Организация коллективной творческой деятельности в начальной школе
статья

Антакова Екатерина Сергеевна

В статье описаны  виды коллективной творческой деятельности , а также показаны основные этапы организации КТД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Перед начальной школой в соответствии с требованиями ФГОС стоит задача формирования универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Все эти действия успешно формируются через различные формы воспитательной работы, которые направлены на раскрытие творческих способностей, стимулирование инициативности.

Детский коллектив играет важную роль в воспитании ребенка. От того, как сложатся отношения в классе, во многом зависит самооценка школьника, его жизненная позиция. Эффективными способами развития школьников являются различные виды коллективной творческой деятельности (КТД). Что же такое коллективная творческая деятельность? В самом названии содержится расшифровка:

дело - т.е. активная деятельность, призванная улучшить жизнь класса или окружающих людей.

 коллективное, т. к. в нем задействован весь класс. Дети и взрослые сообща придумывают, планируют, готовятся и проводят мероприятие.                       творческое, потому что школьники не действуют по шаблону, а самостоятельно ищут пути решения задачи, совершают интересные "открытия".

  В процессе КТД учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника.

           Рассматриваются   несколько видов КТД:

  • Трудовые КТД - они побуждают школьников заботиться о других людях, улучшать окружающую действительность. Широко применяются трудовые десанты, сюрпризы, мастерские и т.д.
  • Интеллектуальные КТД - познавательные дела, развивающие пытливость ума, пробуждающие интерес к разгадыванию тайн, загадок. Сюда относятся турниры знатоков, викторины, вечера занимательных задач, игровые путешествия, защита самостоятельно разработанных проектов.
  •  Художественные КТД  развивают эстетический вкус, позволяют детям приобщиться к искусству. При этом школьники участвуют в художественных конкурсах, ставят кукольные спектакли, готовятся к концертам, мастерят коллективные поделки
  • Спортивные КТД развивают физические качества ребят, а также настойчивость, дисциплинированность. Сюда относятся спартакиады, "Дни здоровья", турниры, олимпиады.
  • Экологические КТД воспитывают любовь к родной природе, стремление заботиться о ней. Школьники совершают экспедиции по области, убирают мусор в парках, спасают ручьи, изучают птиц, растения, устраивают выставку даров леса. 
  • Общественные КТД обычно приурочены к праздникам (Новый год, 9 Мая, 23 Февраля и др.). Они расширяют представления детей об истории, культуре своей страны.
  • Досуговые КТД  позволяют сделать жизнь коллектива яркой, радостной. Сюда относятся балы, дискотеки, всевозможные игры, карнавалы, конкурсы, праздники, дни именинника, чаепития, совместные поездки .

   Руководство педагога на разных этапах осуществления проекта коллективной творческой деятельности имеет свои особенности.

Ребенок активно участвует в творческой деятельности только при наличии мотивации. Поэтому задачей первого этапа становится формирование положительной мотивации для участия в деле. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем. Для того, чтобы активизировать самостоятельность детей в выборе содержания коллективной деятельности можно смоделировать ситуацию творческого поиска: «мозговой штурм», «разведка интересных дел». Педагог может привести примеры КТД из своей практики, но не стоит их навязывать. Дети должны понимать, ради чего или кого проводится мероприятие, что изменится в мире или классе после его проведения.

Вторым этапом коллективно-творческого дела является совместное планирование, поиск способов достижения общей цели. На этом этапе целесообразно провести обсуждение с детьми содержание предстоящего дела. Все предложения детей рассматриваются. На этом этапе важно узнать мнение детей, каким они видят будущее мероприятие, что они могут сделать, чтобы дело было запоминающимся и полезным.

Важно стимулировать взаимный обмен мнениями между детьми по поводу предстоящей деятельности. В итоге принимается окончательное решение о том, как лучше все организовать.

Третим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. Общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами, в каждой из которых есть лидеры.  При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, понимание важности совместных усилий для достижения общего результата. Часто на этом этапе некоторые участники сдаются, столкнувшись с трудностями, кто-то не хочет принимать участие в общем деле, организаторы не справляются со своими обязанностями. Педагог должен выступать в роли старшего, опытного товарища, который помогает избегать конфликтов. Необходимо оказать школьникам поддержку, но не диктовать им свои условия.

Четвертый этап- проведение КТД. По ходу коллективной деятельности педагог оказывает детям эмоциональную поддержку, положительное подкрепление, подчеркивает значимость промежуточных результатов для успешного осуществления общего замысла. Важно, чтобы каждый осознавал свой вклад. Конечно, по ходу мероприятия возможны ошибки. Дети не имеют такого организаторского опыта, каким обладает взрослый человек. Старайтесь, чтобы они учились на промахах, делали выводы. Не менее важно замечать успехи, даже самые мелкие, радоваться им.

При подведении итогов необходимо акцентировать внимание на долю участия каждого в общем деле. Особенно значимо для детей, когда успешность совместной деятельности оценивается не только самими детьми, но родителями и другими значимыми для детей людьми. Видов КТД много, и после каждого на общем сборе подводятся итоги. Нужно учить школьников анализировать приобретенный опыт, делать выводы из него. Иногда проводят анонимное анкетирование, которое позволяет учесть мнение каждого ребенка. При организации следующего коллективного дела обязательно принимают во внимание все допущенные недочеты.

    В заключение нам хотелось бы отметить ,что коллективное творческое дело позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла, защищенности, позволяет проявиться чувству симпатии и интереса. Совместные эмоциональные переживания, возникающие в процессе такой деятельности, сплачивают детей, помогают лучше узнать друг друга. В групповой деятельности формируются умения применять правила делового сотрудничества, считаться с мнением другого человека, проявлять  терпение и доброжелательность внутри группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация воспитательной работы в начальной школе на основе коллективно-творческой деятельности»

Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родит...

Коллективный проект учащихся начальной школы "Журнал"Foreign Languages for All Occasions 2010"

Этот проект в форме школьного журнала. Цель этой работы собрать интересные факты, доказывающие, что изучение языков не только полезно, но и увлекательно....

"Требования к учителю начальных классов при организации групповой работы в начальной школе"

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», -  этими словами К.Д. Ушинского начинается «Профессиональный  стандарт педагога».  Ор...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...

Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.

В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе

Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...

Организация дистанционного обучения - перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе

В настоящее время мы живём в сложном мире, где появилось такое зло, как  новая коронавирусная инфекция.  Весь мир вступил в борьбу с ней. Президент, правительство и все эшелоны власти приним...