Сказочные упражнения по русскому языку.
учебно-методическое пособие (4 класс) на тему

Солдатова Елена Зиновьевна

     Настоящее пособие предназначено для учащихся начальной школы. Интересно и полезно оно также и для пятиклассников, которые хотят повторить основные орфограммы. В пособии представлены упражнения для тренировки и закрепления орфографических и пунктуационных навыков, составленные на материале всем известных детских сказок. Кроме того, к каждому упражнению даны дополнительные задания различного уровня сложности, которые можно использовать в зависимости от степени подготовленности учащегося. Упражнения не покажутся скучными, поскольку знакомые сюжеты облечены автором в стихотворную форму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сказки-упражнения87.5 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Предисловие

Настоящее пособие предназначено для учащихся начальной школы. Интересно и полезно оно также и для пятиклассников, которые хотят повторить основные орфограммы. В пособии представлены упражнения для тренировки и закрепления орфографических и пунктуационных навыков, составленные на материале  всем известных детских сказок. Кроме того, к каждому упражнению даны дополнительные задания различного уровня сложности, которые можно использовать в зависимости от степени подготовленности учащегося.

Упражнения не покажутся скучными, поскольку знакомые сюжеты облечены автором в стихотворную форму.

Упражнение 1. Вставь пропущенные буквы, укажи в скобках проверочное слово.

ВОЛК И Л__СА

Раз ры__ки (________) ст__рик (________)нал__вил (________)и в__зёт (__________).

Л__са (__________) прит__илась (__________) , к дороге п__лзёт (__________).

Л__гла (__________) поперёк, замерла и м__лчок (__________),

А старый попался л__се на крючок.

Л__сицу на во__ (__________) положил и домой:

Ст__рухе на шубу, чтоб грелась __мой (__________).

Л__са пот__хонечку (__________) сбросила ры__ку –

Вот так распл__тился (__________) ст__рик за оши__ку (__________).

Л__сичка с с__ней (__________) пры__ (__________) , чтоб  ры__ку собрать,

С__дит (__________) на доро__ке (__________), вдруг волк ры__ку (__________) хвать!

- Где ры__ку достала, а ну под__лись (__________)!

- И сам ты наловишь, д__вай (__________) не л__нись (__________)!

Ты в прору__ь (__________) опустишь свой хвост и сп__ёшь (__________):

- Эй, ры__ка, л__вись, от меня не уйдёшь!

Волк к проруби, хвост опустил и с__дит.

На небе луна, волк на звёзды гл__дит (__________).

Вот утро настало, но встать в полный рост

Никак волк не может: примёр__ (__________) его хвост.

А люди увидели волка, б__гут (__________),

Схв__тили (__________) дубины, несчас__ного (__________) бьют.

Волк так отб__вался (__________) и так вырывался,

Что хвост его в проруби мёрзнуть остался.

Волк к лесу, хр__мая (__________), т__хонько б__жит,

А там на опушке л__сица л__жит (__________).

Пока волк рыбачил, л__са не сп__ла (__________),

В чулан забралась, лишь под утро ушла.

В муке и сметане её голова,

Но волку ск__зала (__________) такие сл__ва (__________):

«Ах, милый дружок, мне тебя очень жалко.

Я тоже попалась, меня били палкой,

И ноги св__и (__________) ун__сла (__________) я едва,

Теперь вот разбита моя голова».

«Ну что ж, дов__зу тебя, рыжая, я.

Конечно, с__льнее (__________) обида тв__я (__________)».

Повёз волк л__су, а плутовка п__ёт(__________):

«Бывает, небитого битый в__зёт».

Дополнительное задание:

Выпиши из текста сказки имена существительные с безударными окончаниями -Е и -И. Докажи, что окончания написаны верно.

Образец: в комнате – 1 скл., предл. п.

_____________________________                ______________________________

_____________________________                ______________________________

_____________________________                ______________________________

_____________________________                ______________________________

         

Упражнение 2. Вставь пропущенные буквы в корне слов, укажи в скобках проверочное. Допиши окончания существительных.

ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ

Мама-коза на работу ушла,

Деток-козляток одних заперла

И нак__зала (__________): «Вы дверь закрывайте,

Волку голодному не отпирайте».

Детки-козлята играют в избушк__,

Волк - злой, голодный уже на опушк__.

Шкуру овечью надел хитрый зверь

И постучался т__хонечко (__________) в дверь.

Маминым голосом волк нап__вает (__________),

Глупые козлики дверь открывают.

Слопал козлят и довольный ушёл,

Младшего козлика волк не нашёл.

Мама-коза приб__жала (__________) с работы,

Видно, плохое почувствовав что-то.

Дверь нараспашку, козлят в доме нет.

Что здесь случилось? Кто даст ей ответ?

Мама рыдает, кр__чит (__________) на крылечк__,

Вылез козлёнок седьмой из-за печк__,

К маме прижался, про волка сказал

И от испуга с__льней (__________) задр__жал (__________).

Слёзы коза утирает и в лес.

Только сле__ (__________)  волчий куда-то исчез.

Где он, куда этот зверь под__вался (__________)?

Вдруг чей-то храп из-за дуба раздался.

Видит коза: волк прилё__ (__________) на опушк__,

Пузо торчит, насторожены ушки.

К серому волку коза подб__гает (__________),

Волк просыпается, громко з__вает (__________).

Драться с козой или съесть на обед?

Пузо м__шает (__________), и места в нём нет.

Волк от с__рдитой (__________) козы поб__жал,

Но зац__пился (__________) и в яму упал.

Лопнуло пузо, козлята оттуда

Выл__зли (__________) целые – вот это чудо!

Пляшут козлята, п__ёт (__________)  коза-мама,

Волк чуть ж__вой (__________) выл__зает (__________) из ямы.

Просит: «Ж__вот аккуратно зашейте

Или каким-нибудь клеем заклейте.

С дыркой на пузе ходить не хочу,

Быстро меня отв__зите (__________)  к врачу».

«Молнию волку в ж__вот можно вшить –

Мама сказала, - но нужно сп__шить (__________)».

Сказано – сделано, волк ож__вился,

Перед народом л__сным изв__нился (__________).

Дополнительное задание:

Выпиши из текста сказки глагол-исключение с безударным окончанием. Определи его спряжение.

_________________________________________________

Упражнение 3. Вставь пропущенные буквы, укажи в скобках проверочное слово. Допиши окончания существительных.

КОЛОБОК

Ну куда ты, колобок?

Я из дома и в л__сок (__________).

Уб__гу (__________) от ст__риков (__________),

Пры__ (__________) с  __кна (__________) – и был таков!

Встречу зайца – посм__юсь (__________),

А с медведем подружусь,

Волку песенку сп__ю (__________),

На опушк__  пост__ю (__________),

Пок__чусь (__________) л__се (__________) навстречу,

А когда её замечу,

От л__сы я ув__рнусь (__________),

В лапы к ней не поп__дусь.

Дополнительные задания:

1. Найди в тексте сказки предлоги и обведи их.

        2. Подчеркни в тексте сказки местоимения.

Упражнение 4. Вставь пропущенные буквы в корне слов, укажи в скобках проверочное. Допиши окончания существительных.

КРАСНАЯ ШАПОЧКА

Через тёмный страшный лес

Девочка идёт

И в корзинк__  пирожок

Бабушк__ н__сёт (__________).

А навстречу серый волк

По л__сной (__________) тр__пинк__ (__________),

Обл__знувшись (__________), загл__нул (__________)

К девочк__  в корзинку.

«Поб__гу (__________) ск__рей (__________), дружок,

К бабушк__ в избушку,

Отн__су твой пирожок,

Уг__щу (__________) ст__рушку (__________)».

Волк помчался во весь дух,

Доб__жал до дома

И в __кошко (__________) постучал

Стуком незн__комым (__________).

Дверь открыта. Волк зашёл,

Прогл__тил (__________) ст__рушку,

Нац__пил (__________) на нос очки,

Ушки на м__кушк__ (__________).

В дверь стучатся - волк в постель,

Чепчик надв__гает(__________).

Внучка бабушкина в дом

Весело вб__гает.

Что за бабушка л__жит (__________)?

Уши, ко__ти (__________), зубы.

Плачет девочка, др__жит (__________).

Волк см__ётся (__________) грубо.

Прогл__тил малышку зверь

И л__жит, вздыхает.

В это время кто-то дверь

Тихо открывает.

В дом охотники вошли,

Громко выстр__л (__________) хлопнул.

Вздрогнул толстый серый волк

И с испугу лопнул.

Вот так чудо! Все гл__дят

Не на волка, мимо:

Внучка с бабушкой ст__ят (__________) –

Целы, невр__димы (__________).

Пляшут, радуются все,

Волка заш__вают (__________),

В зоопарк навечно жить

Зверя отпр__вляют (__________).

Дополнительное задание:

Найди в предложениях однородные сказуемые и подчеркни их.

Упражнение 5. Вставь, где необходимо, пропущенные буквы в корне слов, устно подбери проверочные. Допиши окончания существительных.

КУРОЧ__КА РЯБА

Ст__рик со ст__рухой в деревн__  ж__вут,

Их пёструю куроч__ку Рябой з__вут.

Однажды насе__ка  яич__ко сн__сла.

Ст__руха  яич__ко к глазам подн__сла.

Боч__ком золотым засв__ркало яйцо,

Ст__руха из дома ск__рей на крыльцо.

И тут на свету заблестело в л__дошках:

Оно золотое! А мимо шла кошка.

За мышкой кралась осторожная кошка,

А мышка подпрыгнула и на окошко.

От кошк__  б__жит то туда, то сюда,

Задела ст__руху – какая б__да!

Ст__рушка яйцо ур_нила и в крик!

Разбилось яичко, заплакал ст__рик.

С__дят и грустят ст__рики на крыльце,

Как будто их жизнь заключалась в яйце.

Но куроч__ка Ряба ворчит: «Куд – куда,

Разбилось яич__ко – совсем не беда.

Сн__су вам другое, яич__ко пр__стое.

Забудьте ск__рей про яйцо золотое».

Дополнительное задание:

Найди в предложениях имена существительные и над каждым напиши падеж.

Упражнение 6. Вставь, где необходимо, пропущенные буквы в корне слов, устно подбери проверочные. Допиши окончания существительных и глаголов. Раскрой скобки.

Л__СА И ЖУРАВЛЬ

Л__са (по)звала _______________ журавля на обе__:

«Ты (в)гости _______________  (ко)мне ______________ приходи-ка, сосед!

Я так уг__щенье готовить люблю!

Увид__шь, как вкус__но тебя (на)кормлю _______________».

Лиса (при)готовила _______________ кашу и вот

В тарелку красивую гостю кл__дёт.

Журавль (в)это  ______________ время сп__шит на обе__,

Подруг__  н__сёт он душистый букет.

Журавль (по)здоровался ______________ и зам__лчал.

Увидел тарелку, и клю__ (за)стучал ______________.

Пытается клювом поймать что-нибудь,

(По)пробовать ______________ кашу, хотя бы чуть-чуть.

Л__сич__ка  (со)чувствует ______________: бедный сосед!

Сама (в)это ___________ время сл__знула обе__.

Журавль (не)поел ______________ и устал – нету сил,

Но всё же л__су на обе__  пригласил.

С утра нав__рил он (по)больше ______________ окрошки,

(В)кувшин ______________ с у__ким горлом залил всё (до)крошки ______________.

Л__сица пришла на обе__, хоч__т есть,

Но в горло кувшина (не)может ______________  проле__ть.

Журавль всю окрошку скл__вал и см__ётся:

«Ну как, наша дружба ещё ост__ётся?»

«Ну нет, не друзья мы (с)тобою _____________ теперь», -

Лиса закр__чала и быстро (за)дверь ______________.

Дополнительное задание:

        Разбери выделенные слова по составу.

Упражнение 7. Вставь, где необходимо, пропущенные буквы в корне слов, устно подбери проверочные. Допиши окончания существительных и глаголов.

Л__СА И ЗАЯЦ

Строил домик лубяной

Зайчик в три окна,

А л__сичка – л__дяной,

Но пришла в__сна.

Вместо дома у л__сы –

Лужа и труба,

А у зайчика ст__ит

Целая изба.

Вот л__сич__ка к зайцу в дом

Прос__тся и плач__т:

«Дружно вместе заж__вём,

Верь мне, милый зайчик!»

Заяц сам л__су впустил,

В дом вошла плутовка,

Тут же зайчика за дверь

Выт__лкнула ло__ко.

Вот теперь пришёл черёд

Зайцу об__жаться.

Все сочувствуют ему,

Но л__сы б__ятся.

Всех л__сица прогн__ла,

Кто помочь пытался.

И опять один к__сой

На п__ньке остался.

Только Петя-Петушок

Смело зайчику помо__:

Так пугнул л__сицу,

До сих пор б__ится!

Дом свободен, и п__тух

Переехал к другу,

А л__са в соседний лес

Кинулась с испугу.

Дополнительное задание:

Найди в предложениях имена существительные и над каждым напиши падеж.

Упражнение 8. Вставь, где необходимо, пропущенные буквы в корне слов, устно подбери проверочные. Допиши окончания существительных и глаголов. Раскрой скобки.

МАША И МЕДВЕ__Ь

(По)грибы __________ , (по)ягоды __________

Маша в лес (по)шла __________,

(На)избушку __________  Мишину

Маша (на)брела __________.

Од__ноко жил медведь

В старенькой избушк__.

Как (об)радовался _______________ он

Маленькой подружк__!

Маша целый день (в)избе __________

Мо__т, убира__т,

А Медве__ь ей (на)трубе __________

Весело игра__т.

Ягоды, гр__бы Медве__ь

(Из)лесу __________  принос__т.

Отпустить её домой

Маша Мишку прос__т.

«Буд__шь жить (со)мной __________  (в)лесу __________,

(Не)роняй __________  сл__зинки,

А г__стинцы отн__су,

Собирай корзинку».

(В)короб __________  спряталась ск__рей,

Очень тесно было,

А для дома пиро__ки

Сверху положила.

Всё готово, и Медве__ь

Коро__  поднимает.

Вперевалку и кряхтя,

(По)лесу __________  ш__гает.

Вкус__ный зап__х  пир__гов

В__ётся из корзинк__.

Сел бы Миша на п__нёк,

Сбоку от тр__пинк__.

Только Машины сл__ва

(За)звенели __________  громко:

«Не с__дись на пень, Медве__ь,

Не снимай котомку!»

Миша вздрогнул и (по)нёс __________,

Вот деревню видно.

(Не)попробовал __________  пиро__,

Как ему обидно!

(К)дому__________  (подо)шёл __________  Медве__ь,

Коро__ (с)плеч  __________ снимает.

Тут же Машина р__дня

Мишку (об)ступает __________.

Испугался их Медве__ь,

(В)лес __________  ск__рей  помч__лся.

(В)это__________   время голосок

Машенькин раздался.

Крышку сбросили, а там

Маша с пир__гами.

Так вернулась Маша (в)дом __________

К бабушк__ и мам__.

Дополнительное задание:

        Разбери выделенные слова по составу.

Упражнение 9. Вставь, где необходимо, пропущенные буквы в корне слов, устно подбери проверочные. Допиши окончания существительных и глаголов. Раскрой скобки.

РЕ__КА

Де__ка с ба__кой жили,

Жили, (не)тужили __________,

В огород__  ре__ку

Вместе пос__дили.

Ре__ка подрастала,

Внуч__ка пол__вала,

В огород__ места

Ре__ке (не)хв__тало __________.

Осень наступила,

Огоро__ умыла,

Убирать карто__ку

Очень трудно было.

Овощи собрали,

Всё перек__пали,

Только дёргать ре__ку

Каждый день устали.

Внуч__ка, ба__ка, де__ка

Тянут эту ре__ку.

Выт__щить (не)могут __________!

Ух! Засела кре__ко!

Поб__жала внуч__ка,

Пригласила Жуч__ку,

Попр__сила ко__ку:

«Пом__ги немно__ко!»

Закр__чали дружно:

«Звать мышонка нужно!»

Ко__ти держ__т це__ко!

Выт__щили ре__ку!

Дополнительное задание:

        Подчеркни однородные подлежащие и сказуемые.

Упражнение 10. Вставь, где необходимо, пропущенные буквы в корне слов, устно подбери проверочные. Допиши окончания существительных и глаголов. Раскрой скобки.

СН__ГУРОЧ__КА

Жил старик в избушк__

(Со)своей __________ старушк__й.

Од__ноко старикам,

Все несчаст__я пополам.

Вот (под)вечер __________ старики

Выгл__нут в око__ко:

Дети ягоды н__сут

И грибы в луко__ках.

А у этих стариков

Ни детей, ни внуков -

Только горькая тоска

И такая скука!

Но однажды в зимн__й день

Старики гуляли.

Дети (во)дворе __________ к__мки

Снежные к__тали.

Вот старик и говорит,

Сне__ собравши в куч__ку:

«А д__вай, жена моя,

Слеп__м себе внуч__ку».

Постарались, как м__гли,

Девоч__ку сл__пили.

(В)дом __________ свой радос__но вн__сли,

Сразу (по)любили __________.

Ож__ла Сн__гурка вдруг,

Говорит, хохоч__т,

Пом__гает ш__ть, в__рить,

Вымыть избу хоч__т.

И ж__вёт у стариков

(В)маленьк__й ________________ избушк__.

(В)гости  __________стали зах__дить

(К)девоч__ке ________________ подру__ки.

Но з__ма уже в__сне

Место уступает.

Со__нце свет__т, ветер стих,

Сне__  последний та__т.

А Сн__гурка замерла

И с__дит в тенёч__ке.

Знать, (не)радуют ________________ её

Тёплые денёч__ки.

Вот однажды в лес з__вут

Девоч__ку подру__ки.

«Ну, пойди, повеселись», -

Говорит старушка.

 И Сн__гурка (в)лес ___________пошла,

Все см__ются звонко,

Разв__ли в лесу к__стёр

Шустрые девчонки.

Стали прыгать (над)огнём ______________

Смело, друг (за)дру__кой  ________________

И Сн__гуроч__ку з__вут:

«Ну, а ты подру__ка?»

Страшно, но Сн__гурка вдруг

Над огнём взл__тает.

Нежн__м облач__ком вд__ли

Сле__ прощ__льный та__т.

На крыльце ст__ит старик,

Рядом (с)ним  ________________ старушка,

Без Сн__гуроч__ки идут

Грус__ные подру__ки.

Только г__ревать и ждать

Старым ост__ётся

Может быть, Сн__гуроч__ка

(К)ним ________________ з__мой вернётся.

Дополнительное задание:

Сделай морфологический разбор выделенных частей речи.

____________________                _____________________        ______________________

____________________                _____________________        ______________________

____________________                _____________________        ______________________

____________________                _____________________        ______________________

____________________                _____________________        ______________________

Упражнение 11. Вставь, где необходимо, пропущенные буквы в корне слов, устно подбери проверочные. Допиши окончания существительных и глаголов. Раскрой скобки.

Т__РЕМОК

Сп__шит Лягушка по доро__ке.

Л__тят, (под)прыгивают ________________ но__ки.

Вдруг вид__т: милый т__ремок

Ст__ит в сторонк__  от доро__.

А кто ж__вёт (в )том ________________ т__ремке?

Нет никого, и ключ (в)замке.

Решила здесь ост__новиться

И (в)этом  ________________ доме пос__литься.

(К)ней постучалась Мышь-н__рушка,

См__шная серая зв__рюшка:

- Мы заж__вём (с)тобой ________________ вдвоём,

Ватрушек вкус__ных нап__чём.

Потом и Ёжик с Зайцем-другом

Зашли (по)пить ________________ чайку к подругам.

Их пригласили в терем ж__ть,

Друж__ть и терем сторож__ть.

Волк и Л__са с самим Медведем

Х__тели загл__нуть (к)соседям ________________.

Их (не)пустили ________________ (в)т__ремок ________________,

Повесили б__льшой замок.

Дополнительные задания:

  1. Подчеркни имена собственные.
  2. Сделай фонетический разбор выделенных слов.

______________________                                _______________________

______________________                                _______________________

______________________                                _______________________

______________________                                _______________________

______________________                                _______________________

______________________                                ________________________

______________________                                ________________________

Упражнение 12. Вставь, где необходимо, пропущенные буквы в корне слов, устно подбери проверочные. Допиши окончания прилагательных и глаголов. Раскрой скобки.

ТРИ ПОРОСЁНКА

Три поросёнка розовых

Решили строить дом.

Тепло там буд__т, вес__ло,

И волк не страшен (в)нём ________________.

Потом они (по)спорили ________________

И разошлись, ворча:

Один хотел соломенный,

Другой – из кирпича.

(Из)веток ________________, прут__ев строили

Два брата новый дом,

А старш__й строил каменный –

Т__пло, уютно (в)нём  ________________.

Но Волк услышал: песенку

Хвас__ливую п__ют.

«Ну, что ж, - решил, - разрушу я

Ваш розовый уют».

На дом из веток дунул он,

И дом взл__тел, как пух,

А поросята к старш__му

Помч__лись (во)весь ________________дух.

Л__нивых бра__цев принял брат

И кре__ко дверь (за)хлопнул ________________.

А Волк? Он дул три дня подря__,

А на четвёртый лопнул.

Дополнительное задание:

  1. Подчеркни однородные сказуемые.
  2. Разбери выделенные слова по составу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие задания и упражнения по русскому языку 1-2классы

Материал может быть использован для отработки учебных навыков по темам, предварительного и итогового контроля в 1-2 классах....

Банк игр и упражнений по русскому языку

Тема "Безударные гласные в корне слова" одна из самых трудных. Эти упражнения и игры помогут ученикам лучше усвоить материал по теме....

Формирование пунктуационной культуры младших школьников. Упражнения по русскому языку для 1-4 классов.

Упражнения по формированию пунктуационной культуры  младших школьников (1-4 классов) и  памятка по выполнению данных упражнений....

Сборник упражнений по русскому языку.Звуки и буквы.

Дидактический материал для самостоятельной работы....

Сборник упражнений по русскому языку.Предложение.

Дидактический материал для самостоятельной работы....

сборник упражнений по русскому языку.Состав слова.

Дидактический материал для самостоятельной работы....