Главные вкладки

    Применение игровых ситуаций для формирования трудовых навыков у детей с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната.
    консультация (1 класс)

    Селиванова Ольга Александровна

    В статье рассказывается о формировании трудовых навыков у обучающихся с ограничеными возможностями здоровья посредством игровых ситуаций.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Применение игровых ситуаций для формирования трудовых навыков у детей с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната.

    Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений воспитанников, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса образовательного учреждения. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способов индивида.

    В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.

    У  воспитателя имеются большие возможности систематически привлекать большое количество детей к выполнению разнообразных поручений, связанных с трудом в уголке природы, с различным хозяйственно – бытовым трудом в групповой комнате и на участке школы-интерната.

    Однако сам процесс формирования протекает очень медленно. Отсюда вытекает необходимость значительного увеличения приемов и методов, применяемых в трудовом обучении детей с нарушениями интеллекта.

    Посильный "добрый" и "умный" труд, нередко связанный с игрой, игровыми ситуациями - именно они являются необходимой деятельностью ребенка, которая отвечает его возрастным особенностям. Трудовая деятельность школьника, умело руководимая взрослым, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

    Игровые ситуации на развитие и закрепление навыков по самообслуживанию школьников.

    Игровая ситуация: Что нужно кукле!

    Задачи: упражнять культурно-гигиенические навыки.

    Пособия: картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

    Ход игры. Воспитатель  знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: "Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?"

    Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания.

    Игра продолжается. Воспитатель  направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например, она говорит: "Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем?

    Наша кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть?

    Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?"

     Игровые ситуации на формирование готовности школьников к хозяйственно-бытовому труду

    Игровая ситуация "День чистюль".

    Цель: научить мыть игровой инвентарь, формировать навыки владения орудиями труда (тряпка, мыло, вода, полотенце)

    Задачи игровой ситуации:

    - развивать диалогическую речь детей младшего дошкольного возраста посредством вопросов-ответов;

    - приобщить детей к сотрудничеству с другими детьми.

    В этой игровой ситуации могут быть использованы два варианта:

    1. Педагог предлагает одному из детей переодеться в доктора Чистюлькина, который ходит по группе и рассматривает игрушки, вместе с педагогом они собирают в сумку или мешок грязные игрушки.

    2. Педагог предлагает "Чистюлям" самим собрать, по их мнению, игровой материал, который бы они хотели помыть.

    После того как игрушки собраны, воспитатель предлагает ребятам их помыть. Воспитатель вместе с детьми набирают воду и начинают мыть игрушки.

    Во время трудового процесса педагог подходит к каждой подгруппе детей, задает вопросы каждому ребенку (Какую игрушку он хотел бы помыть? Почему именно эту игрушку он выбрал?), показывает действия как отжимать губку или тряпку, как можно повернуть игрушку, чтобы вода стекала, а

    также вместе с ребятами воспитатель приходит на помощь к тем, кто не успел помыть игрушку или нечаянно пролил воду.

    Во время каждого трудового процесса педагог уделяет внимание не только индивидуальной беседе с ребенком или подгруппой детей, но он привлекает внимание ребенка к действиям его сверстника, например:

    - Катюша, давай спросим у Сережи, может, ему нужна наша помощь?

    - Посмотри, какой Сережа молодец, как он старается, он настоящий Чистюлька?

    Игровая ситуация "Найди каждому свой дом"

    Цель: закрепить навыки ставить предметы на место.

    Задачи игровой ситуации: развивать наблюдательность, память, речь.

    Порой тяжело попросить ребенка убрать игровой материал, подчас в семьях это заканчивается скандалом или тем, что взрослый сам все убирает, так как, во-первых, это проще, чем уговаривать малыша, а, во-вторых, быстрей.

    Но можно пойти другим путем - предложить ребенку поиграть.

    Распределить роли: кто-то будет управлять поездом и везти разбросанные игрушки, останавливаясь только на тех остановках, где должна находиться данная игрушка.

    Например, педагог предлагает ребятам посмотреть на группу

    - Посмотрите, что-то произошло с нашими игрушками, мы в них поиграли, но вот беда, почему-то они потерялись, не могут найти свои домики?

    - Как вы думаете, нужна игрушкам наша помощь?

    Дети дают свои ответы на вопросы. Взрослый предлагает ребятам отправиться на помощь игрушкам. Дети становятся паровозом и начинают имитировать движения паровоза. Останавливаясь возле каждой игрушки, дети подбирают их. Как только игрушки все собраны, паровоз совершает путешествие по групповой комнате, дети сами останавливают паровоз тогда, когда они подходят к тем игровым зонам, где должна находиться данная игрушка.

    От организации любого вида деятельности зависит и успех. Педагог должен знать, как организовать детский коллектив, чтобы интерес  тому или иному виду деятельности не пропал. Нужно учитывать, конечно, психофизиологические особенности детей того возраста, с которым он работает, где-то дать возможность отдохнуть, где-то заинтересовать, и помочь .

    игровой дошкольный труд воспитание

    Игровые ситуации, приобщающие к труду в природе

    Игровые ситуации, которые используются для приобщения дошкольников к труду в природе, должны воспитывать любовь к растениям и животным; учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы, приучать детей самостоятельно заботиться о животных и растениях и т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока с применением современных средств обучения в системе специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья

    Урок русского языка для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (7 вид) с использованием интерактивной доски...

    Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате

    В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...

    Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями в условиях ФГОС.

    Этапы работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности. из опыта работы....

    Памятка для родителей "О занятиях детей с ограниченными возможностями в условиях семьи

    Советы родителям, как с организовывать занятия с ребенком дома....

    Формирование пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья

    В методических рекомендациях освещаются основные этапы работы по формированию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья....

    Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями в условиях МКУ РЦ "Радуга"

    Проблемы профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями и пути их решения...

    Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе.

    Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков  у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе....