Формирование умений самоконтроля и рефлексии у первоклассников
статья (1 класс) на тему

Кулик Эллина Георгиевна

В статье представлено описание средств самоконтроля и рефлексии, применяемых в 1 классе. Приводятся примеры традиционно применяемых и инновационных средств, рассматриваемых в аспекте валеологического подхода к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sredstva_samokontrolya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование умений самоконтроля и рефлексии у первоклассников

Существует ряд приемов и средств, которые дают возможность учителю организовать урок таким образом, чтоб дети могли практически тренироваться контролировать товарищей и одновременно формировать навык самоконтроля:

сверка с написанным образцом; проверка по словесной инструкции; взаимопроверка с товарищем; сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике; коллективное выполнение задания и его проверка; сочетание коллективной и индивидуальной формы работы; выполнение задания по алгоритму; выполнение задания по наводящим вопросам; выполнение задания по предоставленному образу; проверка при использовании сигнальных карточек; подбор нескольких способов выполнения задания и определение самого рационального.(слайд)

У учеников первого класса еще не сформирован навык самоконтроля.  Ученики не всегда могут без помощи найти ошибки в своей работе и сделать исправления, основываясь на сопоставлении собственных действий с конкретным или обобщенным образцом. В то время как умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы является необходимым элементом самоконтроля, которому необходимо учить.

Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса.

В 1 классе учитель сталкивается с тем, что некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать собственные эмоции и поступки. Умение контролировать собственные эмоции необходимо для контроля собственных учебных действий. Ученик должен научиться находить, исправлять ошибки, понимать причину их происхождения. В то время как многие дети, огорчившись отрицательным результатом, «опускают руки», теряют интерес к предмету и учению в целом. Поэтому именно в 1 классе следует начать формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Таким образом, самоконтроль учеников не отменяет необходимый контроль учителя и не уменьшает его значимость, а наоборот усиливает его. 

При работе с учениками 1 класса для формирования навыков самоконтроля, мною используются следующие средства самоконтроля учеников.

Знаковая символика

« + »  ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации;

«+  -  »  ученик испытывает затруднения в выполнении задания;

« -  »      ученик не знает материал и не справляется с заданием. (слайд)

Другой вариант знаковой символики –  Светофор или цветовые дорожки.

В письменных работах   используется   такое средство самоконтроля, когда ребёнок  не поднимает какой-то сигнал, а раскрашивает кружок.

В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, все задания были понятны, то ученик рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше».

Если были небольшие затруднения или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь».

Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с заданием, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!». (слайд)

Светофор

 Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета.

Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось). (слайд)

Светофор как средство самоконтроля применяется на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и предоставляет возможность школьникам учиться с огромным интересом и желанием, а также дает ученикам реальный «инструмент», посредством которого они способны управлять процессом собственного учения на дальнейших этапах.

Одно из условий безотметочного обучения наряду с самоконтролем используется и рефлексия.

Начинать обучение рефлексии необходимо с первых дней в школе. Она может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

  Работая в «Прописях» или рабочих тетрадях я применяю приём «цветограммы». 

1 часть работы – буква, слоги – самоконтроль,  закрасил кружок выбранным цветом, следующий шаг – работа со звукобуквенной моделью – самоконтроль, рефлексия – закрасил кружок, следующий шаг – слово, слог, ударение – самоконтроль, рефлексия.

В конце урока смотрим, какой цвет преобладает. Пробуем давать словесную оценку своей деятельности на уроке.

Закончи предложение (интервью)

Цель: подведение  итогов урока,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока учебных задач, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  

я научился…

у меня получилось …

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу… (слайд)

Рефлексия — это не пустая трата времени, а важная и необходимая составляющая учебного процесса в начальной школе. Все, что делается на уроке по формированию рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитие очень важного качества современной личности - самостоятельности.

Таким образом, формирование рефлексивной деятельности на уроках – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие способности к рефлексии как важное условие формирования умения учиться".

Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности работы учащихся: принимаемых им решений, поведения в группе,  а также собственного развития....

Формирование орфографического самоконтроля как комплексного орфографического умения

Как сделать самопроверку действенной и предупредить формализм при её проведении? В статье дан обзор ключевых моментов, направленных на формирование орфографического самоконтроля на уроках русского язы...

Формирование умения самоконтроля и самооценки у младших школьников

Оценочная деятельность является обязательным компонентом в структуре учебно-познавательной деятельности, без которого невозможно продвижение ученика по пути овладения им комплекса знаний и умений по п...

Формирование способов самоконтроля у первоклассников

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между...

Организация работы по формированию умения самоконтроля младших школьников в процессе обучения математике.

В     статье      рассматриваются        методические приемы формирования процессуального   самоконтроля, взаи...