Опыт работы по адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья к социальной среде
статья

В статье рассматривается структура работы специалистов по обучению и адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время в педагогической практике большое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Не последнюю место в этом процессе занимает правильный подход к обучению, благодаря которому социальная адаптация учащихся проходит наиболее успешной.

Работа по адаптации ребенка к социальной среде должна вестись комплексно, по всем направлениям: образовательная работа, воспитательная работа, коррекционная работа, работа с родителями.

Образовательная работа

Образовательная работа педагога выстраивается согласно ежегодному календарно-тематическому планированию. В рамках учебного плана ребенок получает начальные знания и умения по таким предметам, как: математика, литературное чтение, развитие речи и окружающий мир, графика и письмо, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, социально-бытовое ориентирование, ручной труд. Весь объем знаний, получаемый учащимися, предполагает использование их в процессе адаптации – графомоторные навыки, знания об окружающем мире, умения общения и взаимодействия с окружающими людьми, знания правил дорожного движения и пожарной безопасности, элементарные представления о форме, величине, цвете, цифрах, знания букв, слогов, простых слов.

 

Воспитательная работа

Воспитательная работа педагога выстраивается в соответствии с 4 основными направлениями: духовно-нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое

  • Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование навыков культуры общения и поведения, принятых в обществе. Оно помогает ребенку строить свое поведение в соответствии с определенной ситуацией, что помогает ему в социальной адаптации. Также формирует представления о культуре, духовных и нравственных ценностях. Для осуществления духовно-нравственного воспитания в рамках воспитательной работы классным руководителем проводятся классные часы, инструктажи, школьные праздники и мероприятия.
  • Патриотическое воспитание направлено на формирование у детей представлений о родине, причастности к культуре и истории своей страны, воспитание чувства гордости за свою страну, ее историю и культуру. Для этого в рамках воспитательной работы классный руководитель проводит с классом занятия в форме бесед.
  • Эстетическое воспитание направлено на формирование способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в обществе и искусстве. Приобщение к искусству развивает эмоциональную сферу ребенка. Для этого в рамках воспитательной работы классного руководителя проводятся такие мероприятия, как посещение кукольного театра, беседы о праздниках, прослушивание и обсуждение сказок и стихов, посвященных различным тематикам.
  • Трудовое воспитание направлено на формирование представлений о трудовой деятельности, пользе и необходимости труда, развития навыков социально-бытового ориентирования. Способствует развитию волевой сферы ребенка. Для этого в рамках воспитательной работы классного руководителя проводятся следующие мероприятия: уборка и обустройство класса, дежурство по классу и столовой, изготовление открыток к праздникам, изготовление поделок из природного материала.

Коррекционная работа

Одним из главных направлений как образовательного, так и адаптационного процесса в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекционная работа. В рамках коррекционной работы с учащимся проходят занятия по ЛФК, логопедическая работа, психокоррекционная работа (психомоторика, сенсомоторика и игротерапия). 

  • Занятия по ЛФК являются неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому развитию.  Занятия лечебной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки физического развития и направлены:
  1. На коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей)
  2. На развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно)
  3. На коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т.д.)
  4. На коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т.д.)
  5. На устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т.д.)
  6. На формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.
  • Логопедическая работа занимает важное место в коррекционном обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на то, чтобы научить детей слушать, понимать обращенную речь, формировать фонематическое восприятие, расширять и уточнять словарный запас, развивать речь.  Основными задачами логопедического сопровождения являются: 
  • Коррекция звуковой стороны речи (постановка, автоматизация и дифференциация звуков, формирование фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звукобуквенном анализе, синтезе, в формировании слоговой структуры слова)
  • Исправление ошибок лексико-грамматической стороны речи (уточнение активного и пассивного словарного запаса, обогащение его новыми словами, развитие форм словообразования и словоизменения)
  • Развитие навыков связного высказывания. 
  • Психокоррекционная работа имеет большое значение в процессе коррекции нарушения развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Занятия с детьми подкрепляют образовательную программу, частично дублируя ее, что приводит к наилучшему усвоению. Психокоррекционная работа проходит по трем направлениям: психомоторика, сенсомоторика, игротерапия.
  1. Психомоторика ставит перед собой цель развитие целенаправленных, произвольных, сознательно управляемых двигательных действий, что реализуется в следующих задачах: 
  • Развитие крупной моторики. 
  • Развитие мелкой моторики.
  • Укрепление моторики рук, развитие координации движений кисти рук и пальцев.
  • Развитие графомоторных навыков.
  • Развитие координации движений: развитие умения согласовывать движения различных частей тела. 
  • Коррекция недостатков моторики. 
  • Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
  • Расширение двигательного опыта учащихся. 
  • Формирование пространственной ориентировки.
  1. Сенсомоторика ставит перед собой такие цели, как создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков; формирование правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе, что реализуется в следующих задачах: 
  • Формирование, на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
  • Коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве.
  • Формирование пространственно-временных ориентировок.
  • Развитие слухоголосовых координаций.
  • Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир (цвета, вкусы, запахи, звуки, ритмы).
  • Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.
  • Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.
  1. Игротерапия ставит перед собой такие цели, как, развитие когнитивной и эмоциональной сферы ребенка; Развитие социально-бытовой ориентации, что реализуется в следующих задачах: 
  • Развитие восприятия.
  • Развитие памяти.
  • Развитие внимания.
  • Развитие мышления.
  • Развитие речи.
  • Развитие эмоций.

Работа с родителями

Однако сложно назвать работу с учащимися с ограниченными возможностями здоровья полноценной, если в нее не включены родители учеников. Работа с родителями – неотъемлемая часть процесса адаптации ребенка к социуму. С данной целью классным руководителем проводятся индивидуальные консультации по мере необходимости, в ходе которых учитель и родители могут совместно оценить степень адаптации ребенка к социуму и определить последующие шаги для дальнейшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)

В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем звене общеобразовательных учреждений города

В статье представлен материал по проблемам адаптации в среднем звене детей с ограниченными возможностями здоровья....

«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооце...

Опыт деятельности социально-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ школы №10 Калининского района Санкт-Петербурга

Работа социально-педагогической направленности в ГБОУ школе №10 Калининского района Санкт-Петербурга осуществляется в рамках реализации проекта «Служба здоровья»....

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье предоставлен анализ социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы....