Главные вкладки

    Формирование навыков самоконтроля как средства повышения грамотности обучающихся в начальной школе
    статья по русскому языку по теме

    Ельцова Марина Михайловна

    выступление на педсовете

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование навыков самоконтроля как средства повышения грамотности обучающихся в начальной школе

            Говоря о грамотности, прежде всего имеется ввиду общий уровень владения обучающимися орфографическими навыками, основанными на определенных знаниях по фонетике, словообразованию, морфологии и синтаксису.

            Самоконтроль – это способность контролировать результаты (промежуточные и итоговые) своей деятельности. Держать под контролем свою умственную дечтельность обучающиеся смогут только в том случае, если они овладели соответствующим материалом в теоретическом аспекте и знают, как эти знания необходимо применять на практике и умеют это делать. То есть обучающиеся должны освоить и формулировки правил , и схемы их применения. Если же необходимые знания утрачены, обучающийся, обладающий должными учебными компетенциями восстанавливает их, обращаясь к справочным и энциклопедическим изданиям, учебным пособиям и словарям, а так же к учителю или  соученикам и родителям.

            Самоконтроль является одним из умений самообразования, предполагающего определенный уровень развития познавательной активности и самостоятельности. Система развивающего обучения имеет возможность формировать необходимые для этого качества:

    - сам определяю цель учебной деятельности

    - сам решаю, в какой последовательности буду выполнять действия и какими правилами буду руководствоваться

    - сам буду контролировать себя, сопоставляя свои результаты с образцом

    - сам буду проверять: находить и исправлять ошибки

    - сам оценю свои успехи в достижении поставленной цели или выполнении задания

            Навыки самоконтроля можно определить и как умение быть учеником и учителем одновременно. В процессе обучения учащиеся начальной школы должны овладеть следующими умениями:  

    - обращаться к справочной литературе

    - исправлять ошибки, допущенные в написании орфограмм, изучаемых в начальной школе

    -  вести посильную работу по предупреждению ошибок

            Построение современных учебников по русскому языку позволяет обучающимся постоянно контролировать свои действия. Это наличие словарного материала, справочного аппарата, различные памятки и «подсказки» действий при выполнении заданий повышенного уровня сложности.

            Формирование навыков самоконтроля обычно вводится с первых дней обучения ребенка в школе как игровой момент урока. При этом целесообразно давать только положительную оценку действий – выполнил задание – сравнил с образцом (или правильным ответом и др.) – самостоятельно оценил свою работу по критериям, предложенным учителям (носящим только положительную оценку). В период обучения письму дети могут первоначально оценивать только внешний вид работы (чистоту, аккуратность, правильность выполнения на нужной строке и др.), отмечать хорошо написанную букву, слог, слово, т. е. радоваться и осознавать свою успешность даже на минимуме выполненного задания.

            В дальнейшем, с накоплением теоретических знаний, дети учатся самостоятельно выполнять задания с последующей само- и взаимопроверкой, самооценивать правильность выполнения задания.

            Задача начального обучения – показать, дать представление, научить элементарным способам самоконтроля, научить детей  проверять себя без помощи учителя и родителей, т. е. не бояться делать ошибки, уметь видеть и исправлять их, пользоваться для этого доступными  и разнообразными справочными материалами, использовать возможности компьютерных технологий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)

     Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Статья раскрывает положительное и отрицательное проявление  использования ИКТ на уроке....

    Статья.Использование информационных технологий как средство повышения эффективности урока в начальной школе.

     Процесс модернизации современного образования направлен на принципиальное изменение качества образования. Сегодня на первый план выдвигаются  образовательная и развивающая функции становления и разви...

    Доклад на тему Создание положительной мотивации на уроках как средство повышения качества знаний в начальной школе.

    Доклад на тему "Создание положительных мотиваций на уровах как средство повышения качества знаний в начальной школе"...