Воспитание стрессоустойчивости у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья.
статья на тему

В статье рассматриваются причины возникновения стрессов, виды, результаты стрессовых ситуаций. Рассматривается вопрос о предупреждении депрессий и стрессов., некоторые моменты выхода из "острого стресса".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_stressoustoychivosti_.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание "стрессоустойчивости" у детей и подростков

как средство укрепления физического и психического здоровья.

В учебных планах образовательных учреждений нет учебного предмета, который готовил бы молодого человека к жизни самым непосредственным образом. Давал бы знания, которые помогали бы ему ориентироваться в своей собственной судьбе, не оставаться беспомощным в планировании и осуществлении деловой карьеры и личной жизни, научили разбираться в себе и окружающем, беречь и сохранять на всю жизнь свое физическое и психическое здоровье. В итоге выпускники школ не обладают необходимыми знаниями в этой области. Учащиеся и выпускники школ испытывают множество проблем, итогом которых вполне вероятно может стать полная неудовлетворенность жизнью, ведущая к невротическим отклонениям, развитию соматических и психических заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых, депрессивных расстройств, и компенсируемая во многих случаях курением, употреблением алкоголя и наркотиков. (К соматическим заболеваниям относятся: заболевания сердца и сосудов, заболевания дыхательной системы, поражения печени и почек, ряд поражений желудочно кишечного тракта, травмы, ожоги и ранения, наследственные генетические заболевания, органические поражения нервной системы, инфекции и спровоцированные ими поражения внутренних органов, паразитарные заражения, эндокринные нарушения).

Цель выступления ознакомить различными видами стрессов, методами профилактики депрессии и неврозов взрослых, методами обеспечения родителями безопасности психического состояния ребенка.

Что такое стресс? Стресс - состояние негативной нервно-психической напряженности, возникающее в ответ на сложные жизненные ситуации. В обобщенном виде к ситуациям, вызывающим стресс, надо отнести следующие:

- необходимость ускоренной обработки информации в условиях дефицита времени;

- вредные экологические стимулы окружающей среды;

- осознаваемая угроза значимых для человека ценностей и целей;

- нарушение физиологических функций

- изоляция от коллектива, гонение, бойкот;

- отсутствие контроля над событиями и невозможность что-либо изменить в ситуации.

По классификации А.С. Разумова, имеющиеся стрессовые факторы можно разбить на следующие группы:

1. Стрессоры активной деятельности. Их воздействие на организм осуществляется в процессе выполнения человеком какого-либо целенаправленного акта. Они способны не только нарушить течение деятельности, но также усилить и мобилизовать ее. Это могут быть:

а) экстремальные стрессоры - участие в боевых действиях и всех других ситуациях, связанных с риском;

б) производственные стрессоры - работа с большой долей ответственности, с дефицитом времени и т.д.

в) стрессоры психосоциальной мотивации - разного рода соревнования и конкурсы.

2. Стрессоры оценок. Им свойственна эмоциональная окраска настоящей или предстоящей деятельности. Стрессоры оценок могут действовать на человека как задолго до начала деятельности, сразу после окончания, а также через большой промежуток времени после совершения действия. Так, многие взрослые помнят нанесенные им обиды в детстве. Сюда входят также:

а) старт-стрессоры и стрессоры памяти - предстоящие состязания, защита проектной работы, выступление в концерте, внезапное воспоминание о пережитом горе.

б) стрессоры побед и поражений - успехи в карьере, искусстве, спорте. Любовь, женитьба, рождение ребенка, поражения, неуспехи, непризнания в деятельности, болезнь близкого человека.

в) стрессоры зрелищ - спортивные зрелища, фильмы, театральные представления, изобразительное искусство и т. д

3. Стрессоры рассогласования деятельности.

а) стрессоры разобщения: конфликтные ситуации, угроза, неожиданное, но значимое известие и т.д.

б) стрессоры ограничений - психосоциальных и физиологических: заболевания, ограничивающие обычные сферы деятельности, изоляция, дискомфорт, сексуальная дисгармония, голод, жажда и т.д.

4. Физические и природные стрессоры:

мускульные нагрузки, хирургические вмешательства, медицинские процедуры, травмы, темнота, яркий свет, сильный неприятный звук, вибрация, качка, высота, холод, жара, землетрясения и т.д.

Результатом стрессов являются нарушения в состоянии здоровья такие как: синдром хронической усталости, неврозы, психосоматические нарушения.

В основе синдрома хронической усталости лежат чрезмерные нагрузки на организм, попросту говоря - стресс. Болезнь начинается, как банальный грипп, и ее симптомами на физиологическом уровне являются: небольшое повышение температуры, боль и першение в горле, увеличение лимфатических узлов на затылке и подмышками, боли в мышцах и в суставах, расстройства сна.

На психологическом уровне возникают: чувство непреходящей усталости и слабости, депрессия, снижение интеллектуальных возможностей, быстрая утомляемость, раздражительность.

Психологическим следствием постоянного нервно-психического напряжения, т.е. стресса, становится невроз, который можно охарактеризовать в общих чертах как потерю вкуса к жизни и моральную неспособность заболевшего успешно справляться со своими социальными обязанностями - профессиональными, семейными, межличностными.

В зависимости от характера и личностной акцентуации это может быть неврастенический невроз, истерический невроз, невроз страха, невроз навязчивых состояний.

Психосоматическими последствиями стрессов являются: инфаркт, инсульт, стенокардия, некоторые злокачественные опухоли и даже кариес и атрофия десен. Особенно часто возникают под влиянием стресса язвенные болезни желудка и гипертония вместе со многими другими формами сосудистой патологии.

Повышенное психическое напряжение, всевозможные неудачи, страхи, переживание чувства повышенной опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека.

Что делать? Как предупредить депрессии и неврозы?

Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Для здоровья, по мнению Н. Амосова, одинаково необходимы четыре условия - физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать. И еще - счастливая жизнь! К сожалению, без первых четырех она здоровье не обеспечивает.

Преодоление негативных последствий стресса на основе достижений современной психологической науки - важная практическая задача. Осуществляется это преодоление в процессе профилактики, которая имеет социальный, психологический и медицинский аспекты.

Социальный аспект профилактики включает в себя создание средовых общественных условий, которые предотвращают психический травматизм.

Медицинская профилактика включает в себя: пропаганду здорового образа жизни; психо-гигиеническое просвещение населения с учетом возрастных и половых особенностей отдельных его групп; закалку организма в детские годы; регулярные занятия спортом, овладение навыками саморегуляции и дыхательной гимнастики; освоение каждым человеком навыков здорового образа жизни.

Психологическая профилактика стрессов включает в себя: выработку четкой концепции собственной жизни; постановку общественно значимых жизненных целей; упорядочение межличностных отношений в семье, воспитание психологической готовности к встрече со стрессами и их нейтрализации.

Стратегия и тактика воспитания "стрессоустойчивости"

Обеспечение родителями безопасности психического состояния ребенка - важнейшее условие профилактики неврозов и депрессивных расстройств у детей. Родители должны:

Ограничить просмотр телепередач дошкольникам и детям младшего школьного возраста: не более 15 минут; особенно вредны фильмы без слов.

Ограничить прослушивание рок-музыки - она нарушает пропорцию внутреннего ритма ребенка.

Ограничить пребывание у компьютера, особенно детей до 8 лет.

Не позволять ребенку смотреть и слушать то, что вы считаете, не является образцом для подражания. Не позволять слушать ребенку взрослый разговор. Взрослые очень часто, сами того не замечая, ведут друг с другом беседу, которая негативно действует на воспитание ребенка.

Ежедневно уделять внимание ребенку. В те минуты, когда вы концентрируетесь на нем, он развивается, вы - его здоровье, его питание. До 7 лет ребенок не может полноценно развиваться без родителей. До 7 лет формируется привязанность ребенка к родителям и теплое чувство любви к ним.

Ежедневно разговаривайте с ребенком, четко произнося слова, грамотно строя фразы, читайте и слушайте с ним классику.

Не закрепляйте в сознании ребенка эпизоды плохого поведения: не поощряйте топанье ногами и истерику. Переключение внимания ребенка в большинстве случаев действует безотказно.

Внимательно относитесь к выбору друзей малыша, не забывайте его подражательные качества. Когда ребенок станет старше, после 7 лет, обсуждайте с ним все события, происходящие с ним. Давайте им свою оценку. Будьте психологом своего ребенка. Приучайте ребенка видеть в мире и плохое, и хорошее, но - перенимать только хорошее, при этом ребенок не должен считать себя лучше других и должен знать все свои недостатки. Необходимо осознание ребенком и исправление им его неправильных поступков. В таких условиях ребенок обогащается опытом самоанализа и видит, как трудно исправлять даже маленький недостаток в себе, это делает его снисходительным к другим.

Древние говорили: "От года до 7 лет - ребенок царь". Все служат ему, управляют им незаметно, дипломатично, за исключением табу. От 7до 15 лет ребенок - "раб". Хозяин печется о своем рабе, любит его, и раб платит любовью и послушанием, и главное здесь - воспитание послушания, без послушания раб не может реализовать свои деловые качества во взрослом состоянии и не сможет уважить вашу старость. От 15 и старше - ребенок - "друг". Вы можете только советовать ему, как поступить, а выбор остается за ним. Руководство им строится вновь на вашей дипломатии и на том уважении, которое вы воспитали к старшим за предыдущий период от 7 до 15 лет.

Скорая помощь при остром стрессе.

  1. Найдите в теле напряженные мышцы и расслабьте их. Потрясите кистями, руками, ногами.
  2. Вдохните животом и медленно выпускайте воздух. Мычите при этом, как будто вы стонете.
  3. Помассируйте тело - прогладьте себя с ног до головы, похлопайте и пощипайте руки, ноги, тело, разотрите шею.
  4. Переключите внимание на посторонний объект. Это может быть блестящий шарик, на котором можно сконцентрировать внимание, или простая безделушка. Внимательно рассмотрите их. Найдите в них что-то новое.
  5. Закройте глаза. Мысленно представьте себе тихое место, в котором вам было хорошо и комфортно. Это то место, которое психологи называют «Безопасное место, в котором восстанавливаются ресурсы». Побудьте в нем несколько минут.

Литература.

1. Корнетов Н.А., Психогенные депрессии (клиника, патогенез); Издательство Томского университета, Томск, 1993г.

2. Международные стандарты систематики, диагностики и терапии депрессивных расстройств, Томск, 1999

3. http://открытыйурок.рф/статьи/311173/

4. https://videouroki.net/razrabotki/vospitaniie-striessoustoichivosti-u-podrostkov 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Успешная адаптация детей раннего возраста как фактор физического и психического здоровья"

Статья, рассказывающая о решении такой важной задачи, как адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада......

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников.Технология В.Ф.Базарного

Ведущая идея  методики: «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение»...

Возможности укрепления физического и психического здоровья школьников младшего возраста.

В статье описывается метод Х.Алиева "Ключ", применяемый в укреплении физического и психического здоровья школьников...

«СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ. ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»

Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм. Для детей в дошкольном возрасте в основном средст...

Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей

В последнее время всё чаще и острее становится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частнос...

Доклад на круглый стол по теме «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе внедрения технологии В.Ф.Базарного»

Доклад на круглый стол по теме «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе внедрения технологии В.Ф.Базарного", содержащий доклад и презентацию к нему....

Укрепление физического и эмоционального здоровья детей через организацию подвижных игр и спортивных праздников в группе продленного дня».

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России около 40% детей можно считать ус...