтому все чаще в работе с ними используется нейропсихологический подход. Использование нейропсихологических (кинезиологических) игр и упражнений позволяет максимально эффективно развивать межполушарное взаимодействие, вследствие синхронизации работы полушарий, тесно связанных с полноценным развитием речи детей [1].
Кинезиология изначально использовалась для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, но после изучения её возможностей психологами и нейролингвистами, стала применяться в логопедической работе. Эта технология основана на связи речи с движением. Она направлена на развитие темпа и ритма дыхания, совершенствование движений артикуляционных органов, формирование корректного грамматического и звукового оформления речевого высказывания, способствует выработке речедвигательной координации.
Нейрогимнастика для мозга в педагогике относится к кинезиологическим упражнениям – это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции у детей, имеющих различные неврологические заболевания и синдромы, такие как, ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и др.
Технология состоит из подбора упражнений, ориентированных на каждого конкретного ребёнка в соответствии с особенностями его развития и образовательными потребностями. Основным требованием к использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов, постепенное усложнение от простых к сложным упражнениям, увеличение темпа выполнения заданий.
В комплексы кинезиологии включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Основная цель кинезиологии
Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
- Развитие межполушарной специализации
- Синхронизация работы полушарий;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие способностей;
- Развитие памяти, внимания, речи;
- Развитие мышления.
Существует гипотеза эффективного билатерального (правое и левое полушария) взаимодействия как физиологической основы общей одаренности
- «равнополушарное мышление».
Можно выделить три основных типа функциональной организации мозга.:
- Левополушарный тип – доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно- логический характер познавательных процессов. Интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Интроверты.
Для успешной учебы необходимо соблюдение следующих условий - линейный стиль изложения информации, анализ деталей, повторение материала, тишина, работа в одиночку вневременные задания, вопросы закрытого типа.
- Правополушарный тип – доминирование правого полушария определяет склон ность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Функционирование правого полушария обуславливает наглядно-образное трехмерное мышление, визуальное восприятие, невербальный практический интеллект, быструю переработку информации, непроизвольную память. Экстроверты. С функционированием правого полушария связывают способность к рисованию, восприятию цвета и формы, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте.
- Равнополушарный тип – отсутствие ярковыраженого доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушарий, как физиологической основы общей одаренности.
Однако врожденные предпосылки – это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных.
Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную
моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Применение данного метода позволяет:
- Улучшить мелкую и крупную моторику, память, внимание, речь, пространственные представления, проводить коррекцию дислексии;
- Снизить утомляемость;
- Повысить способность к произвольному контролю;
- Способствует профилактике соматических заболеваний (нарушения зрения, заболевания дыхательной системы);
- Помогать адаптации леворукого ребенка в праворуком мире;
- Развивать межполушарную специализацию, межполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий;
Целесообразно объединять различные виды кинезиологических упражнений в комплексы, но допустимо использовать отдельные упражнения в процессе занятий.
В комплексы упражнений включены:
Растяжки.
Дыхательные упражнения.
Глазодвигательные упражнения.
Телесные упражнения.
Упражнения для развития мелкой моторики.
Упражнения на релаксацию и массаж
Примеры некоторых упражнений, используемых на занятиях с детьми
Растяжки
“Снеговик” Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
Дерево” Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
Телесные упражнения
“Перекрестное марширование” Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
“Мельница” Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
Упражнения на релаксацию
- “Путешествие на облаке” Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Упражнения для развития мелкой моторики
“Колечко” Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном
порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
“Кулак-ребро-ладонь” Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих цуг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение восьми - десяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками. При затруднениях взрослый предлагает ребенку: «Помогай себе вслух или шепотом - командами «кулак-ребро-ладонь».
“Лезгинка” Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть-восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
“Лягушка” Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одно- временно и разнонаправлено менять положение рук.
“Замок” Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем,
который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении последовательно должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем (если занятия воспитатель проводит с группой) дети могут выполнять упражнение парами
Массаж
- “Уши” Цель - энергетизация мозга. Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке уха (пять раз). Помассировать ушную раковину.
-Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.
Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения.
При регулярном выполнении упражнений наблюдаются следующие показатели:
Ребёнок становится увереннее в себе, спокойнее, чувствует свою состоятельность, не боится отвечать перед группой ( классом).
-Ребёнок может работать индивидуально.
-у ребёнка повышается мотивация к занятиям, к выполнению домашнего задания, “жажда чтения”,
-улучшается качество речи, речь становится более выразительной, развёрнутой ,осознанной.
-ребёнок лучше выполняет задания, требующие классификации, обобщения, систематизации материала.
-ребёнок лучше принимает правила сотрудничества и взаимопомощи.
Общие рекомендации по проведению кинезиологических упражнений.
- Целесообразно кинезиологические упражнения проводить в начале дня как утреннюю гимнастику, а так же на всех занятиях и уроках без исключения в качестве динамических пауз.
-Основным требованием является ТОЧНОЕ выполнение движений и приёмов,
-Педагог (родители) обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
- Работа проводится как левой и правой рукой поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
- Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.
Если упражнения используются при выполнении домашней работы или во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться сериальным кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно.
В случае, когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.
- Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 -10 до 20-35 минут в день.
- Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений-45-60 дней.
-Перед выполнением упражнений рекомендуется обратиться к специалисту, именно он грамотно составит необходимый комплекс для Вашего ребёнка.
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
- ускорение темпа выполнения;
- выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
- подключение движений глаз и языка к движениям рук.
Литература:
- Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем: учеб. пособие / П.К. Анохин. — М.: Наука, 1973. – 61 с.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь: учеб. пособие / Л.С. Выготский – М.: Лабиринт, 1996. – 315 с.
- Сазонов, В.Ф. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: учебно-метод. пособие / В.Ф. Сазонов, Л.П. Кириллова, О.П. Мосунов. – Рязань: Изд-во РГПУ, 2000. – 48 с.
- Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения: учеб. пособие / А.Л. Сиротюк – М.: Сфера, 2003. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игры и упражнения, способствующие развитию речи"
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддержи...

Логопедические упражнения для развития умения воспринимать словесную инструкцию при работе с детьми с нарушениями речи
Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов. Выполняя не то. Что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда уже все понятно объяснено. Эти уточняющие вопросы...

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти младших школьников.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, с...

Практические методы, советы, игры и упражнения, способствующие развитию внимания у маленьких школьников.
ПРОСТО О ГЛАВНОМ.КАК УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ УЧЕНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ И СОВЕТОВ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА....
Игры и упражнения, способствующие развитию мышления
Мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений...

Преодоление нарушений темпо-ритмической и интонационной стороны речи. Игры и упражнения, способствующие формированию темпо – ритмических стороны речи
Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, ум...

Дидактическое пособие: «Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия и мнемотаблицы для заучивания стихотворений».
Цель: - развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельностиЗадачи:Синхронизация работы полушарий.Развитие мелкой моторики рук.Развитие памяти, ...


