Технологическая карта. 1 класс. Русский язык. Тема: «Слово и его значение»
план-конспект урока (1 класс) на тему

Лосева Ирина Борисовна

Технологическая карта составлена в соответствии с рабочей программой по русскому языку, 1 класс, УМК "Перспектива". Деятельность учителя на уроке способствует расширению представлений учащихся о речевом общении на основе коммуникативно - речевых ситуаций (закрепление представлений о слове как о двухсторонней языковой единице), расширению, уточнению словарного запаса учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_russkiy_yazyk._slovo_i_ego_znachenie.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта. 1 класс.

Русский язык. Тема: «Слово и его значение»

Тип занятия

Открытие нового знания

Цели деятельности учителя

Способствовать расширению представлений учащихся о речевом общении на основе коммуникативно-речевых ситуаций (закрепление представлений о слове как о двухсторонней языковой единице), расширению, уточнению словарного запаса учащихся.

Образовательные ресурсы

Материал для минутки чистописания. Учебник, СД приложение к учебнику. Рабочие тетради.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Основные понятия

Точные слова как средство выражения мысли. Язык как средство общения, слово как средство общения, модель слова, лексическое значение слова, ключевые слова.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Сформировать умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему.

Обогащение словарного запаса учащихся.

Познавательные: систематизация знаний о языке как средстве отражения действительности; о слове как двухсторонней языковой единице.

Коммуникативные: формирование культуры речевого общения, речевого этикета.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос; планировать свои действия на отдельных этапах урока; объективно относиться к своим успехам.

Личностные: формирование умения общаться, как умение говорить и слушать, читать и писать.

 

Организаионная структура занятия

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы

организации

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

I.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональный настрой.

Девиз урока:  Хочешь быть грамотным, учись думать и мыслить.

Какие умения нам понадобятся на уроке?

Создает положительный эмоциональный настрой

Мотивирует детей на начало урока.

Шкалы фиксирует на доске

Настраиваются на выполнение работы

Фронтальная

Устный опрос

II. Актуализация знаний. 

  1. Чистописание

Проводит параллель с ранее изученным материалом

Вспоминают ранее изученное

Фронтальная

Устные ответы

III. Самоопределение к деятельности.

Целеполагание. 

Работа в парах.

Прочитать слова, подчеркнуть слова-названия животных синим карандашом, слова – названия растений зеленым карандашом. Лишнее слово- «пронва»? (Такого слова не бывает?)

- Какая же тема нашего урока?

-Откройте учебники, прочитайте тему урока. Как думаете, чему будем учиться сегодня на уроке? (Находить значения слов) 

-Какие  цели поставим на уроке?  (Прием «ЛАДОШКА»)

Создает проблемную ситуацию.

Выполняют задание.

Называют проблемы.

Высказывают предположения.

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Устные ответы.

Практическая работа.

IV. Открытие нового знания. 

1). Работа c CD.

Рассказ Ивана Ивановича Самоварова.

- Что является «скорлупой» слова, по словам профессора Самоварова? (Звуковая оболочка, звучание слова, произношение его.)

- А с чем сравнивает Иван Иванович значение слова? (Значение слова – это ядро.)

2). Работа по учебнику. Упр.28 (с.15)

- Чем отличаются звуковые модели первого и второго слов? (Первым звуком [м’] и [м].)

      - Чем отличаются звуковые модели второго и третьего слов? (Звуки поменяли местами.)

      - Меняется ли при этом значение слов? (Да, меняется.)

      - Сделайте вывод. (Если заменить звуки или поменять их местами, может измениться слово и его значение.) 

      - Обозначьте звуки буквами и запишите слова. (Мишка, мышка, камыш.)

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Высказывают свое мнение.

Выполнение работы в тетради.

Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Устные ответы.

Практическая работа. Самооценка.

V. Физкультминутка

Движения под музыку.

Мобилизует внимание учащихся на дальнейшую работу

Выполняют движения в соответствии с текстом

Индивидуальная

Наблюдение

VI. Продолжение работы по теме урока. 

1). Работа в группах.

Ребята, а для чего нужны слова, как вы думаете? Какая у них работа в языке?

Перед вами слова. Прочитайте их, распределите по группам.

Каждая  группа находит слова, которые отвечают на предложенный вопрос. ( 1гр. – кто?, что?, 2гр.- что делает?, 3 гр. – какой?_

Медведь, малина, вкусная, прыгает, заяц, сильный, растет, серый, рычит

Что обозначает каждая группа?

2). Работа c CD.

Рассказ Ивана Ивановича Самоварова.

Вывод: Всё в мире можно обозначить словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий  нас мир.

Организует работу в группах.

Распределяют слова.

Фронтальная, групповая

Устный опрос.

VII. Рефлексия. Итог урока.

Выразительное чтение пословицы Пустые слова- что орех без ядра.

 - О чём говорится в пословице? Что значит выражение пустые слова?  

 Толкование пословицы должно затронуть и ее нравственный смысл. (Пустые — это такие слова, которые человек произносит безответственно, не придавая им значения, плохо понимая их смысл.)

-  Запишите  пословицу  в  рабочую тетрадь.

- Какие цели ставили на уроке?  

САМООЦЕНКА « Лесенка успеха».

Проводится орфографическое проговаривание пословицы с комментированием трудных мест.

Уточняет понимание учащимися темы урока. Предлагает сделать выводы. 

Запись пословицы в рабочую тетрадь

Отвечают на вопросы, обосновывая свои ответы. Формулируют выводы.

Фронтальная.

Самооценка

Устный опрос.

Оценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: Слова предметов и явлений.

Технологическая карта урокаУчитель: Волкова Оксана Азамовна.Предмет: Русский язык 1 «б» доп.Тип урока: повторение и диагностика оствоенного материала.Тема: Слова предметов и явлений.Задачи...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Значение и употребление глагола».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока  «Значение и употребление глаголов в речи» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи; опреде...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Прилагательные близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления о прилагательных близких по значению и прилагательных противоположных по значению, и их роли в речи.Задачи ...