Обучение грамоте в 1 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Черткова Юлия Николаевна

В связи с недоразвитием фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи запаздывает становление навыков звукового анализа и синтеза. Им требуется большее количество времени на изучение звуков и букв. Поэтому в нашей школе учителями классов для детей с ОВЗ, имеющих ТНР, совместно с учителем-логопедом была разработана адаптированная программа по обучению грамоте, в которой сроки обучения пролонгированы до 1 учебного года за счет уплотнения учебного материала на втором году обучения. Спешим поделиться нашим опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья7.42 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте в 1 классе для детей с ОВЗ, имеющих ТНР

Авторы-составители:  Черткова Ю.Н. (учитель начальных классов), Степанова Е.Е (учитель-логопед)   

        В связи с современной тенденцией к интеграции детей с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи) в общеобразовательные учреждения в 2013 – 2014 учебном году в Пушкинском районе Санкт-Петербурга на базе ГБОУ школы № 409 был открыт класс коррекционной направленности для детей с ОВЗ, имеющих ТНР.  Сейчас в школе 4 таких класса, в которых обучаются 40 учащихся: 8 человек в 1 классе, 11 учащихся – во 2 классе, 7 – в 3 классе, 14 – в 4 классе.

       Обучение проводится по программе «Школа России». Сроки её реализации не пролонгированы, то есть обучающимся с речевой недостаточностью предоставляются равные возможности получения начального общего образования в соответствии с ФГОС. Однако, практический опыт показывает, что дети с ТНР испытывают трудности усвоения учебного материала, особенно лингвистического курса, что ведёт к появлению у них дисграфии – специфического стойкого нарушения процесса письма.

       В связи с недоразвитием фонематических процессов у данной категории детей запаздывает становление навыков звукового анализа и синтеза. Им требуется большее количество времени на изучение звуков и букв, поскольку у них изначально в различной степени нарушены процессы фонематического восприятия, недостаточно сформированы лексико-грамматический строй и связная речь. Всё вышеперечисленное, а также  низкая коммуникативная активность, отсутствие устойчивой мотивации у речевой деятельности не позволяют им усвоить предмет на общих основаниях. В этих условиях стала очевидной необходимость адаптации программы по обучению грамоте в 1 классе и пролонгация сроков букварного периода.

     Учителями классов для детей с ОВЗ, имеющих ТНР, совместно с учителем-логопедом была разработана адаптированная программа по обучению грамоте, в которой сроки обучения пролонгированы до 1 учебного года за счет уплотнения учебного материала на втором году обучения.

Таблица №1 «Сравнительный анализ учебных планов»

Раздел

программы

Основная общая образовательная программа

Адаптированная общая образовательная программа

Обучение грамоте

115 ч

132 ч

Обучение чтению

92 ч

99 ч

Русский язык

50 ч

-

Произношение

-

66 ч

Всего

257 ч

297 ч

             

        В данной таблице приведён сравнительный анализ учебного плана Основной Общеобразовательной Программы (ООП) и Адаптированной Общей Образовательной Программы (АООП) по лингвистическим дисциплинам в 1 классе. Количество часов, отведённое на изучение раздела «Обучение грамоте» увеличено до 132 часов, на изучение раздела «Обучение чтению» - до 99 часов. Раздел «Русский язык» в 1 классе по адаптированной общей образовательной программе не изучается. Его изучение перенесено на первую четверть 2 класса за счёт уплотнения учебного материала. Чтобы компенсировать речевую недостаточность учащихся, в лингвистический курс введён дополнительный предмет «Произношение». Он включает в себя формирование звуковой стороны речи и тесно связан с другими разделами: обучением грамоте и обучением чтению; опирается на их содержание.

       Под обучением произношению понимается обучение совокупности всех звуковых средств, составляющих материальную сторону звукового строя языка: звукам, звукосочетаниям, ударению, интонации; формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова. Уроки «Произношение» проводятся учителем-логопедом 2 раза в неделю. Сначала, на уроке обучения грамоте, изучается буква, на уроке произношения вводится в речь соответствующий звук и отрабатываются его дифференциальные признаки.  Затем на уроке обучения чтению закрепляется связь между образом буквы и соответствующим ей звуком.

       Данная программа реализуется второй год, с 2014 – 2015 учебного года. Уже видны устойчивые результаты её освоения. Процент учащихся, испытывающих трудности в звуковом и слоговом анализе и синтезе слов, значительно сократился, так как времени на его изучение и закрепление было достаточно. По данным логопедического обследования учащихся на начало второго года обучения по АООП число детей с дисграфией сократилось на 30 % и составило 42 %, по сравнению с учениками такого же класса, обучавшимися по неадаптированной общеобразовательной программе, где к началу второго года обучения было 72 % детей с дисграфией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением современных средств обучения в системе специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Урок русского языка для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (7 вид) с использованием интерактивной доски...

Обобщение опыта "Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие общее недоразвитие речи. Виды коррекционной работы".

Практика моей логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имею...

Конспект урока компьютерная азбука 2 класс для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость

Конспект урока. Компьютерная азбука - предмет из школьного компонента. Программа курса “Компьютерная азбука”  рассчитана на учащихся 2-4- х классов с ограниченными возможностями здоро...

Формирование чтения и письма у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими задержку психологического развития.

Формирование графических навыков и подготовка к письму — сложный психофизиологический процесс, который связан с работой различных участков коры головного мозга, органами слуха, зрения, артикуляц...

Мастер-класс "Разработка и реализация индивидуального маршрута сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи, в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума"

Цель мастер-класса - поделиться опытом  планирования коррекционно-развивающей работы в рамках сопровождения учащегося с ОВЗ специалистами школьного ППк. Мастер-класс направлен на отработку алгори...

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на базе МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья  с тяжелыми нарушениями речи  при помощи развития мелкой моторики  через реализацию проекта «М...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...