Формирование способов самоконтроля у первоклассников
методическая разработка (1 класс) на тему

Давлетбаева Алсу Гусмановна

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование способов самоконтроля у первоклассников

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.

При анализе проверочных работ по предметам, наблюдение за учебной деятельностью учащихся мною было выявлено, что совершаемые 35% учеников действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются.

37% учащихся часто допускаются ошибки даже при выполнении хорошо знакомых учебных заданий. Некоторые дети не умеют исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, т.к. не способны свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие. 40% младших школьников некритически относятся к указаниям учителя и исправлению ошибок в своих работах, соглашаются с любым исправлением, в том числе и когда оно тут же меняется на противоположное.

Причиной подавляющего большинства ошибок является низкий уровень развития навыков самоконтроля у учащихся.

Выполнение готовых, однородных заданий одинаковыми приемами в течение длительного времени вырабатывают у учащихся привычку механически производить заученные преобразования в прямом порядке. Погоня только за количеством выполненных заданий приводит к недооценке теоретического обоснования производимых действий. Поэтому, я пришла к выводу, что особое место в структуре учебной деятельности должны занимать действия самоконтроля, имеющие специфические функции. Они должны быть направлены на саму деятельность, фиксировать отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности, и лишь вследствие этого их направленность на решение учебной задачи будет носить опосредованный характер.

Так в 1 классе дети учатся:

- сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;

- воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;

- выполнять действия по развернутой инструкции;

- осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;

- использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.

Формирование способов самоконтроля у первоклассников на уроках письма

При проверке результатов действий школьник отвечает на вопрос: Верно ли я выполнил задание? При самоконтроле за усвоение способа действий и при выполнении действий по этому способу перед учениками должны вставать уже иные вопросы: Что делаю сейчас? Что выполнено? Что предстоит сделать? Отвечая на данные вопросы, школьник контролирует последовательность своих действий.

Перед учениками встают вопросы, относящиеся к контролю действий с качественной стороны: Как выполняю? Соответствует ли мои действия заданным требованиям.

Считаю, что самооценка должна предшествовать учительской оценке, поскольку является непременным условием формирования учебной самостоятельности школьника, развития его личности. Учитель должен способствовать развитию самоконтроля как единой из составляющих учебной деятельности. Исходный уровень первоклассников в период обучения грамоте достаточно низкий, а у некоторых детей вообще не сформирован. Поэтому главной задачей учителя в этот период является формирование и повышение уровня самоконтроля. В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму: раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контору, написание элементов букв.

Перед тем как писать, предлагаю детям обсудить, какие элементы букв легче всего научиться правильно писать. Внимательно выслушиваю предложения детей. После этого прошу детей по образцу написать элементы букв и самим оценить свои попытки. После этого дети приходят к выводам:

 1. элементы букв писать правильно и красиво нелегко, поэтому надо тренироваться;

 2. надо научиться правильно держать наклон;

 3. надо научиться не выходить за строку;

 4. надо научиться писать элементы на одинаковом расстоянии друг от друга.

Придумываем вместе с детьми особые помощники-знаки:

 / держать наклон;

 // соблюдать расстояние;

 O не выходить за строку.

После этого вместе с детьми обсуждаем и создаем алгоритм написания в знаковой форме. Например, точка — начало написания, стрелки — направления написания. Кроме этого, совместно с детьми придумываем особые знаки самоконтроля, позволяющие ученикам оценить степень освоения способа написания элемента, а в дальнейшем и буквы:        

— «Я это умею и могу двигаться дальше».

— «Этот элемент (буква) мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше.

— «Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не усвоил написание. Мне срочно требуется помощь».

В 1-м классе самоконтроль осуществляется преимущественно по образцу, поэтому учитель показывает образец написания на доске, проговаривает весь алгоритм действий. После этого дети пишут самостоятельно целую строку данного элемента. Известно, что при самоконтроле происходит сличение, соотношение выполняемых действий или операций с образцом. После этого он ставит определенный знак на полях. Учитель, оценив адекватность самооценки учащегося, ставит рядом свой знак, не указывая конкретно, где написание не соответствует образцу. Ученик находит ошибку и исправляет ее. Отработав принцип написания элементов букв, переходим к знакомству с буквами и соединениями букв.

Вводятся буквы группами с учетом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов. Выделяются 7 групп, сходных по написанию (И, Ш, Ц, Щ), (л, м, я, а), (Г, П, Т, Р) и т. д. Прежде чем писать букву, выделяем известные нам элементы, проговариваем алгоритм написания и только после этого дети пишут букву и также с помощью символа оценивают степень усвоения написания. Образец действия должен быть хорошо усвоен, прежде чем он может быть использован в самоконтроле за действиями, которые должны соответствовать именно этому образцу действия.

Таким образом, в ходе обучения письму выделяем следующие этапы работы с буквами:

 1. Отработка элементов букв;

 2. Анализ печатного и письменного образа буквы;

 3. Анализ графических знаков, из которых состоит буква;

 4. Сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы;

 5. Упражнения в написании букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

На всех этапах работы с буквами закрепляется способ действия в виде алгоритма. Осознание способа действия позволяет ученику сознательно осуществлять и контроль, и оценку собственной деятельности. Использование условных сигналов способствует созданию психологического комфорта, повышению удовлетворенности ученика от деятельности на уроке.

Данные способы самоконтроля в дальнейшем использую на уроках русского языка, так как они приводят к творческому, а не формальному подходу к выполнению любого задания в самых различных видах деятельности.

Формирование способов самоконтроля и самооценки у учащихся на уроках литературного чтения в первом классе

Уже в адаптационный период у первоклассников, учителя и родителей встает вопрос об оценивании учебных достижений первоклассников в условиях безотметочного обучения. Первые дни ребенка в школе дают учителю хорошую возможность обеспечить знакомство ребенка с одноклассниками и учителями предметниками, со школьным пространством и организацией времени, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока, а также с системой школьного оценивания. Так как система оценивания по-прежнему очень актуальна, в настоящий момент каждый учитель имеет возможность выбрать свою шкалу оценивания успехов учеников в классе уже на первой ступени обучения.

Для того чтобы отметка стала понятной и важной оценкой для школьника и его родителей, необходимо, чтобы ученик предварительно сам овладел способами самоконтроля и самооценки, что является одной из основных задач развивающего обучения. Большую роль в развитии этих способностей играет положительная мотивация к школьному обучению. Для создания такой мотивации необходимо на уроках использовать следующие педагогические условия:

 • создание эмоционального комфорта в течение всего учебного дня;

 • создание на уроке ситуации успеха, учитывая особенности и темп развития каждого ученика через дифференцированные разноуровневые задания;

 • создание условий для использования различных способов и приемов познавательной деятельности;

 • совместная учебно-познавательная деятельность учащихся и учителя, где учитель привлекает учеников к формированию оценочной деятельности на определенных этапах урока или в конце урока не только себя, но своего товарища, используя умение выделять достоинства и недочеты в ответах (например, пользуясь условными обозначениями на полях «+» (согласен) или «-» (не согласен)). Возможен и алгоритм отзыва об ответе:

 1. Правильность.

 2. Полнота.

 3. Последовательность.

 4. Структура: вступление, доказательство, вывод.

 5. Самостоятельность ответа.

Из этого следует, что учитель должен принципиально изменить процедуру оценивания, организовав его как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки в руки самого ребенка. Именно в этом состоит суть технологии безотметочного обучения, которое не является безоценочным.

Основными принципами безотметочного обучения являются: критериальность, приоритет самооценки, гибкость и вариативность, возможность отразить все важные характеристики способностей учащихся (т. е. качественность), возможность сравнивать сегодняшние достижения учащихся с их же успехами некоторое время назад (т. е. количественность). Такое сочетание качества и количества дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика.

Для того чтобы овладеть оценочной самостоятельностью, ребенок должен на каждом этапе урока знать что он делает и для чего он это делает, т. е. с первых уроков учитель учит детей ставить перед собой определенные цели и задачи в соответствии с темой данного урока. От этого напрямую зависит качество знаний. И, как следствие, чаще уже встречается вопрос родителей не «Что ты получил?», а «За что ты получил…?»

Дети, которые только в начале учебного пути, не владеют навыками самоконтроля и поэтому нуждаются в постоянном побуждении к этому со стороны учителя или родителей. Но уже на первых уроках дети замечают разный уровень подготовленности своих одноклассников и неосознанно стремятся соответствовать уровню ребят, которые умеют строить свои ответы полно, читать более осознанно. Важно приучать детей проговаривать вслух последовательность своих действий или этапов работы, сравнивать свой результат с образцом, находить ошибки, осуществлять самостоятельно контроль. Также необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе. Очень удачно в этом отношении подходят интегрированные уроки обучения грамоте, на которых чередуются виды деятельности (чтение, письмо, развитие речи). В первом классе следует активно включать в учебный процесс игру, так как игра играет важную роль в формировании умения учиться.

Так любые упражнения для развития техники осознанного чтения можно предъявить в виде дидактической игры с определенными правилами. Например:

 • чтение вслух;

 • чтение про себя;

 • чтение «жужжащее»;

 • чтение хором;

 • чтение в темпе скороговорки;

 • чтение «цепочкой»;

 • динамическое чтение и др..

Дети следят за правилами игры и оценивают свои результаты и результаты своих товарищей. Когда дети слышат чтение, которое близко к образцу, то награждают читающего или дающего полный, точный, «долгожданный» ответ заслуженными аплодисментами. Это тоже вид оценки. Одним из важных условий формирования необходимости самоконтроля служит выделение способов пооперационного контроля. При этом необходимо учитывать возрастные особенности детей первого года обучения. Никакому оцениванию не подлежит темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие его психических процессов. Важно, чтобы достижения каждого ученика были поставлены на вид (кто-то научился читать в более быстром темпе слоги, кто-то слова, предложения, а кто-то может читать текст и передавать смысл прочитанного и так далее).

В начале учебного года первоклассники осваивали знаковые обозначения звукового состава слова, учились строить предложения по схемам, составлять тексты на заданную тему. Таким образом, постепенно знаковая форма наполнилась содержанием, это в дальнейшем помогло овладеть техникой осознанного чтения. Это выражено в умении детьми работать над любым литературным произведением (стихотворением, рассказом, сказкой и т. д.) в определенном порядке. Например: прогнозирование содержания до чтения по иллюстрации, ключевым словам, названию текста, работа с текстом во время чтения — осмысление содержания, работа с текстом после чтения — достижение понимания на уровне смысла, выполнение творческих заданий.

В конце первого года обучения можно говорить о сформированности у учащихся различных уровней контрольнооценочной деятельности. На начальном этапе обучения чтению основное внимание уделяется технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места на уроках занимает работа с текстом, формирование приемов понимания прочитанного на уровне смысла. Так, к 1 уровню относятся дети, у которых сформировано плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, текстов (темп чтения не превышает 20-30 слов в минуту); ко 2 уровню — дети, у которых сформировано чтение целыми словами (темп от 30 до 40 слов в минуту), сформированы приемы понимания прочитанного; к 3 уровню — дети, которые читают с удовольствием, осознанно, владеют элементами литературоведческого анализа, эстетического переживания прочитанного (темп чтения более 40 слов в минуту); к 4 уровню относятся учащиеся с высоким уровнем техники (до 70 слов в минуту) осознанного чтения, знакомы с литературоведческими понятиями (стихотворение, рассказ, рифма, настроение и т. д.), владеют алгоритмом заучивания наизусть стихотворения, различают персонажей и способны найти в тексте их характеристики.

Выполнение различного рода заданий на уроках математики можно организовать так, что ученик, сделав ошибку, сам обнаружит ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправит ее и подойдет к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив таким образом задание только правильно. Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля. “Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение или обнаружение -уже совершенных ошибок.” Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде. В практике обучения следует учитывать наличие прямой зависимости между уровнем самостоятельности учащихся при выполнении учебных заданий и степень владения ими навыком самоконтроля.

   Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля оказалась более эффективной, надо убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показать им как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный ответ не удовлетворяет условию задачи.

        Степень или мера обобщения действительности является одним из важнейших параметров самоконтроля, отработка которого необходима для получение полноценного умственного действия. Поэтому обучение самоконтролю следует начинать еще в дочисловой период, используя разные задания, позднее можно включать в работу задания с цифрами и буквами.

Далее при обучении математике возможно использовать разнообразные приемы формирования самоконтроля, которые можно классифицировать следующим образом:

“-сверка с образцом;

  -повторное решение задачи;

  -решение обратной задачи;

  -проверка полученных результатов по условию задачи;

  -решение задачи различными способами;

  -моделирование;

  -примерная оценка искомых результатов (прикидка);

  -проверка на частном случае;

  -испытание получаемых результатов по косвенным параметрам.”

Ключевым звеном в проведении контроля над действиями является сверка с образцом. Образец действия должен быть хорошо усвоен, прежде чем он может быть использован в самоконтроле за действиями, которые должны соответствовать именно этому образцу. Т.е., чтобы сформировать самоконтроль у школьников, надо сначала обеспечить усвоение образца действия, это значит, надо создать у учащихся опыт, соответствующий нужному “акцептору действия”.

Но поскольку младшие школьники еще плохо осознают роль самоконтроля в решении поставленных перед ними задач, то необходим систематический и последовательный контроль за учащимися со стороны учителей, родителей, всего классного коллектива. Контроль извне является тем обязательным условием, соблюдение которого создает необходимую основу для формирования самоконтроля.” Таким образом, самоконтроль учащихся не отменяет контроля учителя и не снижает его роли, с только предваряет, и тем самым усиливает его. Учитель должен систематически изучать и анализировать ошибки учащихся, обращать внимание на внутреннее содержание, а не на внешнюю, формальную их сторону, должен выявлять причины их появления и принимать меры к предупреждению ошибок. Конечно это предупреждение должно быть тактичным и не навязчивым.

        Приучать учащихся к самопроверке следует уже на занятиях по арифметике, где это особенно просто, и продолжать в течение изучения всего курса математики. С первого класса необходимо нацеливать детей на то, что контролировать себя нужно сразу же, как только решили самостоятельно хотя бы один пример. Этим реализуется принцип немедленной проверки решения (решил пример- проверь себя; убедился, что твое решение верное- приступай к решению следующего примера). Такое положение в классе создается при определенных условиях. В качестве внешних условий вначале выступают материализованные индивидуальные средства обучения и использование их при самоконтроле на этапе объяснения и первичного закрепления нового учебного материала. Обучая элементам самоконтроля на этом этапе, главное выработать у детей потребность контролировать правильность полученных результатов. Этап самоконтроля с конкретными предметами должен перейти в этап самоконтроля заменителями предметов в виде рисунков, схем, чертежей и т.д.  Здесь методические усилия учителю целесообразно направить, главным образом, на понимание детьми соответствия между математическими записями, образцами  математических выражений и их иллюстрациями в учебниках, тетрадях на печатной основе, дидактических материалах. Эти виды работ целесообразно применять на начальной стадии формирования вычислительных приемов с постепенным уменьшением вспомогательных наглядных элементов в обучении, переходя к обучению самоконтролю, в основе которого лежат закономерности, свойства арифметических действий, взаимосвязь между компонентами, состав чисел.

        Одним из средств обучения самоконтролю являются указания учителя о порядке его проведения при выполнении задания, которые даются в процессе инструктирования учащихся. Рекомендуется даже использовать карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки. В указаниях должны содержаться разъяснения о том, когда и какими способами учащимся следует контролировать свои действия и их результат. Это значит, что в первую очередь учащиеся должны знать способы проверки выполнения арифметических действий, тождественных преобразований, решения уравнений и неравенств и применять их на практике.

        Проверка результатов арифметических вычислений производится повторным вычислением (по возможности другим способом), обратным действием, а также приближенной прикидкой возможного ответа. Правильность выполнения тождественных преобразований выражений, содержащих переменные, обычно проверяется обратным действием или путем подстановки некоторых числовых значений вместо буквенных в левую и правую части полученного равенства. Но следует учитывать, что проверка тождественных преобразований путем подстановки числовых значений переменной в обе части полученного равенства может и не вскрыть ошибку в ответе. Это отрицательная сторона такого способа проверки. Проверка же обратным действием является совершенно надежной, конечно, если это действие выполнено учеником безошибочно.

        Во-вторых, учащиеся должны знать способы проверки решений текстовых задач и применять их для доказательства правильности ответа. Это тоже очень важно при формировании навыка самоконтроля, т.к. текстовые задачи составляют большую часть всего материала, изучаемого в курсе математики.

        Очень важным приемом обучения младшего школьника самоконтролю является применение коллективных проверок в сочетании с контролем педагога, т.к. в первую очередь школьника нужно научить находить ошибки у другого человека (контроль). Со временем ученик начнет переносить полученные умения на собственную деятельность (самоконтроль). Таким образом, формирование контроля идет от контроля за действиями других к самоконтролю. Наиболее естественная ситуация возникает тогда, когда весь класс слушает ответ ученика у доски. Под руководством учителя проводится разбор ответа или выполненного на доске упражнения, устанавливаются допущенные ошибки и проводится коллективное их исправление. На первых порах классу по окончании ответа можно задать следующие вопросы:” Верен ли окончательный ответ? Верна ли идея решения? Верен ли ход решения?” В дальнейшем задача усложняется. После того, как ученик закончит отвечать, учащиеся с места задают ему вопросы, чтобы уяснить отдельные моменты решения, затем делают замечания по существу его ответа, предлагают другие варианты решения задачи и высказывают общие соображения по поводу услышанного. Когда школьники привыкают к этой форме работы, то учитель еще усложняет задание. Кто-то из учеников оценивает ответ полностью, т.е. высказывает свое мнение по поводу ответа или выполненного задания. Если учащиеся выполняют то же задание у себя в тетрадях, то, после устного разбора, каждый сличает свою работу с образцом.

   Таким образом: развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. Затем, постепенно, благодаря многократным и последовательным упражнениям, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения. Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение школьников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень его сформированности (См. приложение №1). При определении этого уровня учитываются следующие критерии:

Среднее количество допущенных учащимися ошибок при выполнении учебного задания и их частота.

Среднее количество ошибок, пропущенных при проверке работы товарища и своей собственной и частоту их пропуска.

Можно пользоваться также дополнительными критериями:

Среднее количество ошибок, обнаруженных учащимися при проверке работы товарища и своей собственной.

Оценка в баллах за выполненное задание.

Для определения сформированности навыка самоконтроля школьников необходимо, пользуясь этими критериями и показателями, проанализировать их письменные работы и работу на уроках и полученные результаты распределить по уровням сформированности самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографического самоконтроля.

Подборка материала о работе по формированию у учащихся  орфографической зоркости....

Формирование навыков самоконтроля и самооценки в 1 классе.

    Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи. "Есть основания думать – писал Д. Б. Эльконин, - что рациональнее всего в нач...

Формирование умений самоконтроля и рефлексии у первоклассников

В статье представлено описание средств самоконтроля и рефлексии, применяемых в 1 классе. Приводятся примеры традиционно применяемых и инновационных средств, рассматриваемых в аспекте валеологического ...