РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
материал

Жулина Ирина Вадимовна

Функции правого полушария:

- пространственные представления,

- соматогнозис – восприятие собственного тела, зрительное восприятие, копирование,

- обоняние, осязание, вкус,

- чувство ритма, звукоразличение и т.д.

Функции левого полушария:

- речь, логика, анализ, самоконтроль, внимание,

- социальные коммуникации, рефлексия,

- программирование, произвольность и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_mezhpolusharnoe_vzaimodeystvie.docx207.9 КБ

Предварительный просмотр:

Функции правого полушария:

- пространственные представления,

- соматогнозис – восприятие собственного тела, зрительное восприятие, копирование,

- обоняние, осязание, вкус,

- чувство ритма, звукоразличение и т.д.

Функции левого полушария:

- речь, логика, анализ, самоконтроль, внимание,

- социальные коммуникации, рефлексия,

- программирование, произвольность и т.д.

Тест на определение наличия межполушарного взаимодействия и предрасположенности к дислекии и дисграфии

Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.

 Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.

Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии. Более 30% ошибок свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.

Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук

        Ребенок должен продемонстрировать умение одновременно сжимать в кулак и разжимать кисти рук по образцу.

        Критерии оценки успешности выполнения задания:

- плавность и одновременность - изолированность смены рук, уровень координации движений;

- степень автоматизации движений, максимальный темп выполнения (ребенка можно специально попросить выполнять действия быстрее, «быстро, как ты можешь»);
- степень истощаемости: насколько быстро ребенок начинает допускать ошибки сбои в выполнении, снижает темп, отказывается от выполнения задания; в норме ребенок должен выполнять задание в достаточно быстром темпе не менее 15 секунд;

- наличие устойчивых персевераций (стереотипных повторов двигательных ошибок).

Что почитать, что посмотреть…

  • Коноваленко С.В. «Как научиться думать быстрее и запоминать лучше.  Практикум по развитию познавательной деятельности»
  • Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»
  • Мальцева И.Н. «Готовим руку к письму. Прописи для правшей и левшей»
  • Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта в дошкольников», «Обучение детей с учетом психофизиологии»

МБДОУ «Детский сад  № 1»

РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ –

ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Картинки по запросу картинка мозг правого и левого полушария

Подготовила: педагог-психолог Жулина И.В.

Октябрь, 2022

Упражнения,

направленные на развитие межполушарного взаимодействия

1. Колечко

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом и в обратном. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Картинки по запросу упражнение лезгинка картинка

2. Кулак-ребро-ладонь

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_52/9/d-8888/8888_html_m2d5137d9.jpg

3. Лезгинка

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_52/9/d-8888/8888_html_5de3b5a.jpg

4.Ухо-нос

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Картинки по запросу ухо нос упражнение картинка

5. Замок

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.

Картинки по запросу упражнение лягушка межполушарное взаимодействие картинка

6. Зеркальное рисование

Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и т.д. (20-30 сек.).

Положить на стол чистый лист бумаги. Попросить ребенка взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Попросить его рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (по предложенному образцу).

Картинки по запросу упражнение зеркальное рисование межполушарное взаимодействие картинка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межполушарного взаимодействия.

Функциональная асимметрия полушарий  является одной из причин существования определённой  структуры  психики. Трудности в овладении учебных дисциплин связаны  с нарушением оптимального межполушарного ...

Развитие межполушарного взаимодействия.

Проблема возможной  неуспешности ребёнка, приступающего к систематическому школьному обучению, волнует всех, кому в силу родительских или профессиональных обязанностей приходится общаться с...

Работа по развитию межполушарного взаимодействия на логопедических занятиях, как одно из направлений развития зрительно-моторной координации

При обучении письму следует учитывать трудности пространственной ориентировки. Для этого необходимо использовать упражнения для развития зрительно-моторной координации в систе...

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.(по А. Л. Сиротюк) Комплекс № 1....

Развитие межполушарного взаимодействия

Индивидуальность человека, особенности его психики зависят от того, какой из аппаратов (образного или абстрактного мышления) приобретает ведущее значение. Воспринимать симметрию головного мозга буквал...

Игры и упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия и развитию речи в работе с детьми ОВЗ

В статье рассматиривается использование кинезиологических упражнения на логопедических занятиях. Кинезиологические игры – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарно...