РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
материал
Функции правого полушария:
- пространственные представления,
- соматогнозис – восприятие собственного тела, зрительное восприятие, копирование,
- обоняние, осязание, вкус,
- чувство ритма, звукоразличение и т.д.
Функции левого полушария:
- речь, логика, анализ, самоконтроль, внимание,
- социальные коммуникации, рефлексия,
- программирование, произвольность и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 207.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Функции правого полушария:
- пространственные представления,
- соматогнозис – восприятие собственного тела, зрительное восприятие, копирование,
- обоняние, осязание, вкус,
- чувство ритма, звукоразличение и т.д.
Функции левого полушария:
- речь, логика, анализ, самоконтроль, внимание,
- социальные коммуникации, рефлексия,
- программирование, произвольность и т.д.
Тест на определение наличия межполушарного взаимодействия и предрасположенности к дислекии и дисграфии
Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.
Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.
Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии. Более 30% ошибок свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.
Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук
Ребенок должен продемонстрировать умение одновременно сжимать в кулак и разжимать кисти рук по образцу.
Критерии оценки успешности выполнения задания:
- плавность и одновременность - изолированность смены рук, уровень координации движений;
- степень автоматизации движений, максимальный темп выполнения (ребенка можно специально попросить выполнять действия быстрее, «быстро, как ты можешь»);
- степень истощаемости: насколько быстро ребенок начинает допускать ошибки сбои в выполнении, снижает темп, отказывается от выполнения задания; в норме ребенок должен выполнять задание в достаточно быстром темпе не менее 15 секунд;
- наличие устойчивых персевераций (стереотипных повторов двигательных ошибок).
Что почитать, что посмотреть…
- Коноваленко С.В. «Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности»
- Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»
- Мальцева И.Н. «Готовим руку к письму. Прописи для правшей и левшей»
- Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта в дошкольников», «Обучение детей с учетом психофизиологии»
МБДОУ «Детский сад № 1»
РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ –
ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Подготовила: педагог-психолог Жулина И.В.
Октябрь, 2022
Упражнения,
направленные на развитие межполушарного взаимодействия
1. Колечко
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом и в обратном. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Кулак-ребро-ладонь
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.
3. Лезгинка
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
4.Ухо-нос
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
5. Замок
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
6. Зеркальное рисование
Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и т.д. (20-30 сек.).
Положить на стол чистый лист бумаги. Попросить ребенка взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Попросить его рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (по предложенному образцу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/04/picture-13197.jpg)
Развитие межполушарного взаимодействия.
Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования определённой структуры психики. Трудности в овладении учебных дисциплин связаны с нарушением оптимального межполушарного ...
Развитие межполушарного взаимодействия.
Проблема возможной неуспешности ребёнка, приступающего к систематическому школьному обучению, волнует всех, кому в силу родительских или профессиональных обязанностей приходится общаться с...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/17/picture-86214.jpg)
Работа по развитию межполушарного взаимодействия на логопедических занятиях, как одно из направлений развития зрительно-моторной координации
При обучении письму следует учитывать трудности пространственной ориентировки. Для этого необходимо использовать упражнения для развития зрительно-моторной координации в систе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/15/picture-288360-1678898357.jpg)
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.(по А. Л. Сиротюк) Комплекс № 1....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-136025-1390228670.jpg)
Развитие межполушарного взаимодействия
Индивидуальность человека, особенности его психики зависят от того, какой из аппаратов (образного или абстрактного мышления) приобретает ведущее значение. Воспринимать симметрию головного мозга буквал...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-136025-1390228670.jpg)
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.(По А. Л. Сиротюк)
Комплекс № 1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указат...