«Формирование трудовых навыков у воспитанников разновозрастных групп (семей), через организацию коллективно-творческую деятельность»
учебно-методический материал


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение, для детей

нуждающихся в длительном лечении «Санаторная школа- интернат»,

 г.Тарко-Сале

Рассмотрено        

на заседании

научно-методического

совета протокол №__

от «__»________2019г.

«Утверждаю»

Директор МКООУ «Санаторная

 школа-интернат»

____________П.Ю. Грабельников

                       «__»_________2019г.

Программа

«Формирование трудовых навыков у воспитанников разновозрастных групп (семей), через организацию коллективно-творческую деятельность»

Составила: Рстэ Сандыбаевна Сейпиева,

воспитатель,

1квалификационная категория

2019г.

Программа по трудовому воспитанию воспитанников школы – интерната составлена с учетом новых требований ФГОС к структуре основной образовательной программы общего образования.

Программа помогает ориентировать воспитанников на трудовое развитие.

Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.

                                                                                   К.Д. Ушинский

Пояснительная записка

Программа по самообразованию на тему: «Формирование трудовых навыков у воспитанников в разновозрастной группе (семье) через организацию коллективно- творческую деятельность» рассчитана на два года для воспитанников младшего и среднего звена.  Рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся по четыре часа в месяц.

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования приказ 1897 от «17» декабря 2010 г. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к осмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема трудового воспитания на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Актуальность проблемы обусловлена переоценкой ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у молодежи. Приобщение ее к основным ценностям, нормам, традициям трудовой деятельности, сложившимся в разных сферах жизни общества, рассматривается как приоритетное направление воспитания, поскольку от позиции молодежи в общественно- политической и социально-экономической жизни, ее активности будет зависеть темп продвижения России по пути экономических и социальных преобразований. Роль трудового воспитания, несомненно, велика, так как успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Труд-основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие детей в общественно-полезном, производительном труде является действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда дети получают навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе и позволяет ему бережно относиться не только продуктам своего труда, но и труду других людей.

Основной целью программы является воспитание трудовых качеств личности ребенка через развитие творческих способностей.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  •  Формирование правильного отношения к труду (наличие потребности в труде, трудолюбие, понимание значимости, отношение к труду как к главному средству развития способностей, улучшения жизненных и материальных условий).
  •  Психологическая и практическая подготовка к физическому и умственному труду, овладение необходимыми для этого знаниями, умениями, навыками, культурой труда.
  •  Осознанный выбор будущей профессии.
  • Развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии, коммуникативных навыков воспитанников.
  •  Обеспечение эффективности реализации программы и ее мониторинг.

Программа основана на принципах:

непрерывности и преемственности педагогического процесса: подготовка творческой личности – процесс длительный, поэтому его необходимо начинать как можно раньше. Каждый последующий материал базируется на знании предыдущего с расширением и углублением, что вносит новизну и не снижает интереса воспитанников, тем самым осуществляется усложнение темы и переход трудового воспитания, развития интеллектуальных способностей ребенка к технологии творческого процесса;

– личностной ориентации: каждый воспитанник должен чувствовать себя комфортно, а именно: в интернате создана атмосфера педагогического оптимизма; дети ориентированы на успех и мотивацию успешности;

Главное условие успешности работы – это умение и желание воспитателя играть с детьми. Воспитатели могут включать предложенные игры в занятия, что будет способствовать улучшению развития у детей способности фантазировать, понимания закономерностей, облегчит решение сложных проблемных ситуаций. Родители могут использовать задания, которые можно выполнить дома с ребенком. Эти задания помогут родителям глубже понять своего ребенка.

При разработке программы опиралась на опыт известных педагогов. Огромный вклад в решение вопросов организации трудовой деятельности внес педагог А.С. Макаренко. Выдвинувший и доказавший на практике положение о том, что труд является «основным стержнем, объединяющим детей и коллектив, ядром всей воспитательной системы».

Ожидаемые результаты:

  • Личностные: воспитанник получит возможность воспитать в себе такие качества, как расположенность к другим, снисходительность,  чуткость, доверие, умение владеть собой, доброжелательность,   научатся открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; разовьют трудолюбие, способности к преодолению трудностей; улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

           

  • Метапредметные: научится умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; научится к готовности и способности к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома; сформируют основы нравственности, морали, эстетического вкуса;

разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, творческие способности и фантазию.

 

Используются следующие формы работы:

Игры-путешествияигры-беседы, воспитательские часы, проблемные лекции, ролевые игры, упражнения, тренинги, часы общения, часы путешествия, дискуссии и диспуты, проектная деятельность, поисковые и научные исследования.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;

•индивидуально-фронтальный -чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

• групповой – организация работы в группах;

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем;

• и другие.

 Тематическое планирование

Название занятия

Цель

Сроки проведения

1.

Практическое занятие «Мое белье».

Учить детей ухаживать за нижним бельем: стирать, гладить, складывать.

Сентябрь (4 часа)

2.

Занятие «Трудовые действия».

Развивать умение различать трудовые действия: маляр красит, плотник – ремонтирует и т.д.

Октябрь (4 часа)

3.

Сюжетно-ролевые игра «Магазин».

Учить детей

самостоятельно распределять роли, договариваться, согласовывать свои действия.

Ноябрь (4 часа)

4.

Практическое занятие «Наша обувь».

Учить детей ухаживать за обувью: сушить, мыть, протирать, ставить красиво и правильно.

Декабрь (4 часа)

5.

Занятие «Профессии». Заучивание пословиц о труде.

Углубление знаний детей о труде взрослых, воспитание уважения к ним. Познакомить с различными видами профессий.

Январь (4 часа)

6.

Вечер загадок «Все работы хороши».

В увлекательной форме продолжить знакомить детей с различными профессиями. Углубить знания детей о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям различных профессий.

Февраль (4 часа)

7.

Практическое занятие «Встречают по одежке».

Приучать детей помогать друг другу одеваться (поправить воротничок, завязать шарф, застегнуть верхнюю пуговицу).

Март (4 часа)

8.

Прогулки-экскурсии.

Расширение кругозора воспитанников.

Апрель (4 часа)

9.

Занятие «Хороший и плохой поступок».

Учить детей различать поступки людей, формировать адекватные формы поведения.

Май (4 часа)

Итого: 36 часов

   

Список литературы:

  1. Бондаревская Е.В. Трудовое воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы. – Ростов-н/Дону, 2006. – 110 с.
  2. Вакуленко Ю.А. Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) - Волгоград: Учитель- 2007.
  3. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие: - М.: Владос-пресс, 2006.
  4. Легков Л. Диалектика воспитания // Семья и школа. – 2008. – №12. – с.17-19.
  5. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома.- М.,Изд. Телевинф.- 2006.
  6. Педагогика» научно-теоретический журнал. 2008. №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самообразования через организацию проектно -исследовательской деятельности младших школьников

Обобщили свой опыт работы, используя технологию проектно-исследовательской деятельности в начальных классов, начиная с 2000 года. Поместили темы проектов, приемы работы над ними....

Организация работы в разновозрастной группе СРЦН через досуговую деятельность

В презентации представлен опыт работы воспитателя СРЦН...

Формирование грамматически правильно оформленной речи у старших дошкольников через технологию коллективного творческого дела

Коллективное творческое дело как эффективное средство формирования регулитивных УУД у младших школьников...

Выступление : "Формирование трудовых навыков воспитанников"

Трудовая деятельность воспитанников рассматривается как один из важнейших механизмов жизненного становления, действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для л...

Организация коллективной творческой деятельности в начальной школе

В статье описаны  виды коллективной творческой деятельности , а также показаны основные этапы организации КТД....

«Современные разработки и технологии организации работы группы продленного дня»: Технология коллективной творческой деятельности.

В технологии коллективно-творческой деятельности такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и «огонь...