Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Прилагательные близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Никифорова Полина Юрьевна

Тип урока: «открытие» нового знания.

 

Цель урока: формирование представления о прилагательных близких по значению и прилагательных противоположных по значению, и их роли в речи.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Научить находить прилагательные в тексте.
  2. Научить подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные к существительным.

Развивающие:

     1. Развивать логическое мышление во время работы с составлением алгоритма «Имя прилагательное».

2. Развивать способность обобщать и делать выводы через работу с упражнениями.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы.
  2. Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, Родине.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 18.04.2022г.

Школа: МБОУ «СОШ №45 г. Челябинска»

Класс: 2 «В».

Урок: 1.   

Кабинет: 40

Студент: Никифорова Полина.

Группа: 42.

Учитель: Лещева Ирина Геннадьевна  

Оценка:

Тема урока: Прилагательные близкие и противоположные по значению

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование представления о прилагательных близких по значению и прилагательных противоположных по значению, и их роли в речи.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Научить находить прилагательные в тексте.
  2. Научить подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные к существительным.

Развивающие:

     1. Развивать логическое мышление во время работы с составлением алгоритма «Имя прилагательное».

2. Развивать способность обобщать и делать выводы через работу с упражнениями.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы.
  2. Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, Родине.

Оборудование: УМК «Школа России», Канакина В.П., Горецкий В.Г./ Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 часть, карточки для самостоятельной и групповой работы, учебная презентация.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность и ответы обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность

на личностно значимом уровне

Ф

Словесный:

слово учителя

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся на новую планету! Итак, в нашей ракете хватит места только для самых нужных вещей. Уберите лишние предметы с парт в свои рюкзаки, мы их оставим на Земле. Кто готов взлетать, присаживайтесь и принимайте правильное положение за партой!

Желаю нам свами узнать много нового на этой удивительной планете!

1. Показывают готовность к

уроку.

Личностные: смыслообразование К: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Практический метод: опрос

Словесный метод:

Учебная беседа

1.Организует проверку домашнего задания.

На экране слова. Запишем в тетрадях красиво.

-Какие это слова?

Трусливый, храбрый, робкий, мужественный, застенчивый, смелый, нерешительный, отважный.

- Что называется именем прилагательным?

2. Организует проблемную ситуацию.

Выбрать прилагательные, обозначающие хорошие качества человека, подчеркнуть волнистой линией, зеленым стержнем.

Выбрать прилагательные, обозначающие плохие качества человека, подчеркнуть карандашом.

Что мы моем сказать о каждой группе слов?

 

1.Выполняют задания.

Прилагательные

Часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

2.Испытывают затруднение.

Это слова, близкие по значению. Их можно заменять друг другом

Познавательные: структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. П:раскрывать содержание изученных частей речи. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания, умение структурировать

Учебная презентация

Слайд 1

«Вставьте слово»

Карточки со словами.

Постановка учебной задачи
(4 -5 мин)

Выявление места и причины

затруднения, постановка цели урока

Ф

Наглядный: планирование

1.Подводит к формулированию темы. 

Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

2.Подводит к формулированию плана.

Какие цели мы можем поставить перед собой?

  1. Отвечают на вопросы.

Прилагательные близкие и противоположные по значению.

2.Формулируют цели урока самостоятельно.

Р: целепологание как постановка учебной задачи. Позновательные: умение осознанно строить высказывания

Учебная презентация

Слайд 2

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: построение алгоритма

Ф

Наглядный: схема

Ф:парная

1. Организует Выведение правила (упр. 156).

Прочитайте:

…, как лиса.

…, как солнышко.

…, как ежик.

…, как заяц.

…, как апельсин.

Давайте подберем подходящие по смыслу прилагательные в первую часть сравнений.

На какой вопрос будет отвечать подобранное вами слово?

Запишите любое сравнение, которое вы придумали по образцу: (какой?) кислый, как клюква.

Давайте подумаем, для чего нам нужные имена прилагательные? Какие признаки предметов они нам показывают?

Откроем учебник на странице 91 и прочитаем правило.

Так ли мы с вами рассуждали?

2.Организует работу с упражнением 157.

Прочитайте задание, что нам следует сделать?

Прочитайте слова, из которых нам нужно составить предложение.

Что мы знаем о предложениях? Попробуйте в парах составить предложение, используя эти правила.

Что получилось у вашей пары?

Кто согласен? Молодцы. (один человек работает у доски)

Запишите это предложение к себе в тетрадь. О чем говорится в этом предложении? Что о нем известно?

Над словами укажите части речи, которые мы уже знаем.  Найдите главные члены предложения.

Найдите прилагательные в этом предложении. Как вы думаете, они являются главными или второстепенными членами предложения?

Если в этом предложении не будет прилагательных, потеряет ли оно свою мысль?

1. Выполняют задания. 

(Какая?) Хитрая

(Какое?) Яркое

(Какой?) Колючий

(какой?) Пушистый

(какой?) Оранжевый

2.Отвечают на вопросы. Работают с упражнением 157.

Составить предложение из слов.

Оно начинается с заглавной буквы, имеет законченную мысль и в конце предложения ставится точка.

На, опушке, ночью, лесной, колокольчик, летней, распустился, голубой.

На лесной опушке ночью распустился голубой колокольчик.

О колокольчике. Что он распустился.

Нет. Тогда прилагательные являются второстепенными членами предложения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания П:ориентироваться в составленном правиле-алгоритме.

К:инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, постановка вопросов. Личностные: нравственно-эстетическая ориентации Личностные: смыслообразование

Учебная презентация

Слайд 4

(Схема)

И

1.Организует динамическую паузу

Встаём.  Повторяем движения за мной и за космонавтами на видео.

2. Повторяют движения из видеофрагмента.

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа

действий

П

Наглядный: работа со схемой

  1. Организует закрепление правила.

Жители этой планеты тренируют жужжащее чтение. Шепотом прочитайте правило про имя прилагательное.

А сейчас в парах друг другу в полголоса перескажите правило.

Кто готов рассказать?

Закрасьте за пересказ звезду по критериям.

1. Закрепляют правило.

Познавательные: умение структурировать знания, строить речевые высказывания.

К: инициативное сотрудничество в поиске информации.

Учебная презентация

Слайд 5

«Критерии»

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация  нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели

И

Практический: тестирование

П

1. Организует самостоятельную работу.

Выполните задания в карточке. Подберите прилагательные подходящие по смыслу к этим существительным: … море, …книга, ... волк, … яблоко.

Подберите к предложенным словам противоположные по значению: добрый - ..., трусливый - …, большой - ….

На работу 1 минута.

2.Организует взаимопроверку.

Обменяйтесь. Оцените работу своего соседа по критериям: 0 ошибок – закрашена звезда.

1-2 ошибка – половина звезды.

Больше - пустая.

Какие слова вы подчеркнули? Почему?

Какое существительное вы можете подобрать и согласовать с именем прилагательным?

1.Выполняют задания.

2.Взаимооценка.

Познавательные: структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.

Учебные карточки «Слова для тренировки»

Слайд 6

«Критерии и проверка»

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Г

Словесный метод: учебная беседа

  1. Организует работу с заданием.

Посмотрите на доску, здесь вы видите прилагательные, как вы думаете правильно ли они сравниваются друг с другом?

Большой – кислый

Белый – пушистый

Сладкий – глупый

Великий – маленький

Игольчатый –черный

Умный - незначительный

Подумайте в группах, как правильно сделать пары прилагательных для сравнения.

Кто готов? Выйдете и поменяйте пары на доске.

Кто согласен с ребятами?

Закрасьте третью звезду в вашем исследовательском листе:0 ошибок – закрашена звезда.

1-2 ошибка – половина звезды.

Больше - пустая.

1.Отвечают на вопросы.

Большой – маленький

Белый – черный

Сладкий – кислый

Великий – незначительный

Игольчатый – пушистый

Умный - глупый

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, постановка вопросов.

Л: смыслообразование

Рабочая тетрадь.

Видео «Работа прялки»

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

И

1.Организация самооценивания.

Оцените своё путешествие на эту планету:

Закрашено 3 звезды – 5 за урок на карту исследования.

2 звезды – 4 за урок.

Если меньше, то запомните свои ошибки и постарайтесь исправить их за время выполнения домашнего задания.

Мы с Вами хорошо поработали!

1. Оценивают свою работу на уроке.

К: оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха.

Учебная презентация

«Оценка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме " Правописание слов с удвоенными согласными буквами" 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: открытие нового знания. Цель: формирование навыка правопивания слов с удвоенной согласной и умения переносить их.  На уроке используются коллективные, групповые и индивидуальные формы ...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Звуки и буквы. Звуковая запись слов» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и  буквах в  слове, знаний над изобразительными возможностями языка,  как смыслоразличительная роль звуков и букв в сло...

Технологическая карта урока русского языка "Понятие о глаголе как часть речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Понятие о глаголе как части речи» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Местоимение как часть речи» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование  представления о местоимении как части речи, его роли в предложении; Задачи урокаДидактические:1) способствовать проду...

Технологическая карта урока русского языка «Контрольный диктант по теме «Части речи»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока «Контрольный диктант по теме «Части речи»»Тип урока: развивающего контроляЦель урока: формирование способов самоконтроля, проверка полученных умений и навыков по тем...

Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3 лица» (УМК Школа России,3 класс)

Тема урока «Личные местоимения 1,2,3 лица»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащихся знаний о личных местоимениях, умения опред...