Пояснительная записка к рабочей программе " Коллективное творчество детей с нарушениями речи"
рабочая программа (2 класс) по теме

Составитель

Воспитатель

ГБОУ Школа №2124 СП28

И.Н.Сазонова

Высшая квалификационная категория

 

Пояснительная записка к рабочей программе

Коллективное творчество детей с нарушением речи.

Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе одна из важнейших задач современного образования. Динамичность мира ,в котором мы живем, делает креативность не роскошью, доступной и требуемой от избранных, а повседневной необходимостью каждого человека.

    Высокий уровень творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие  выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного человека способность творчески работать в коллективе.

   Важность ее очевидна, однако большинством современных отечественных специалистов эта задача не воспринимается как актуальная. Это связано со многими причинами, но две из них можно признать основными:

1.Это традиционное представление о творчестве как процессе сугубо индивидуальном. Из художественной литературы, от биографов выдающихся людей, из исследований психологов нам известно, что многие творцы прошлых эпох, отличаясь высокой креативностью, крайне негативно относились к совместной работе. Это прочно закрепилось в общественном сознании и даже считалось само собой разумеющимся. Хотя с конца 20 века многоие специалисты в области психологии творчества стали отмечать, что творческий процесс чаще и чаще  предстает  перед нами в своем коллективном варианте. Большие успехи в творчестве в наше время редко достигаются кем-то индивидуально. Даже для социальных,научных ,технических, художесвенных прорывов требуются одновременные условия  многих людей. И чтобы это произошло, этим людям надо: быть творцами, уметь работать в коллективе, быть способными все это сочетать, творить во взаимодействии с другими.

2.В качестве второй причины можно отметить изменения в социальных приоритетах, падении интереса  к проблемам воспитания личности в коллективе.

            Для ребенка, пришедшего в школу, начинается новая жизнь, полная чудес,  открытий ,трудностей и проблем. Как помочь ему освоиться в этом новом для него мире. Как сделать так ,чтобы школьные годы остались светлым периодом жизни, чтобы они будущие мамы, папы, бабушки и дедушки рассказывали своим детям и внукам, как мим было интересно учиться.

    В решении этих вопросов большое значение имеет коллективная творческая деятельность детей, в школе ,в которой они обучаются.

            Коллективная творческая деятельность-эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Содержание творчества несущее заряд мировоззренческих, эстетическихидей, способствует не только решению задач эстетического и художественного воспитания ,но и активно воздействует на формирования сознания личности в целом, аколлетивная форма организации дает возможность формировать умения ,навыки работать вместе, строитьобщение, развивать привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления общественно –ценных мотивов.

  Коллективно творческая деятельность особенно актуальна для детей с ОНР ,так как способствует реализации их творческих способностей и личностных коммуникативных качеств, организаторскихкачеств, развивает , обогащает, активизирует словарный запас, воспитывает звуковую культуру речи, развивает связную речь, формирует грамматический  строй языка ребенка. Работая коллективно, дети много времени проводят вместе, а значит учатся понимать и принимать  товарищей, такими какие они есть. Понимая ,что от каждого из них зависит результат, успех.

          Важным обстоятельствам ,определяющим необходимиость разработки внедрения коллективной формы организации творческой деятельности ,является то, что детям младшего и старшего  школьного возраста очень нравится такого рода работа.

·        Во-первых, потому, что каждый чувствует себя прчастным    к общему делу и это безусловно радует детей;

·        во-вторых, как правило, продукт, созданный всеми вместе получается более впечатляющий, эмоционально гораздо сильнее затрагивающий детей.

При этом коллктивная форма творчества не снижает  значения деятельности ребенка.Наоборот, от качества работы каждого зависит общий результат,чем лучше ребенок выполнил свою часть ,тем лучше будет продукт творчества в целом. Поэтому дети стараются выполнить свою часть работы как можно лучше.

         Руководство коллективной творческой деятельностью требует от педагога больших усилий, чем индивидуальная работа. Особенно сложна в этом плане совместно-взаимодействующая форма организации. Все это нуждается в тщательном продумывании, в четком планировании всех этапов, рационал работы и согласованииьном размещении материалов и оборудования.

Желательно, чтобы коллективной творческой деятельности предшествовал подготовительный этап, который позволил бы детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, пораждающие желания воплощать их в собственной деятельности. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы, обсуждение прочитанныхкниг,рассматриваниеиллюстраций,просмотрмультфильмов,кинофильмов,посещение театра….

           Основной этап-это сама творческая деятельность. Этот этап включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель –не только предоставить детям возможность воплотить творчество в образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей, содействующее не только эстетическому и художественному  развитию детей, но и формированию у них умения творчески работать в коллективе.

         Условно можно выделить третий, заключительный этап. Это период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он менее значим, чем предыдущие. Выполненная работа должна иметь логическое завершение.

          Организация коллективной творческой деятельности-это прежде всего время и место проведения. Такой вид воспитательной работы может осуществляться как на занятиях, так и свободное от занятий время. Что касается время проведения ,это в первую очередь помещение оборудованное для коллективного творчества детей, где дети чувствуют себя комфортно и уютно.

   Для создания творческих продуктов дети могут быть объединены в несколько подгрупп, каждая из которых выполняет свою функцию в творческой деятельности. Затем все части объединяются в общую композицию. Воспитателю необходимо уметь  распределять работу  между детьми ,чтобы каждому было интересно, посилам, чтобы ребенок мог проявить себя лучшим образом, используя  свои возможности, достигая высокого результата.

          Выбор формы организации коллктивного творческого занятия зависит от возраста детей, количества детей в группе, темыдеятельности, от того осуществляется оно на общегрупповом занятии или  в свободное от занятий время. Интересной для детей является и такая форма создания коллективной  работы, в которой вместе с детьми работают и взрослые(взрослые выполняют ту часть работы, которая детям не по силам).

           Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития разными средствами.

  Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

    Для успешного развития предпосылок коллективного творчества  у нас на 2 этаже  интерната  создан так называемый «уголок творчества»-это комната отдыха. В ней по-возможности учтен специфический принцип эстетизации предметно-развивающей среды. Сам факт перемещения  из класса в комнату отдыха вызывает  у детей  определенный эмоциональный настрой, подготавливает их к встрече  с чем-то новым, интересным. Здесь дети  общаются, играют, читают книги, смотрят диафильмы, пот в караоке и развивают свой потенциал для коллективной творческой деятельности.(показ слайдов  1,2,3,4-кукольный спектакль «У страха глаза велики»;1-бумажный театр»Петушок и бобовое зернышко»;1,2,3-настольный театр «Лиса и журавль»;1,2,3-инсценировка песни из м/ф «Умка».

   В нашей группе мы занимаемся одним из видов коллективной творческой деятельности-театрализованной. Это постановка и показ спектакля по сказке «У страха глаза велики»(нач.школе в 2013-2014 году),подготовка кукольного спектакля по сказкам: «Колобок»; «Петушок и бобовое  зернышко»-средствами бумажного театра; подготовка сказки «Лиса и журавль»-настольный театр; инсценировка  и исполнение детских песен из мультфильмов «Волшебник изумрудного города» и «Умка» подготовка исполнение хоровых тематических песен для выступлении на общешкольных мероприятиях.

 И еще один из видов коллективной творческой деятельности нашего класса-создание сказки. Мы решили сочинить сказку «Новые приключения Буратино».Сказка уже готова  и мама Феди Шевчука отдала ее в издательство. По мотивам этой сказки мы тоже будем готовить кукольный спектакль для показа в начальной школе.

          А сейчас я расскажу о том как я работала с детьми  по подготовке кукольного спектакля «У страха глаза велики».

           Главной задачей воспитателя при приобщении ребенка к музыкально-театрализованной деятельности является увлечь, зажечь «искру» и развить талант своим примером, яркимпоказом, заинтересованностью в деятельности. Когда ученики играют роль ,они пытаются ,как актеры перевоплатиться, а не просто выразительно прочитать выученные роли. Коллективная деятельность помогает каждому ребенку  раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе ,что особо актуально для наших детей.

            На первом ,подготовительном этапе, мы с детьми читали сказку,обсуждалиих,инсценировалиее,смотрелимульфильм,диафильм.Затем мы с нашей учительницей Юлией Николаевной   и мамой Феди Шевчука –Натальей Владимировной показали детям кукольный спектакль по сказке«У страха глаза велики».

Таким образом ,мы пытались увлечь  детей, повысить мотивацию к этому виду деятельности. Кукольный театр-искусство синтетическое, оно воздействует на маленьких зрителей  целым комплексом художественных средств(это и художественное слово и наглядный образ-кукла, живописно-декоративное оформление, музыка).

Мир кукольного спектакля понятен младшим школьникам. Наши дети решили поставить спектакль  коллективом нашей группы. Они сами распределяли роли. Каждый получил свою куклу-своего героя. И тут возникли проблемы.Дети не могли управлять куклами. Я стала проводить занятия  по управлению куклой. Затем возникла проблема, что дети не могли перевоплотить свой голос согласно роли. Здесь большую роль сыграл пример взрослых. Постепенно все трудности были  преодолены и мы перешли ко второму этапу –репетициям. Этот этап длился около 3-х недель. Итог нашей театрализованной коллективной деятельности-показ кукольного спектакля детям начальной школы. Наш дебют прошел успешно.

            В заключении хочу отметить, эффективность воздействия коллективного творчества на детей зависит от того, насколько высокими будут требования руководителя  к этому виду деятельности, поэтому надо стараться проводить такую работу качественно, на высоком педагогическом и исполнительском уровне и никогда не забывать, что коллективная творческая деятельность-это первое приобщение младших школьников к миру прекрасного.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon kollektivnaya_tvorcheskaya_deyatelnost_detey_2_a.pdf1.16 МБ

Предварительный просмотр: