Главные вкладки

    "Развитие способности к рефлексии как важное условие формирования умения учиться".
    статья (4 класс) по теме

    Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности работы учащихся: принимаемых им решений, поведения в группе,  а также собственного развития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon refleksiya_teoriya.doc47.5 КБ
    Office presentation icon refleksiya_praktika.pps2.98 МБ

    Предварительный просмотр:

    Один мудрец искал способного и талантливого ученика, который обладал бы достаточными навыками и умениями, чтобы передать ему свои знания, когда умрёт. Он решил собрать всех учеников.

    И вот собралось множество учеников. Мудрец сказал им:

    —        У меня возникла проблема, и я хочу знать, кто из вас сможет её решить. Видите — в стене позади меня находится самая большая, тяжёлая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть её без посторонней помощи?

    Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие исследовали дверь более тщательно, обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно.

    Все сказали, что сделать то, что просил мудрец, невозможно.

    Только один ученик подошёл к двери и подверг её тщательному исследованию. Он простучал её поверхность, пытаясь оценить её толщину и плотность материала, отметил, из чего сделана дверь и насколько надёжно смазаны петли. Он тщательно проверил её, используя свои глаза и руки. Он стучал по ней, нажимал, давил на определённые участки.

    Все предполагали, что дверь была закрыта или её заклинило. А на самом деле она была лишь слегка прикрыта. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с лёгкостью и без малейшего сопротивления открылась.

    Она была разработана и сконструирована так безупречно, что достаточно было легчайшего толчка, чтобы она открылась.

    Мудрец нашёл себе преемника. Он повернулся к остальным ученикам и произнёс следующие слова:

    —        Успех в жизни и работе зависит от нескольких ключевых факторов, и сегодня вы могли наблюдать их в действии. Во-первых, позвольте своим чувствам   полностью   исследовать   и   понять   реальность,   которая   вас окружает.  Во-вторых,  не делайте поспешных и потому неправильных выводов. В-третьих, будьте достаточно смелы, чтобы принять решение. В- четвёртых, приняв его, действуйте уверенно и без сомнений. В-пятых, сосредоточьтесь и вложите в это действие всю вашу силу и энергию. И, наконец, не бойтесь совершить ошибку.

    Ценность данной притчи заключается в том, что она подводит нас к понятию рефлексии.

    Если обратиться к толковому словарю Ожегова: «Рефлексия -размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания».

    Прежде, чем говорить о способности ученика к рефлексии, рассмотрим само понятие рефлексии. Что такое рефлексия, нужна ли она вообще человеку в жизни, каково ее значение для успешности? Изначально рефлексия была философским термином и обозначала самоанализ, расширение границ собственного «я». Как особая проблема рефлексия стала предметом обсуждения еще в древнегреческой философии.

    Сократ рассматривал рефлексию как задачу самопознания, предмет которого - духовная активность в ее познавательной функции.

    Сам процесс рефлексии — это способ анализа, рассмотрения объекта, другого человека или самого себя с разных позиций, накопление результатов, их синтез и объединение в единую картину.

    Рефлексия - неотъемлемая часть движущих сил саморазвития.        

    1 . Выявление несовпадения «Я» идеального и «Я» реального;

    1. борьба мотивов;
    2. внутренние противоречия

    4.  осознание себя носителем знаний;

    5.        выбор ценностей;

    6.принятие активной творческой позиции по отношению к самому себе

    и собственной жизни.

    Примеры рефлексии встречаются и в произведениях литературы .   Шри Ауробиндо: «птичка, сидящая в ветвях дерева, наблюдает за другой птичкой, сидящей в ветвях дерева»;

    • книга Царя Соломона: «... и оглянулся я на дела свои. . .»
    • Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она,
      Чтоб посмотреть — не оглянулся ли я. . .

    Технология деятельного метода открывает большие возможности как для ученика, так и для учителя. Рефлексия рассматривается как этап урока и как один из типов уроков. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного и обдуманного, понятого каждым. Ее цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемыми другими. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация :

    1 . рефлексия настроения и эмоционального состояния;

    1. рефлексия деятельности;
    2. рефлексия содержания учебного материала.

    Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое

    изображение настроения, эмоционально – художественное оформление  (картина, музыкальный фрагмент).        

    Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и
    приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
    Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на разных этапах урока.
    При актуализации знаний (урок литературного чтения во 2 классе -

    «Сказочный мир А.С.Пушкина»); при изучении нового материала (урок        

    окружающего мира в 3 классе «Лесная зона и ее обитатели»). А        

    применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить         активность каждого на разных этапах, используя например, «Лестницу успеха».

    Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного (урок математики в 1 классе «Сравнение предметов. Составление неравенств», урок математики в 1 классе «Знакомство с двузначными числами»). Эффективен прием      незаконченного предложения, подбора афоризма. Прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить полученные ранее знания и осмыслить новые. Обычно в конце урока при подведении итогов, целесообразно обсудить, что дети узнали нового, каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    сегодня я узнал...

    было интересно...

    было трудно...

    я понял, что...

    теперь я могу...

    я приобрел...

    я научился...

    я смог...

    меня удивило...

    мне захотелось...

    урок дал мне для жизни...   

    Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением « Плюс - минус - интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно. Под «+» рассматривают, все, что понравилось на уроке. Под « -« рассматривают, что показалось скучным, осталось непонятным. Ну и


    говорят о любопытных фактах, о которых узнали и что еще хотелось бы

    узнать по данной проблеме. Это позволяет учителю взглянуть на урок

    глазами детей, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого

    ученика. Так же можно использовать небольшую анкету, которая позволит

    осуществить самоанализ:        

    1. На уроке я работал        активно / пассивно

    2.Своей работой я        доволен / не доволен

    3. Урок для меня показался        коротким / длинным

    4.За урок я        не устал / устал

    1. Мое настроение        стало лучше / хуже
    2. Материал урока был        понятен / не понятен
    3. Домашнее задание мне кажется    легким / трудным

    Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы. Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент».Комплимент - похвала, комплимент деловым качествам., дети благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончательно дает возможность удовлетворения потребности в признании личной значимости каждого. Отличительной особенностью уроков рефлексии от уроков закрепления в традиционной модели является фиксирование и анализ затруднений в собственной учебной деятельности. Такие уроки являются наиболее интересными и для учителя и для детей Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они самостоятельно находят ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность в их исправлении, учатся рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас актуально, т.к. от самооценки зависят взаимоотношения ребенка с окружающими,

    требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Основная задача рефлексии – развитие таких качеств современной личности:        

    самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

    Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка

    должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими

    людьми.

    Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность    

    учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс,"

    ориентируясь на личность каждого ученика.

    Закончить свое выступление мне бы хотелось ответом Аристотеля на

    вопрос: «Как ученикам преуспеть?».

    "Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади".


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Развитие способности к рефлексии как важное условие формирования умения учиться»

    Слайд 2

    Рефлексия – задача самопознания, предмет которого – духовная активность в ее познавательной функции

    Слайд 3

    Сам процесс рефлексии — это способ анализа, рассмотрения объекта, другого человека или самого себя с разных позиций, накопление результатов, их синтез и объединение в единую картину

    Слайд 4

    Рефлексия - неотъемлемая часть движущих сил саморазвития Выявление несовпадения «Я» идеального и «Я» реального Борьба мотивов Принятие активной творческой позиции по отношению к самому себе и собственной жизни Выбор ценностей Осознание себя носителем знаний Внутренние противоречия

    Слайд 5

    Классификация: Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия деятельности Рефлексия содержания учебного материала

    Слайд 11

    ? ? ? Выполните сравнение!

    Слайд 12

    7 45 24 37 9 15 29 36 8

    Слайд 13

    Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнил задание… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… Меня удивило… Урок дал мне для жизни…

    Слайд 14

    1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен 7. Домашнее задание мне легким / трудным кажется Анкета, позволяющая осуществить самоанализ, дать оценку работе на уроке

    Слайд 15

    Основная задача: Развитие важных качеств современной личности: самостоятельности; предприимчивости; конкурентоспособности

    Слайд 16

    Рефлексия на уроке- это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.

    Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образ...

    Значение и развитие исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться

    Сегодня Федеральный  государственный образовательный  стандарт  начального общего образования предъявляет высокие требования к организация учебного  процесса, которые в свою ...

    Значение и развитие исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться

    Сегодня Федеральный  государственный образовательный  стандарт  начального общего образования предъявляет высокие требования к организация учебного  процесса, которые в свою ...

    Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться

    В статье раскрываются сущность и принципы системно-деятельностного подхода в обучении. Рассматривается использование различных способов организации учебного процесса при реализации системно- деятельно...

    «Развитие современного урока и его роль в формировании умений учиться. Анкетирование»

    Метод анкетирования. Виды анкетирования. Анкета для педагогов....

    Чтение, как важнейшее условие формирования мыслительных способностей ребёнка.

    Главное в образовании – это образованная и всесторонне развитая личность. Как этого добиться? Ведь мы все – и педагоги, и родители хотим видеть детей свободными, с хорошо развитой речью, умеющими мысл...

    Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.

    В “Концепции модернизации Российского образования” говорится: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно ...