Формирование социальных навыков у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка

Формирование социальных навыков у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование социальных навыков у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо это проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности и нормы поведения необходимые для комфортного существования в социуме. Проблема социализации детей с умственной отсталостью в науке раскрыта достаточно обширно и полно, ее рассматривали такие деятели науки как Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Д. Б. Эльконин, К. C. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, У. В. Ульенкова, Ж.Пиаже.

Одним из условий успешной социализации детей с нарушением интеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь». Следует также отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта отличается от развития здоровых детей и имеет свои психологические особенности, которые нужно учитывать.

У детей, обучающихся в школе Vlll вида, процесс формирования личности осложняется, прежде всего тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный обществом опыт. Это явление Л.С.Выготский называл «социальным вывихом».

Главную задачу педагога-дефектолога Л.С.Выготский видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, помочь ему включиться в жизнь общества, занять в нем свое место. А именно, сформировать социальную компетентность выпускника - способность решать проблемы через соорганизацию своих ресурсов (что я знаю, могу, умею) и ресурсов внешней среды (той обстановки, тех условий, в которых нахожусь в данный период жизни.)

Основной контингент нашей школы составляют учащиеся с олигофренией в степени дебильности, имеющие, как правило, различные осложнения:

общее недоразвитие речи;

расстройство эмоционально - волевой сферы;

неврозо-подобные синдромы.

Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.

Такие дети в основном:

не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

у них не хватает самостоятельности;

низкий уровень знаний об окружающей среде;

специфические потребности в общении;

у них не хватает уверенности в своих силах;

наши дети не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию из-за их эмоционально - поведенческих особенностей;

им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных поступков;

не способны применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;

у них завышенная самооценка.

Социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы, один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.

Социальная адаптация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию по отношению к нашим детям. В связи с этим особенно велика роль школы. Успех подготовки школьников к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы взаимодействия на учащихся. Специальные коррекционные занятия по социально – бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

В школе определена система психолого-педагогического воздействия, направленная на формирование познания, опыта поведения, организацию и мотивацию деятельности воспитанников с нарушением интеллекта.

Использование данных методов помогает воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную, мотивационно - потребностную сферу учащихся. А также на поведение, общение и здоровье. Результатом может быть:

Повышение уровня сформированности познавательной деятельности

Наличие жизненной перспективы

Нормализация самооценки, рост самостоятельности

Формирование опыта общественного поведения

Повышение ответственности и дисциплинированности

Готовность к самообеспечению на основе труда

Усиление самоконтроля

Развитие нравственных качеств

Продуктивность социальных контактов

В школе создана гуманная лечебно- педагогическая среда, сообразная природе ребенка, его психофизическим данным.

Образовательно-воспитательный процесс организован с учетом ряда приоритетов:

включение воспитанников в совместную продуктивную деятельность;

расширение круга общения за счет вхождения во внешнюю социокультурную среду;

нормализация самооценки и гармонизация внутреннего мира ребенка с проблемами в развитии;

формирование образа собственного «я» как активного субъекта деятельности.

Коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса направлено на формирование жизненной компетентности у воспитанников школы.

Основные направления деятельности педколлектива:

Максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка.

Практическая направленность обучения с ориентацией на востребованность знаний в жизни.

Оказание индивидивидуальной помощи ребенку на основе комплексного наблюдения за его развитием, знания индивидуально-типологических и психических особенностей.

Адаптационная и коррекционная направленность обучения воспитания в соответствии с возможностями каждого ребенка.

Социальное становление детей создание деловой и социальной ориентации в образовательном процессе.

Разнообразная личностно-значимая деятельность.

Большое значение в воспитательной работе с учащимися имеют внеклассные мероприятия. Вся система внеклассных мероприятий направлена на воспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычки правильного, дисциплинированного поведения в коллективе, в труде, в учёбе. При проведении мероприятия каждый педагог продумывает его сценарий, учитывая возможности наших учеников, подбираются конкурсы, загадки, интересные игры. Ведь играя, выполняя разнообразные задания, ученики осмысливают значимость правильной речи для понимания друг друга.

В организации воспитательной работы большое место уделяется работе кружков, где дети используют и закрепляют умение и навыки петь, играть и мастерить. Результатом такой деятельности является участие в мероприятиях не только внутри школы, но и на районном, областном и всероссийском уровнях.

Формирование социальных навыков ребенка начинается с момента поступления его в школу. Ведь зачастую приходится иметь дело с такими детьми, которые не имеют элементарных навыков самообслуживания. В этом направлении ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания:

-как правильно пользоваться иголкой, ножницами;

-как правильно застегивать пуговицы, замки на одежде;

-выполнять обязанности дежурного по классу, столовой;

-навыки гигиены и т.д.

Огромное значение при социализации учащихся коррекционных школ имеет взаимодействие школы с социокультурной средой.

Центр занятости населения

Центр социальной защиты населения

Районное общество инвалидов

Центральная районная библиотека

Детская Библиотека

Районный дом культуры

ПТУ №11 г.Мариинско-Посад ,ПТУ №23 г.Чебоксары

Историко-краеведческий музей г.Цивильск

Пожарная часть г.Цивильск ПЧ40

Спорткомплекс «Асамат» г.Цивильск

Центральная районная больница

Аграрно-технологический колледж

Центр детско-юношеского творчества

Издательский дом г.Цивильск

Женский Тихвинский монастырь

Формирование жизненной компетентности у воспитанников школы- интерната проходит по нескольким направлениям.

1. Становление жизненной перспективы:

а) Конструирование микросреды на индивидуализацию личности воспитанника:

коррекция активно-волевых дефектов, страхов, рассеянности, застенчивости;

коррекция бродяжничества;

рациональная организация детского коллектива и самокоррекция;

б) Психологические тренинги \моделирование различных жизненных ситуаций:

Как построить дом.

Под крышей дома твоего.

Достаток или нищета.

Мое будущее после школы.

в) Воспитательная работа по тематике «Познай себя», «Когда я стану взрослым».

г) Деловые игры

д) Ролевая игра «Я имею право». « Мое дело».

Результат:

Выработка мотивов действий, развитие самообладания.

Уход от размытости жизненной перспективы.

Раскрутка механизма компенсации и коррекции.

2. Умение учиться

а) Коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса в школе:

определение коррекционной задачи урока , ее реализация на уроке и внеклассном занятии;

реализация принципов коррекционно-развивающего обучения.

б) Внеклассные занятия « Я познаю мир», « Я гражданин» и т.д.

в) Предметные недели.

г) Месячники: « Безопасного движения», «Добра и семейных ценностей», « Человек в мире правил» и т.др.

Результат:

Формирование общеучебных умений и навыков (ОУУН):

мыслительные;

информационные;

организационные;

навыки смыслового чтения;

навыки самостоятельной работы;

навыки грамотной устной речи.

Формирование готовности к профессиональному образованию

3. Умение общаться.

а) Разнообразная личностно - значимая деятельность:

участие в школьных, городских, республиканских, всероссийских выставках детского творчества;

участие в городских мероприятиях наравне с учащимися общеобразовательных школ;

организация занятий детей в секциях, кружках, клубах вне стен школы - интерната;

КТД и общешкольные праздники.

б) Психологические тренинги «Я и другие».

в) Встречи с интересными людьми.

г) Организация встреч с городскими волонтерскими движениями.

д) Воспитательная работа по тематике «Основы социализации и общения».

е) Деловые игры.

ж) Экскурсии в социокультурные учреждения города « Я и мой город».

4. Умение зарабатывать себе на жизнь

а) Формирование устойчивых навыков самообслуживания.

б) Занятия экономического практикума на уроках трудового обучения:

составление плана – проекта своего будущего приусадебного участка;

технология выращивания овощей;

ремонт школьной мебели;

плотничные работы в быту.

г) Производительный труд:

выращивание рассады;

участие в озеленении закрепленного за классом участка;

участие в работе временных трудовых бригад;

выращивание овощей для школьной столовой

д) Воспитательная работа по тематике: «Сделай дом красивым», «Хозяюшка», «Хозяин дома».

е) Общешкольная акция «Чистый двор», «Полиция и дети » и т.др.

ж) Разработка и участие в проектной деятельности « Одеяло дружбы»,

« Школьный двор», « Аптекарский огород».

ж) Обучение по дополнительному образованию: факультативные занятия на базе школьных мастерских \ плетение из бумаги, ручная вышивка, лоскутная техника, вязание спицами, макраме, цветоводство и овощеводство, техническое моделирование, ремонт мебели, резьба по дереву Кружки: «Юный умелец»,«Местерилка», « Малахитова шкатулка», « Волшебная мастерская», «»

Результат:

Формирование способности к индивидуальной трудовой деятельности.

Формирование навыков жизнеобеспечения на основе труда

Преодоление иждивенчества, формирование чувств хозяина.

5. Умение обустраивать себя в личном плане.

а) Занятия СБО \социально - бытовой ориентиров.\

практические работы и упражнения;

экскурсии;

сюжетно - ролевые игры;

моделирование реальных жизненных ситуаций по разным направлениям.

б) Система внеклассных занятий и социокультурное сопровождение индивидуального развития каждого ребенка: обычаи и традиции Чувашского края, знакомство с народными праздниками.

в) Выставки:

Осень золотая;

Новогодний калейдоскоп;

Пасхальное чудо

День творчества.

г) Уроки нравственности.

д) Акция «От сердца к сердцу». \взаимосвязь с ЦСЗН\

е) Оздоровительный режим в школе.

ж) Развитие механизмов социальной интеграции каждого воспитанника.

Главным результатом такой системы деятельности является:

создание в школе развивающей среды, которая способствует социальному становлению детей на всех этапах обучения;

Более тесные и доверительные отношения с учащимися, усиление воспитательного влияния на ребенка.

Наличие у старшеклассников таких качеств и умений как самостоятельность, наличие реальной жизненной перспективы, готовность к самообеспечению на основе труда, продуктивность социальных контактов.

Самое главное, чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для детей, вокруг них должна быть создана такая атмосфера, где им будет хорошо, комфортно, уютно, где их будут любить, ценить. Нужно приложить немало усилий, чтобы дети, перешагивая порог школы, чувствовали, что их ждут.

Литература.

Алехина С.В., Зарецкий В.К. «Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы» «Наша новая школа» //Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», М.2010 С.104-116

Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя./Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

Малафеев Н.Н. «Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна» //Альманах ИКП РАО, №11, 2007, электронная версия

Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида: Новые учебные программы и методические материалы. - Кн. 1,2/ под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб.:филиал издательства «Просвещение», 2006.

Шевченко С.Г. «Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении» // Дефектология, 1996 №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование как фактор формирования социально адаптированной личности школьника с ограниченными возможностями здоровья

В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение ч...

Формирования коммуникативных навыков на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития).

Методические приемы формирования коммуникативных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях....

Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.

Чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умстве...

Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе.

Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков  у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе....

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

Данная программа разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спе...

Опыт деятельности социально-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ школы №10 Калининского района Санкт-Петербурга

Работа социально-педагогической направленности в ГБОУ школе №10 Калининского района Санкт-Петербурга осуществляется в рамках реализации проекта «Служба здоровья»....

Опыт работы по адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья к социальной среде

В статье рассматривается структура работы специалистов по обучению и адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья....