Мастер-класс "Разработка и реализация индивидуального маршрута сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи, в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума"
методическая разработка по логопедии

Царевская Елена Геннадьевна

Цель мастер-класса - поделиться опытом  планирования коррекционно-развивающей работы в рамках сопровождения учащегося с ОВЗ специалистами школьного ППк. Мастер-класс направлен на отработку алгоритма создания и реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося с ТНР. проведён в 2019 году для учителей-логопедов образовательных организаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_tsarevskaya_e.g.docx33.61 КБ
Файл master-klass_.pptx129.38 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка и реализация индивидуального маршрута сопровождения

учащихся с ограниченными возможностями здоровья,

имеющих тяжёлые нарушения речи, в рамках деятельности школьного

психолого-педагогического консилиума

(Мастер-класс)

  1. Презентация педагогического опыта.

Тема мастер-класса: «Разработка и реализация индивидуального маршрута сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи, в рамках деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума»

Цель: 

поделиться опытом работы по сопровождению детей с тяжёлыми нарушениями речи, разработать алгоритм создания и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся с нарушениями речи.

2. Демонстрация основных приемов работы

Работа с детьми с ОВЗ начинается с первичной диагностики всеми специалистами школьного ППк, что позволяет уточнить структуру речевого нарушения, а также сопутствующие нарушения развития.

Рассмотрим сопровождение ребенка с ОВЗ, имеющего ТНР, на конкретном примере. Егор А., 7 лет. Заключение ТПМПК: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Рекомендовано: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 5.1). Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом по преодолению общего недоразвития речи IV уровня речевого развития.

Диагностика речевого развития Егора А. проводилась по методике Т.А. Фотековой с балльно-уровневой системой оценки. Она представляет собой серию речевых проб, направленных на изучение состояния всех сторон речевого развития.

Данная методика  показала свою эффективность в:

  • уточнении структуры речевого нарушения, оценке степени выраженности нарушений разных сторон речи (построение речевого профиля);
  • построении системы индивидуальной коррекционной работы;
  • отслеживании динамики речевого развития и оценке эффективности коррекционного воздействия.

На основе АООП НОО для детей с ТНР (вариант 5.1) с учётом структуры речевого нарушения учащегося была составлена рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий из расчета 3 часа коррекционной работы в неделю. Основные направления работы: формирование навыков языкового и звукобуквенного анализа и синтеза, лексико-грамматических категорий, связной речи. На основе рабочей программы составлено календарно-тематическое планирование. Форма работы с учащимся – групповая.

3. Имитационная игра.

Слушателям предлагается определить планируемые результаты коррекционно-развивающей деятельности и составить маршрут индивидуального сопровождения учащегося  на основе анализа речевого профиля:

        

1. Фонематическое восприятие. 2. Артикуляционная моторика. 3. Звукопроизношение. 4. Слоговая структура. 5. Навыки языкового анализа и синтеза. 6. Грамматический строй речи. 7. Словарь и словообразовательные процессы. 8. Понимание логико-грамматических конструкций. 9. Связная речь.

Участник

консилиума

Основные направления  коррекционно-развивающей деятельности

Сроки

проведения

Учитель-логопед

Классный руководитель

4.  Моделирование.

Самостоятельная деятельность участников мастер-класса (работа в парах) по заполнению индивидуального плана работы по коррекции звукопроизношения

Задания для самостоятельной работы

  • сформулировать логопедическое заключение на основе анализа речевого профиля учащегося
  • определить направления коррекционно-развивающей работы
  • составить индивидуальный план работы по коррекции звукопроизношения

Общий уровень успешности – III (73,2%).

п/п

Наименование разделов (тем)

Характеристика основных видов деятельности

Часы учебного времени

Даты (отметки о выпол-нении)

Звуки [Р], [Р′]

1

Формирование артикуляционной моторики

2

Формирование артикуляционной моторики. Развитие слухового

внимания и памяти

3

Постановка звука /р/ механическим путём или по подражанию.

4

Постановка /р/  и первичная автоматизация

5

Автоматизация  звука /р/  в открытом  слоге

6

Автоматизация  звука /р/  в закрытом слоге

7

Автоматизация  звука /р/   в слогах со стечением согласных

8

Автоматизация  звука /р/   в словосочетаниях и предложениях

9

Автоматизация  звука /р/   в связной речи

10

Дифференциация звуков /л/ - /р/

5. Рефлексия проводится с использованием методики незаконченных предложений

Я поняла…

Я научилась …

Теперь я знаю …

Я буду использовать…

Мне было интересно...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №2» Разработка и реализация индивидуального маршрута сопровождения учащихся с ОВЗ, имеющих тяжёлые нарушения речи, в рамках деятельности школьного ППк Мастер-класс Царевская Е.Г., учитель-логопед

Слайд 2

Цель: поделиться опытом работы по сопровождению детей с тяжёлыми нарушениями речи, разработать алгоритм создания и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся с нарушениями речи.

Слайд 3

Этапы мастер-класса:

Слайд 4

Егор А., 7 лет. Заключение Т ПМПК : нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Рекомендовано: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 5.1). Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом по преодолению общего недоразвития речи IV уровня речевого развития c 01 .09.201 8 Срок обучения – 2 год а

Слайд 5

1. Фонематическое восприятие. 2 . Артикуляционная моторика. 3 . Звукопроизношение. 4 . Слоговая структура . 5 . Навыки языкового анализа и синтеза. 6 . Грамматический строй речи. 7 . Словарь и словообразовательные процессы. 8 . Понимание логико-грамматических конструкций. 9 . Связная речь. Общий уровень успешности – III (68%)

Слайд 6

Индивидуальный маршрут сопровождения учащегося Участник консилиума Основные направления коррекционно-развивающей деятельности Сроки проведения Учитель-логопед Классный руководитель

Слайд 7

Задания для самостоятельной работы сформулировать логопедическое заключение на основе анализа речевого профиля учащегося определить направления коррекционно-развивающей работы составить индивидуальный план работы по коррекции звукопроизношения

Слайд 8

Общий уровень успешности – III (73,2%).

Слайд 9

индивидуальный план работы по коррекции звукопроизношения № п/п Наименование разделов ( тем) Характеристика основных видов деятельности Часы учебного времени Даты (отметки о выпол -нении) Заполните разделы «Характеристика основных видов деятельности» и «Часы учебного времени»

Слайд 10

Рефлексия Считаете ли Вы актуальной тему мастер-класса? Достигли ли мы цели, поставленной вначале? Какие функции выполняет учитель-логопед в сопровождении учащихся с ОВЗ как участник школьного ПМПк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.

Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....

Обобщение опыта "Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие общее недоразвитие речи. Виды коррекционной работы".

Практика моей логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имею...

Обучение грамоте в 1 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи

В связи с недоразвитием фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи запаздывает становление навыков звукового анализа и синтеза. Им требуется большее количество времени на изучение зв...

Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость

Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталостьТема урока...

Конспект урока письма и развития речи 4 класс (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие умственную отсталость)

Тема урока: Обобщающий урок по темам «Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного, разделительный ь»Цели: Обобщить знания о ь – как показателе мягкости согласных на письме, раздел...

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на базе МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья  с тяжелыми нарушениями речи  при помощи развития мелкой моторики  через реализацию проекта «М...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...