Укрепление физического и эмоционального здоровья детей через организацию подвижных игр и спортивных праздников в группе продленного дня».
статья на тему

Богомолова Юлия Александровна

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_namo.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Укрепление физического и эмоционального здоровья детей через организацию подвижных игр и спортивных праздников

в группе продленного дня».

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения.

Укрепление здоровья детей должно осуществляться совместными усилиями семьи и школы. При этом ведущая роль принадлежит образовательному учреждению, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

Следовательно, перед учителями и воспитателями групп продленного дня стоит задача обеспечения безопасности жизни и здоровья ребенка.

Режим группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает самоподготовку, внеурочную деятельность, занятия по интересам, экскурсии и прогулки, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.

Внеклассная физкультурно-оздоровительная работа позволяет детям восполнить дефицит двигательной активности, приобщиться к общедоступным физическим упражнениям, спорту. Одним из направлений работы в группе продленного дня, направленным на укрепление здоровья школьников является проведение «Спортивного часа».

Организацию спортивного часа следует рассматривать во взаимодействии с другими формами работы в группе продленного дня. Его место в режиме дня должно быть рационально размещено по отношению к играм на переменах, прогулкам и другим формам двигательной активности, а также времени приема пищи и отдыха.

Содержание «спортивного часа» необходимо разрабатывать с учетом времени года, погодных условий и места занятий.

В  содержание входят:  организационные упражнения:  ходьба, легкий бег и общеразвивающие упражнения,  в основную часть -   организованные подвижные игры, эстафеты.

Подвижные игры - важнейшее средство физического воспитания детей. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников - их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

В играх педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие пути воздействия на каждого из детей, и, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Двигательный опыт у детей младшего школьного возраста еще очень мал, поэтому, вначале рекомендуются проводить не сложные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. От простых игр надо переходить к более сложным, постепенно повышая требования к координации движений, поведению играющих, к проявлению инициативы каждым участником игры.

Выбор игры, прежде всего, зависит от возрастных особенностей детей, их развития, физической подготовленности, количества детей и условия проведения игры. При проведении игр на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Если температура воздуха низкая, то все участники должны действовать активно, в жаркую погоду лучше использовать малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочерёдно.

Необходимо подготовить место для игры. При проведении игр в помещении надо предусмотреть, чтобы в помещении не было посторонних предметов, мешающих движению играющих. Перед проведением игр на местности педагог обязан заранее хорошо ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.

Объяснять игры младшим школьникам надо кратко, так как они стремятся быстрее воспроизвести в действиях все изложенное руководителем. Дети этого возраста очень активны. Они все хотят быть водящими, не учитывая своих возможностей. Поэтому назначать водящих необходимо в соответствии с их способностями. Желательно сменять водящего почаще, чтобы удовлетворить потребности детей в активности, воспитывать у них ответственность за порученное задание и развивать элементарные организаторские навыки. Учитывая большую подвижность детей и их ранимость, не рекомендуется выводить детей из игры за ошибки. Важно воспитывать у детей уважения к установленным правилам, умение точно и честно соблюдать их. Эти задачи решаются при многократном повторении игр.

В процессе игры необходимо внимательно следить за поведением и эмоциональным состоянием учащихся.

При подведении итогов необходимо подчеркнуть положительные примеры поведения детей в той или иной игровой ситуации, однако, не стоит забывать назвать и нежелательные факты.

В своей работе я использую все многообразия подвижных игр: подвижные игры с правилами и спортивные игры; игры-эстафеты и игры -аттракционы.

Разнообразные подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.

Вторым направлением в работе является проведение спортивных праздников.

Правильно подготовленный и проведенный праздник обладает большими возможностями формирования коллектива, воспитания у каждого его участника активного отношения к окружающей действительности, развития индивидуальных способностей детей.  

Физкультурные праздники проводятся не менее 3 раз в год. Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер: "Мама, папа, я - дружная семья", «Зарница», «Малые Олимпийские игры», «А ну-ка, парни!» и т.д. На праздниках используются не только разнообразные двигательные задания, но и танцы, песни, стихи, загадки. При планировании необходимо предусмотреть такое чередование материала, которое позволяет обеспечить оптимальную нагрузку, адекватную возрастным возможностям и уровню подготовленности детей.

Праздники содействуют не только укреплению физического здоровья детей, они пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.

           Воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие на ребенка велико, поэтому очень важно не допускать формализма и однообразия при их проведении. Необходимо продумывать художественные элементы праздника и тщательно отбирать музыкальный репертуар, стихи и т.д. И, безусловно, игры. Без них ни один праздник не станет по-настоящему веселым, ярким, интересным.

При подготовке спортивных развлечений, досугов, праздников необходимо учитывать некоторые общие требования:

  • У праздника всегда должно быть название, т.е. он должен быть посвящен какому-либо событию.
  • При проведении праздников необходимо учитывать время года, условия и место проведения.
  • Необходимо продумывать музыкальное сопровождение.
  • Следует предусматривать рациональную одежду детей в зависимости от места проведения  и сезона.
  • При определении тематики и содержания мероприятия следует также учитывать национальные традиции.

Всё указанное разнообразие двигательной деятельности детей предусматривается в плане воспитателя и  проходит под руководством воспитателя. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка, необходима смена деятельности, дозировка её, соблюдение всего двигательного режима. Воспитатель должен быть готов в любом случае помочь детям и в то же время не спешить и не лишать их инициативы, возможности думать, проявлять усилие при усвоении физических упражнений, выполнении различных игровых заданий и т. д.

В результате систематического проведения физкультурно-спортивных мероприятий во время пребывания детей в группе продленного дня улучшилось состояние их здоровья, снизилось количество респираторных заболеваний, повысилась работоспособность при выполнении домашних заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровьесберегающих технологий.» "

«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровье сберегающих технологий.»...

Доклад на тему: "«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровьесберегающих технологий.» "

«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровье сберегающих технологий.»...

Воспитание стрессоустойчивости у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья.

В статье рассматриваются причины возникновения стрессов, виды, результаты стрессовых ситуаций. Рассматривается вопрос о предупреждении депрессий и стрессов., некоторые моменты выхода из "острого ...

Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей путем организации благоприятных условий для самостоятельной двигательной деятельности и оптимального режима дня

В основе охраны и укрепления  психического и физического здоровья детей путем организации благоприятных условий для самостоятельной двигательной деятельности и оптимального режима дня лежит оздор...

Статья "Воспитание эмоционально-волевых качеств через организацию коллективного творчества детей и взрослых"

В статье рассказывается о том, какое значение на формирование эмоционально-волевых качеств ребенка с ОВЗ оказывает совместная деятельность со взрослым в процессе творчества....

Методические рекомендации по организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми различных возрастных категорий, направленной на укрепление физического и духовного здоровья семьи, способствующего социальной адаптации ребенка во взрослой жиз

В работе представлены методические материалы по организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми различных возрастных категорий, направленной на укрепление физического и духовного зд...