Главные вкладки

    Опыт деятельности социально-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ школы №10 Калининского района Санкт-Петербурга
    статья

     Григорьева Екатерина Викторовна

    Работа социально-педагогической направленности в ГБОУ школе №10 Калининского района Санкт-Петербурга осуществляется в рамках реализации проекта «Служба здоровья».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx20.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт деятельности социально-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ школы №10 Калининского района Санкт-Петербурга

    Работа социально-педагогической направленности в ГБОУ школе №10 Калининского района Санкт-Петербурга осуществляется в рамках реализации проекта «Служба здоровья».

    Служба здоровья ОУ (далее СЗОУ)– это организационная форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса, развития культуры здоровья и формирования на ее основе здорового образа жизни.

    Первые разработки по реализации проекта «Создание Службы здоровья в образовательных учреждениях» были представлены участниками межведомственной рабочей группы в 7 июня 2016 года. Примерное положение о проекте было рекомендовано к утверждению решением совещательной рабочей группы Комитета по образованию города Санкт-Петербурга. Совместно с Комитетом по здравоохранению 4 апреля 2006 года был разработан документ о порядке медицинского обеспечения детей.Концепция создания СЗОУ утверждена распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга №124-р от 31.01.2008г.

    Основываясь на анализе материалов школ и современном этапе развития российского образования, определяется необходимость реализации создания СЗОУ. В настоящее время в 21,5% школ осуществляется комплексная целевая программа или проект, направленные на   решения проблем здоровья детей и подростков, в 70,8% школ реализуются отдельные направления такой деятельности. [17]

    Рассмотрим подробнее концепцию проекта, его основные цели и задачи и реализацию на примереГБОУ школы №10 Калининского района Санкт-Петербурга.

    Целью Службы здоровья в ГБОУ №10является создание здоровьесберегающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесберегающего уклада жизни образовательного учреждения.

    Задачами Службы здоровья в ГБОУ школы № 10 являются:

    - повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры среди всех субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей и формирование на её основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей;

    - организация внутренней среды образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесберегающий характер образовательного процесса и личную безопасность учащихся;

    - создание условий, обеспечивающих уменьшение рисков заболеваемости учащихся наиболее распространёнными болезнями детей и подростков, в том числе обусловленными образовательным процессом и социально обусловленными заболеваниями.

    К основным направлениям деятельности Службы здоровья в ГБОУ школы № 10 относятся:

    - мониторинг здоровья и образа жизни учащихся, качества здоровьесберегающей среды образовательного учреждения;

    - повышение готовности педагогов и специалистов к здоровьесберегающей деятельности; внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий воспитания и обучения;

    - совершенствование образовательных технологий и методики формирования физической, валеологической, информационной, экологической, психологической, культуры учащихся - медицинское и санитарно – гигиеническое обеспечение образовательной среды и

    образовательного процесса;

     - создание условий для здорового питания в образовательном учреждении;

    - содействие укреплению здоровья учащихся на основе разработки их индивидуальных оздоровительных программ;

    - психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение учащихся.

    Целью программы является создание условий для формирования конкурентоспособной личности, развития человеческого капитала как фактора социально- экономического развития Санкт-Петербурга через координацию деятельности, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, обеспечение взаимодействия районной системы образования, учреждений здравоохранения, физической культуры и спорта, органов государственной власти, социальных партнёров, местного сообщества.

    Служба здоровья находится в непосредственном подчинении у руководителя ГБОУ школы № 10 Зеленковой Елены Олеговны. Приказом директора на непосредственное руководство Службой здоровья назначен педагог-психолог Николаева Валентина Андреевна. В службу здоровья входят следующие специалисты: медицинская сестра, педагог-психолог, социальный   педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, учитель физической культуры, заместитель директора по ВР, который в тоже время является ответственным по питанию в ОУ. Все участники организации службы здоровья имеют высшее образование и стаж работы более 10 лет. Медицинский работник участвуют в деятельности Службы здоровья на основании   договора о сотрудничестве с Спб ГБУЗ «Городская поликлиника №54». Специалисты Службы здоровья являются также участниками разработки программы «Тропа здоровья», они принимают участие в планировании её деятельности и реализации всех её направлений.

    В условиях СЗОУ на базе ГБОУ школы №10 Калининского Санкт-Петербурга осуществляется комплексная целевая программа“Тропа здоровья”запланированная на 2016-2020 годы.

    В программу здоровья включены отработанные инновационные проекты, направленные на осуществление здоровьесберегающего образования, создание комфортной образовательной среды, улучшение двигательного статуса учащихся. Так же работа ориентирована на обеспечение здорового питания школьников, разработку и реализацию программ, направленных на формирования здорового образа жизни у детей с ОВЗ. Большую роль в реализации программы играет внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочное время. Интегрированный состав службы здоровья позволил включить в рамки проекта медицинское просвещение школьников, родителей и педагогический состав ОУ.

    Рассмотрим более подробно основные проекты, по которым реализуется Служба здоровья в ГБОУ школе №10 Калининского района.

    Проект 1. Здоровьесберегающее образование. Данный проект основан на внедрении нового содержания общего образования по ФГОС, а именно несёт в себе апробацию современных здоровьесберегающих технологий за счет методической и инновационной поддержки образования. В рамках этого проекта на базе школы проходит ежегодный городской семинар «Организация сопровождения интегрированного обучения детей с ОВЗ в здоровьесозидающей образовательной среде». Педагоги школы представляют участникам семинара открытые уроки и занятия c использованием здоровьесберегающих технологий. 

    Проект 2. Школа здоровья. Главной задачей этого проекта является создание комфортной образовательной среды в ГБОУ школе №10. Также в задачи проекта входит: обеспечение межведомственной интеграции, расширения социального партнерства с различными социальными институтами города, общественными и профессиональными организациями для обеспечения условий социализации обучающихся, то есть расширение общественного участия в создании здоровьесберегающей среду в ОУ. Таким образом, в ГБОУ школе №10 уже имеется ряд социальных партнёров, и ведётся активная работа по привлечению межведомственного взаимодействия и социального партнёрства. На данный момент соглашения и договора о сотрудничестве заключены с ассоциацией общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ», с центром психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района Санкт- Петербурга, с центром внешкольной работы с детьми и молодежью Калининского района Санкт-Петербурга «Академический». Ведётся совместная деятельность с Центром помощи семье и детям Калининского района. Заключён договор о сотрудничестве с институтом им. И.П. Павлова РАН иСанкт-петербургским государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Межрайонный наркологический диспансер № 1». Принято соглашение о совместной работе с Управлением внутренних дел Калининского района Санкт-Петербурга.

    Проект 3.  Улучшение двигательного статуса школьников.  Одной из главных задач проекта является создание условий для активной жизнедеятельности школьников, их свободного и добровольного участия в мероприятиях спортивной и физкультурно-оздоровительной направленности за счёт   расширения спектра физкультурно-оздоровительных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В  контексте данного проекта в ГБОУ школе №10 систематически проводятся такие мероприятия, как «Весёлые старты», «Кросс арифметических действий», «Десяткино ГТО», были внедрены     динамические паузы на переменах. Учащиеся школы участвуют не только в спартакиаде для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, но и в спортивных мероприятиях районного, городского и даже всероссийского масштаба. Дети ежегодно являются участниками соревнований по волейболу, футболу, баскетболу, лёгкой атлетике, лыжным гонкам и шахматам, а участники соревнований по плаванию и настольному теннису неоднократно занимали первые места.

    Проект 4. Здоровое питание детей и подростков. Основой проекта служит обеспечение разнообразного питания в ГБОУ школе №10 соответствующего физическим и диетическим потребностям детей и подростков. Кроме того, согласно проекту рассматривается дальнейшая разработка и реализация дополнительных образовательных программ, направленных на формирования у обучающихся навыков здорового питания, популяризацию правильного питания для формирования навыков здорового образа жизни.

    Проект 5. Здоровый образ жизни. В проект входит реализация воспитательных мероприятий здоровьесозидающей направленности в ГБОУ школе №10 с учетом потребностей учащихся, интересов семей. Вместе с тем в задачи проекта входит поддержка социального творчества детей и молодежи, организация и формирование навыка позитивного здорового досуга путём сотрудничества с социальными партнёрами.

    Проект 6. Медицинское просвещение школьников. Проект ставит перед собой задачи повысить уровень компетентности школьников по вопросам сохранения здоровья и профилактики заболеваний и ориентировать обучающих в сфере медицинских профессий.  Наряду с другими проектами рассматривается последующая разработка и реализация вариативных дополнительных образовательных программ по медицинскому просвещению   обучающихся в ГБОУ школе №10 с учетом потребностей учащихся, интересов семей.

    Проект 7. Академия здоровья для взрослых. В отличие от вышеперечисленных проектов, данный проект ориентирован на педагогический состав ОУ, а именно на информационно-методическую поддержку работников ГБОУ школы №10 по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Таким же образом работа направлена на повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов ГБОУ школы №10 по созданию здоровьесберегающей и здоровьесозидающей образовательной среды в соответствии с требованиями профессионального стандарта.  Информацию о создании здоровьесозидающей среды в школе и применение здоровьесберегающих технологий на уроках работники ГБОУ школы №10 получают на открытых уроках, педагогических советах и организационных собраниях методических объединений.

    Под ожидаемыми результатами реализации программы «Тропа здоровья»рассматривается сформированная комфортная образовательная среда в ГБОУ школе №10, в которой осуществляется обучение детей с ОВЗ и отработано новое содержание общего образования, апробированы современные здоровьесберегающие образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС. Конечным результатами также является расширение спектр услуг для учащихся с ОВЗ, создание условий для межведомственной интеграции, расширения социального партнерства с различными социальными институтами города, общественными и профессиональными организациями для обеспечения условий социализации детей с ОВЗ. Реализация программы будет считать успешной если будут созданы следующие условия: для активной жизнедеятельности школьников, их свободного и добровольного участия в мероприятиях спортивной  и физкультурно-оздоровительной направленности, для реализации вариативных дополнительных образовательных программ здоровьесозидающей направленности в ГБОУ школе №10 с учетом потребностей учащихся, интересов семей,  для поддержки социального творчества детей и молодежи, организации позитивного здорового досуга.

    Программа Службы здоровья содержит в себе здоровьесберегающие образовательные технологии в соответствии с требованиями основного федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС). В задачи Службы здоровья входит создание условий, обеспечивающих уменьшение рисков заболеваемости, учащихся наиболее распространёнными болезнями. Однако данная программа не предусматривает своеобразие организации процесса сопровождения детей с ОВЗ: реализацию специфических принципов воспитания, особым образом подобранное содержание работы, специальные методы и формы.

    Согласно 34 статье федерального закона «Об образовании в
    России Федерации» обучающийся имеет право на предоставление условий социально-педагогической помощи с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

    В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ были внедрены ФГОС образования указанных лиц, которые содержит в себе специальные требования к получению образования, включая особенности социально-педагогической помощи. ФГОС для детей с ОВЗ позволяет организовать социально-педагогическое сопровождение детей с учётом их особых образовательных потребностей, установленным характером нарушения их развития и оценить полученные результаты.

    Таким образом, неоднородность состава обучающихся с ОВЗ и максимальный диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования обуславливает необходимость введение технологии социально-педагогического сопровождения с учётом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация программы "Здоровье" в ГБОУ гимназия 155 Центрального района Санкт-Петербурга

    В статье дан анализ реализации программы "Здоровье" за последние три года. Проведен мониторинг состояния здоровья учащихся гимназии, указаны виды работы и обмен опытом по реализации данной прогр...

    Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 21 ноября 2014 г.

    УМК: «Школа России» (авторская методика Илюхиной В. А.).Тема урока. Строчная буква «е».Цель: формирование графического навыка письма строчной буквы «е», различных видов соединений её с другими буквами...

    Конспект урока обучения грамоте (чтение), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 19 декабря 2014 года

    УМК. «Школа России»      Тема: Россия – Родина моя. Звуки [ й а ] ,  [ а ]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я.Тип урока. Изучение нового материала.Цель. Сформировать уме...

    Конспект урока технологии, проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 24 октября 2014 г.

    Тема. Урожай из пластилина.Цель: научить изготавливать муляжи овощей из пластилина.Задачи: 1. Предметные:- познакомить с элементами овощей;- совершенствовать умение работать с пластилином;- совершенст...

    Конспект урока русского языка во 2 «Б» классе ГБОУ школы № 34 Невского района Санкт-Петербурга

    Тема урока: «Правописание  жи-ши, ча-ща, чу-щу»Целевая аудитория: обучающиеся 2 «Б» классаКласс: 2 «Б»Тип урока: урок-путешествиеЦель урока: правописание  жи-ши, ча-ща, чу-щуЗадачи уро...

    Технологическая карта урока русского языка Учитель: Попова Галина Васильевна : ГБОУ СОШ № 184 Калининского района Санкт- Петербурга Класс: 4 «А» Тема урока: "Возвратные глаголы"

    Технологическая карта урока русского языкаУчитель: Попова Галина ВасильевнаОУ: ГБОУ СОШ № 184 Калининского района Санкт- ПетербургаКласс: 4 «А»              ...

    Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.

    Чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умстве...