Статья "Воспитание эмоционально-волевых качеств через организацию коллективного творчества детей и взрослых"
статья

Никитина Елена Владимировна

В статье рассказывается о том, какое значение на формирование эмоционально-волевых качеств ребенка с ОВЗ оказывает совместная деятельность со взрослым в процессе творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание эмоционально-волевых качеств через организацию коллективного творчества детей и взрослых

«Творчество не приходит по какому-то  наитию…  Творчеству надо учить». В.А. Сухомлинский.

«Творчество, пишет В.В. Давыдов,- является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».

    Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.

    Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознаёт свою индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, её «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяется наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребёнка.

  Творческая деятельность, имеет большое значение в жизни человека, тем более она имеет большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребёнка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме того, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребёнка. Свои чувства и эмоции, а также знания и отношения ребёнку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда средства творчества предоставляют возможность для выражения деструктивных чувств, в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью.  Если ребёнок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребёнку выйти из состояния зажатости.

    Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребёнка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т.д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания,  например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения и к возникновению поведенческих проблем. У детей снижен уровень познавательной активности.  Это становится серьёзным препятствием в развитии ребёнка.

   Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной  деятельности детей, источником чего является народное искусство. Занятия прикладным творчеством направлены на эстетическое развитие детей с ОВЗ. Успешное освоение творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребёнка, помогает в формировании других видов деятельности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.

Материал для занятий подбирается с учетом темы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для развития творческих способностей используются разные техники: традиционные (аппликация, лепка, рукоделие) и нетрадиционные (поделки из природного и бросового материала); декупаж; комбинированная аппликация с применением ткани, кружева, пряжи, тесьмы; папье-маше; силуэтное и объемное моделирование и т.д.  

  Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес к прикладному творчеству и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка. Использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «не умею», «а у меня не получается». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладным творчеством создаёт положительные эмоции.

 Главная цель педагога:

- формирование способностей к творчеству.

Задачи, способствующие достижению цели:

- развитие творческих, индивидуальных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей с ОВЗ в процессе изобразительной деятельности;

- формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы;

- совершенствование художественных способностей при работе с разными материалами и техниками;

- стимулирование интереса к прикладному творчеству;

- воспитание нравственных качеств личности детей.

Итак: развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ, имеет важное значение, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Развитие  творческих способности у детей с ОВЗ  создает условия для успешной адаптации в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коллективной деятельности детей на уроках и во внеурочное время

Статья посвящена формированию навыков взаимодействия и сотрудничества у младших школьников. Современное общество предъявляет к человеку высокие требования, проявляющиеся в способности успешно адаптиро...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ТЕХНИЧЕСКОЙ РАБОТЕ МУЗЫКАНТА – ИСПОЛНИТЕЛЯ.

ТРУДНОСТЬ ТЕХНИКИ В МНОГООБРАЗИИ СОСТАВЛЯЮЩИХ, которые образуют в совокупности сложный комплекс психофизических и физических (мышечно – двигательных качеств и свойств). Серьезную проблему представляет...

Пояснительная записка к рабочей программе " Коллективное творчество детей с нарушениями речи"

СоставительВоспитатель ГБОУ Школа №2124 СП28 И.Н.СазоноваВысшая квалификационная категория Пояснительная записка к рабочей программеКоллективное творчество детей с нарушением речи.Развитие у дете...

Проект "Формирование коллектива первоклассников через организацию коллективного дела"

Образовательный процесс подразумевает  воспитание и образование  всех его участников.  Первый класс - это самый важный этап школьной жизни ребенка. Задача учителя - организовать школьну...

«Формирование нравственных качеств через художественную литературу у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью»

Аннотация: Данная статья посвящена изучению технологий формирования нравственных качеств у детей с умственной отсталостью.Ключевые слова: сказкотерапия, нравственные качества, воспитание, умственная о...