Выступление : "Формирование трудовых навыков воспитанников"
материал на тему

Терентьева Ирина Николаевна

Трудовая деятельность воспитанников рассматривается как один из важнейших механизмов жизненного становления, действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности жизненных целей, реализующихся одновременно с практическим освоением детьми социального опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМ «Ялгинский детский дом-школа»

«Формирование трудовых навыков воспитанников»

 

Подготовила: воспитатель Терентьева И.Н.

«Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собой»

В. Г. Белинский                                                                                                    

   Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания детей требует от нас серьёзно и ответственно отнестись к отбору видов и содержания труда при организации трудовой деятельности воспитанников. Труд должен стать органичной и неотъемлемой частью жизнедеятельности воспитанников.  

  Труд для воспитанников является одним из главных факторов, определяющих выбор ребёнком профессии, а значит и своей судьбы. Не может состояться жизнь человека без любимого дела, позволяющего обеспечить достойную жизнь. Именно разнообразная трудовая деятельность   позволяет выявить профессиональные способности, склонности воспитанника, сформировать устойчивый интерес к профессии, стремление к получению соответствующего образования. Для воспитанника это особенно важно и сложно. Воспитание - специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

   Процесс трудового воспитания рассматривается, как не только научить воспитанников некоторым трудовым приёмам, но и необходимостью выработать и закрепить выполнение приобретённых навыков и умений.

    Одним из направлений в нашей работе является формирование готовности воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности. Есть такие дети, которые поступают в детский дом с не сформированными социальными нормами. У этих детей не развиты трудовые навыки необходимые для самостоятельной жизни. И поэтому перед воспитателем стоит задача привить трудовые навыки, навыки самообслуживания и потребность к труду. Научить ребёнка простым, но нужным навыкам самообслуживания.                                                                                                         Деятельность в данном направлении ведётся непрерывно и ежедневно в процессе общения, практических занятий, направленных на формирование у воспитанников необходимых навыков самообслуживания: умению приготовить пищу, ухаживать за обувью, одеждой, соблюдением личной гигиены и внешнего вида, ведению домашнего хозяйства. По данному направлению проводились и проводятся беседы и занятия: «Обязанности членов семьи и их выполнение», «Правила поведения за столом», «Деловой этикет», «Семейные праздники», «Виды домашнего труда», «Уход за различными видами обуви», «Уход за различными видами одежды» и др. Трудовые часы, семейные часы, профориентационная работа, каждодневные беседы о поведении, индивидуальная работа, всё это делается для того, чтобы воспитанники могли самостоятельно принимать решения.

       Всё это даёт возможность ощутить ребёнку свою значимость, успешность. В своей работе с воспитанниками мы стараемся формировать у них навыки самостоятельности и инициативы в труде. Ежедневно воспитанники учатся соблюдать режим дня, выполнять трудовые поручения, содержат в порядке и чистоте не только помещения семьи, но и своё тело, одежду и обувь. В течение всего года воспитанники поддерживают в порядке закреплённую за ними территорию: убирают опавшую листву, расчищают снег, собирают мусор; занимаются общественно-полезным трудом в семье, в столовой. Ребята выполняют не только работу по самообслуживанию, но и имеют навык сельскохозяйственного труда: в весенне-летнее время трудятся на пришкольном участке. Осенью воспитанники принимают активное участие в уборке урожая, пополняя тем самым копилку жизненного опыта.  В своей работе мы стараемся воспитывать у них ощущение нужности для окружающих, чувство значимости их деятельности. Так приучая воспитанников к самостоятельности, мы стремимся не спешить идти на помощь ребёнку при первых затруднениях, а даём ему возможность самому попытаться преодолеть трудности, проявить сообразительность и смекалку. Такой подход к организации работы позволяет увлечь детей и дать им возможность на практике убедиться в значении их деятельности, мобилизовать знания на планирование и организацию своего труда, на качественное выполнение его. Хочется надеяться, что умения, полученные в детском доме, пригодятся им в дальнейшей жизни.

     Труд не только укрепляет физические силы, здоровье ребёнка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Поэтому в процессе самоподготовки стараемся у ребят прививать и развивать навыки систематической самостоятельной работы, получении знаний, умений и навыков. Это способствует воспитанию у ребят чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.

      В своей работе стараемся с каждым воспитанником найти индивидуальный подход, заинтересовать, увлечь их, убедить, что это в дальнейшей жизни им пригодиться, что этим багажом знаний им легче будет войти в самостоятельную жизнь. Но чтобы добиться положительных результатов, необходимо приложить много усилий.                                                                                                                                  Самостоятельность воспитанников заключается не только в том, чтоб научить их самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих самостоятельности качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Воспитанник должен учиться принимать решения и брать за них ответственность, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь определять цели, достигать их и не бояться совершать ошибки.

Так у ребят формируется стойкий интерес к результатам своей работы. Стараются овладевать навыками личной гигиены, самообслуживающего труда, гладить бельё, зашивать, пришивать. В этом учебном году к нам в семью пришли два новых воспитанника: Илья и Никита. У этих мальчиков не были сформированы трудовые навыки и навыки самообслуживания. Они испытывали трудности во время занятий общественно- полезным трудом и овладения навыками личной гигиены. Работая с ними и проводя индивидуальную работу, занятия, у этих ребят сформировались такие качества как: самостоятельность, чувство ответственности, доброта, умение работать в коллективе, желание сделать нужное и приятное не только для себя, но и для других. Воспитанники имеют представление о видах профессий, труде; осознают связь между благополучием человека и его трудом. Они стараются быть ответственными, продолжают правильно организовывать своё рабочее место, по окончании работы приводить его в порядок, соблюдать правила техники безопасности.                                                                                            Результаты работы позволяют сделать вывод о том, что целенаправленная социально-трудовая деятельность способствует созданию условий для формирования и развития трудовых умений и навыков наших воспитанников, что в дальнейшем влияет на их самореализацию в самостоятельной жизни; также происходит объединение детей в трудовом коллективе, на основе взаимопомощи, взаимовыручки и взаимоподдержки.

     В заключение хочу привести слова Антона Семёновича Макаренко, которые очень точно отражают суть трудового воспитания в детском доме: «Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Чтобы человек чему - то научился в жизни, необходим определённый опыт. Поэтому, развиваем у наших воспитанников интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придётся решать, а это невозможно без оснащения их определённым багажом знаний и умений, необходимым для успешной интеграции в социум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ППО – как один из способов формирования устной речи и трудовых навыков у школьников с недостатками слуха». Подготовила: Учитель начальных классов

Главной целью уроков ППО в школе глухих детей является:формирование устной речи детей с нарушениями слуха,формирование трудовых навыков у детей с нарушенным слухом,  реализация которых прои...

Доклад на ШМО «Современные подходы к формированию каллиграфического навыка у обучающихся воспитанников с ОВЗ.»

В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. Современному обществу требуется всесторонне развитая личность -личность интеллектуально мыслящая,...

Выступление на педагогическом совете «Формирование трудовых навыков и умений у обучающихся в условиях модернизации образования»

Занимательный труд в четвертом классе является завершающей стадией начальной подготовки обучающихся и переходным этапом к профильному труду.......

Применение игровых ситуаций для формирования трудовых навыков у детей с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната.

В статье рассказывается о формировании трудовых навыков у обучающихся с ограничеными возможностями здоровья посредством игровых ситуаций....

Выступление "Формирование вычислительных навыков младших школьников в современных условиях"

Выступление "Формирование вычислительных навыков младших школьников в современных условиях"Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обуч...

Доклад на тему: Формирование трудовых навыков у детей с ОВЗ

Труд – общепризнанная, целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, это - видоизменение и приспособление элементов природной среды для удовле...