"Требования к учителю начальных классов при организации групповой работы в начальной школе"
статья ( класс) на тему

Беляева Лидия Сергеевна

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», -  этими словами К.Д. Ушинского начинается «Профессиональный  стандарт педагога».  Организовать такой вид учебной деятельности учащихся, в результате чего развивались бы их способности, обеспечивалось и активное участие в уроке ученика, повышался  авторитет знаний и индивидуальная заинтересованность школьников в результате учебного процесса, создавалась  атмосфера сотрудничества и коллективизма – одна из основных задач  учителя начальных классов в современных условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Использование групповых работ на уроках способствует решению этой задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belyaeva_trebovaniya_k_uchitelyu07.03.16.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к  учителю начальных классов

при  организации групповой работы в начальной школе

Л. С. Беляева,

г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл.

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», -  этими словами К.Д. Ушинского начинается «Профессиональный  стандарт педагога» [1].  Организовать такой вид учебной деятельности учащихся, в результате чего развивались бы их способности, обеспечивалось и активное участие в уроке ученика, повышался  авторитет знаний и индивидуальная заинтересованность школьников в результате учебного процесса, создавалась  атмосфера сотрудничества и коллективизма – одна из основных задач  учителя начальных классов в современных условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Использование групповых работ на уроках способствует решению этой задачи.

В.В. Котов [2],  определил структуру групповой деятельности учащихся на уроке следующим образом:

1) в начале урока школьники проходят подготовку к выполнению групповой         работы, затем школьники ставят познавательную задачу, после учитель знакомит участников групповой работы с этапами работы и раздает дидактический материал;

2) знакомство с материалом, группы в процессе обсуждения составляют план выполнения познавательной задачи и определяют способы их решения, распределяют обязанности в группе;

3)  выполнение учебного задания групп;

4) в процессе групповой работы учитель наблюдает за работой и корректирует выполнение работ групп;

5) в процессе групповой работы происходит проверка и контроль выполненных заданий в группе школьниками;

6) школьники делятся своими результатами с группой, обсуждают их;

7) учитель, вызывая представителей группы, заслушивает полученные результаты в процессе групповой работы, учитель организовывает дискуссию в классе. Остальные группы добавляют информацию или исправляют ее. Школьники формулируют окончательные выводы по заданию сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах;

8) подведение итогов групповой работы.

На уроках при организации групповой работы школьников, учитель проявляет свои профессиональные компетенции: умение  контролировать  ход работы в группах, регулировать споры, организовать   порядок работы, способность оказать поддержку и консультацию отдельным школьникам или целой группе. При организации учитель должен показывать свою заинтересованность в деятельности школьников, в их выполнении заданий, в успехи или в не успехи, при этом уважительно относиться к слабым ученикам, направлять и подсказывать им.

И.М. Чередов [3] также утверждал, что подготовка и проведение групповой работы, требует от учителя больших требований, а так же знаний, умений и навыков осуществления учебно – познавательной деятельности школьников. В классе у такого учителя должна быть хорошая дисциплина и в совершенстве знать и самое главное владеть  методикой проведения групповых работ. При решении учебного задания, учитель должен выделить ключевые и самые главные моменты учебного материала, а так же задача учителя следить за работой групп, за их взаимодействием и сотрудничеством. Наблюдая за работой школьников, учитель отмечает особенности их поведения в различных учебных ситуациях, следит за тем, как школьники  работают в группе и решают учебные задачи. Так же учитель контролирует темп работы групп и наличие слабых школьников, подсказывает, как включиться им в работу, в активную деятельность.  

При грамотном распределении работы между участниками групп, групповая работа будет представлять собой вид коллективной деятельности. Участники группы не смогут плодотворно работать, если учитель не станет направлять и контролировать их в познавательной деятельности. В содержании такого вида деятельности, школьник учится самостоятельности, а так же учится общаться с одноклассниками во время урока, не мешая его проведению. Школьники самостоятельно распределяют задания между членами группы, учитывая скорость её работы [4].

При организации групповой работы школьников на уроке главная задача учителя организовать работу учащихся-консультантов. Они станут помощниками учителя в консультировании учащихся группы по определенным вопросам [5].

Каждый педагог, организуя работу в группах, должен знать целый ряд недостатков данной работы. Среди таких недостатков: создания групп и подбора в них членов группы; организация работы в группах; школьники могут испытывать затруднения в самостоятельном изучении учебного материала и  выбрать наиболее эффективный способ его изучения. Если это не контролировать, слабые ученики не смогут усвоить материал в должной мере, а сильным ученикам может потребоваться более трудные и занимательные  задания.

Групповая форма работы может принести положительные ожидаемые результаты, только если использовать и другие формы обучения, например индивидуальная и фронтальная форма работы. Какие формы работы будут использоваться вместе, решает только учитель, это будет зависеть от выбранных им учебно-воспитательных задач, так же от учебного предмета его содержания, сложности материала, от индивидуальности участников групп, отношений между учителем и школьниками. Класс должен готов помочь каждому члену групп, без этого групповая работа не будет эффективной и плодотворной [5]. Плюсы групповой работы на уроках очевидны, так как результаты полученные школьниками в процессе решения учебных задач положительно влияют на их познавательный интерес, они хотят помочь своему однокласснику, хотят сами узнать что-то новое. Но нельзя забывать, что каждая форма работы имеет и плюсы, и минусы в своей деятельности. Если говорить о формах организации обучения, то можно отметить что они решаю свои учебно-воспитательные задачи. Так же они очень положительно дополняют друг друга.

Подводя итог, отмечу, что для того, чтобы групповая работа была эффективной, учитель начальных классов должен быть педагогически компетентным, должен уметь управлять группами. Чтобы групповая работа была успешной для школьников, учитель должен уметь распределять свое внимание на всех участников групп, так же все участники должны чувствовать поддержку со стороны учителя, в его заинтересованности в успехе школьника.

Литература

  1. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/new_standards/6  – Загляд. с экрана.
  2. Котов, В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся [Текст]/ В.В.  Котов//− Рязань. – 1977.  – С 49.
  3. Чередов, И.М. Система форм организации обучения в общеобразовательной школе [Текст]/ И.М. Чередов// − М.: Педагогика. – 1987. – С. 160.  
  4. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке [Текст]/ Х.Й. Лийметс// − М.: Знание. – 1975. – С. 104.
  5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и колледжей. [Текст]/ Под ред. П.И. Пидкасистого. − М.: Педагогическое общество России. – 1998. – С. 640.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Групповая работа в начальной школе

Об использовании групповой работы в начальной школе...

Групповая работа в начальной школе

На протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо найти такую форму организации учебного сотрудн...

Организация групповой работы в начальной школе

Организация групповой работы в начальной школе...

"Организация групповой работы в начальной школе как средство формирования УУД"

В данной статье говорится о групповой работе способствуещей не только развитию коммуникативных учебных действий, но и способствует формированию и развитию познавательных и регулятивных учебных действи...

Технология групповой работы в начальной школе

Одним из методов развития самостоятельного мышления является групповая работа на уроках. Целью этой технологии является создание условий для формирования навыков работы в паре, в  группе....

Групповая работа в начальной школе.

Групповые технологии тесно переплетаются с другими современными технологиями. Работа по группам возможна и при проведении игровых моментов урока, и на урока-интеграциях, на у...

Организация групповой работы в начальной школе

Цели, задачи, принципы групповой рабрты.Варианты комплектования групп. Виды групповой работы....