Чтение, как важнейшее условие формирования мыслительных способностей ребёнка.
методическая разработка на тему

Рослякова Юлияна Евгеньевна

Главное в образовании – это образованная и всесторонне развитая личность. Как этого добиться? Ведь мы все – и педагоги, и родители хотим видеть детей свободными, с хорошо развитой речью, умеющими мыслить быстро, образно и точно. Ответ очень прост! Научить ребёнка читать, привить любовь к чтению, чтобы читал не по принуждению, а по желанию, чтобы чтение стало жизненной потребностью и необходимостью! Читающий ребёнок – думающий ребёнок, мыслящий, грамотно пишущий, решающий задачи, имеющий чувство юмора, свою точку зрения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтение, как важнейшее условие формирования мыслительных способностей ребёнка.

     Быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебных процессов для самых различных уровней обучения.

     За многолетнюю педагогическую деятельность пришла к выводу, что главное в образовании – это образованная и всесторонне развитая личность. Как этого добиться? Ведь мы все – и педагоги, и родители хотим видеть детей свободными, с хорошо развитой речью, умеющими мыслить быстро, образно и точно. Ответ очень прост! Научить ребёнка читать, привить любовь к чтению, чтобы читал не по принуждению, а по желанию, чтобы чтение стало жизненной потребностью и необходимостью! Читающий ребёнок – думающий ребёнок, мыслящий, грамотно пишущий, решающий задачи, имеющий чувство юмора, свою точку зрения. Перечислять можно долго все заслуги читающего человека. Но хочется назвать 10 основных факторов в пользу чтения:

  • Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить.
  • Культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых.
  • Люди, которые читают книги, будут всегда управлять теми, которые смотрят телевизор.
  • Книга всегда лучше фильма, потому что в воображении нет ограничений на спецэффекты.
  • Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь.
  • Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает того, кто читает.
  • Как из букв складываются слова, а из слов предложения и тексты, так и из прочитанного складываются наши знания.
  • Чтение для ума -  то же, что физические упражнения для тела.
  • Что бы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но, чтобы найти их, прочитать нужно тысячи.
  • Доверяй книгам, они самые близкие. Они молчат, когда надо, и говорят, открывая перед тобой мир, когда это необходимо.
  •  Книги – корабли мысли, странствующие по волнам. Читайте – обогащайтесь!

Обучение грамоте

Цель: обучение первоначальному чтению и письму, чтобы потом применить знания на лингвистическом и литературоведческом уровне.

Задачи:

1.Мотивировать, вызвать интерес к обучению: «я сам», «я хочу», «мне интересно».

 2.Учить добывать информацию (в рисунках, схемах, моделях), исследовать.

3. Самоорганизация и самоконтроль «я могу», «я умею».

4. Учить общаться со сверстниками (работа в паре, группе) «мы вместе».

   За основу работы в букварный период я взяла технологию обучения чтению детей по методике Н. А. Зайцева, т. к. это прямая, практическая реализация мыслей и рекомендаций И.М. Сеченова. Коренным свойством «нервной организации» он считал «возможность расчленения» слитных ощущений и связывание расчленённого в группы или ряды. Соответственно необходимо, чтобы сенсорный поток (мир конкретных объектов, непосредственно воспринимаемых с помощью органов чувств и поддающихся определенному моторно-двигательному воздействию) дробился на кванты информации, а операции с ними сопровождались движениями с периодическими моторно-эмоциональными акцентами.   Это достигается при одновременном использовании зрительного, слухового и осязательного анализаторов с чётко организованным движением.  К этому необходимо создавать игровую ситуацию, включать элементы соревнования, что поддерживает положительный эмоциональный настрой и мотивацию ребёнка.

Основные приёмы:

  • Работа со звуками.

    Для каждого ученика (родителями) изготавливается комплект цветных карточек, по 5 штук каждого вида (квадратики): твёрдые звонкие, твёрдые глухие, мягкие звонкие, мягкие глухие, гласные. Первое – знакомство, что обозначает каждый квадратик. Второе- «строим» слоги, а затем слова (из квадратиков). Такой же комплект у учителя. Дети строят самостоятельно, при этом 2-3 человека у доски – сравниваем что получилось.  Другой вариант, когда произносим слово несколько раз, и не один ученик, а друг за другом выставляют звуковые карточки. Когда каждый ребёнок побудет у доски и поймёт принцип построения, начинаем работу в парах, затем в четвёрках. Сначала «строим» слоги разных видов: ам, ка, мап, тра. Перед тем, как построить слово, загадываю загадку, и строим отгадку. При работе в группах для «построения» слова задаю тему (отправляемся в): «школа», «продуктовый магазин», «игрушечный магазин», «зоопарк», «фруктовый сад», «огород», «лес», «цирк», «музей», и разные другие темы.  Одновременно 2-3 ученика «строят» слова на наборном полотне, 1 ученик выставляет картинки с изображением озвучиваемых слов. Проверка.  

Вывод: не зная букв, ребёнок читает, получая от этого процесса моральное удовлетворение. Ребёнок выбирает сам карточку (звук), значит работает по своей программе, ведёт своё исследование, а это всегда производительнее, это и есть индивидуализация обучения.

  • Работа с буквами.

     Вычленяем из слова звук. Какую букву увидим в книге, напишем?  Демонстрация буквы. На что похожа буква? Из скольких элементов состоит?

 В обязательном порядке:

  • строим букву из разрезных элементов (у каждого ученика свой комплект); на спец лепим букву из пластилина;
  • пишем на карточках слоги (цвет согласной буквы синий или зелёный соответственно зависит от гласной, которая встала с ним в пару).

     Таким образом, готов комплект букв и слогов. Рекомендую родителям дома проделать такую же работу, а карточки со слогами развесить по всей квартире, чтобы ребёнок постоянно видел и читал слоги. В классе на стене тоже появляются слоги, слоговая таблица.

    Игра: ребята берут слоги. Ведущий командует: «Выходят на сцену слоги: НА, МА, ШИ», какое получится слово? Игра: покупаем мебель. Что покупаем? Выходят «слоги». Начинается аналогичная работа звукам, но со слогами. «Строим» звуковой «портрет» слова, переводим звуки в буквы. В группах дети выкладывают карточки со звуками + из карточек - слогов составляют слово.

   Вывод: «я читаю», «у меня получается». Без словесных пояснений и терминов дети познают отличие гласных от согласных, особенности твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных.  Классификация.

  • Работа со слоговой таблицей.

    Главное – запомнить расположение слогов, поэтому задание – покажи слог. Игра по рядам «Кто быстрей найдёт слог». Поём слоги на мотив любой детской песни. Игра: «напиши» (указкой по таблице слогов) своё имя, имя мамы, папы. Что бы вы сейчас хотели съесть? Какие города вы знаете? Твоя любимая сказка. Назови: кто, что, когда, куда, откуда, какой, какая, какое, какие, что делает. Одновременно показывают прямоугольники разных цветов (условные обозначения из азбуки).  Детям очень нравится этот вид деятельности. Одновременно 2-3 ученика печатают слова на доске, по «цепочке» друг за другом.

   «Пишем» любые слова, значит, возникает необходимость проверки. Говорим [л'эф], а пишем «лев», потому что льВы, говорим [вада], а пишем «вода», потому что вОды. В таблице нет слога жы шы чя щя чю щю, нет слога йэ  йо йу йа, есть согласные с мягким и твёрдым знаками.

    Для закрепления командная игра. Называю простые слова с безударной гласной, парной согласной, гласная после шипящих. Подсчитываем количество слов, «написанных» без ошибок. И это букварный период! Ребята «пишут» и звуки превращают в знаки, при проверке называют слова-помощники (проверочные слова). В дальнейшем у ребят нет проблем с правописанием таких слов. Постепенно, благодаря постоянному показу, ученик осваивает механизм такой проверки.

   Вывод: гиперактивные дети успокаиваются, начинают работать. Малоактивные оживляются, раскрепощаются. Учебный процесс выстраивается на основах природосообразного развития ребёнка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя мышление при помощи восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха. Игра мобилизует, заставляет действовать! Пропедевтика.

  • Работа со словами.

    Развитие фонематического слуха и культуры произношения на уроках грамоты достигается с помощью использования в «Азбуке» следующих приёмов:

Наращивания: е- пе – пей – репей – репейник.
Суть наращивания заключается в постепенном увеличении количества звуков в слове, что приводит к изменению исходных слов и образованию новых.

Сравнения: дом – домик – домище – домовой. Найди общее, отличие. Кто может сам выполнить превращения? С помощью чего? Как большой предмет превратить в маленький? Предмет в признак?

Этимологии: был – были – былины.

Реконструирования: ива – нива, батон – бутон. Игра «Волшебник». Превратим Машу в кашу, пень в день, вола в волка и т.д.

   Вывод: это позволяет первокласснику наблюдать за тем, как дополнение или изменение места одного лишь звука в слове приводит к полному изменению его значения.  Это не только существенно обогащает лексику ребёнка, но и создает условия для развития формирования техники осознанного чтения.

Ребусы и кроссворды.

Чтение словесных лесенок.

                 Под

                  Него

                  Дождь

                 Застал

                 Добежал

                 Уместился

                 Пережидает

                 Спрятаться

Из какой сказки слова? При наличии времени инсценировка сказки.

Игры на основе сказки С. Погореловского «Что случилось с буквой П?»

Победа-обеда-беда-еда-да-а

Малина-алина-лина-ина-на-а

Игра «Найди слово в таблице», «закончи слово».

Расширение угла, поля зрения. 

Фонематическая зарядка.

Чистоговорки.

Ца-ца-ца- белая овца.

Цы-цы-цы – мы ели леденцы.

Ец-ец-ец- в гнёздышке птенец.

   Когда ученики почувствуют, что такое слово, его границы, переходим на предложения.

  • Работа с предложением.

Пословицы.

Прочитай:

  • глазами,
  • вслух по слогам за указкой,
  • целым словом очень медленно,
  • разными интонациями (печально, радостно, спросим, удивимся).  

Выясняем смысл пословицы.

Cкороговорки.

   Работаем как с пословицей, но потом произносим быстро. Игра: «Кто быстрее»: я или вы, пара, ряд у кого получится произнести быстро и не ошибиться.

Наша дочь речистая, у неё речь чистая.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

Выясняем смысл непонятных слов.  

Песенки, считалки, смешные стихотворения.

   Читаем всё по той же схеме, но ещё и пропоём, прочитаем хором, по строке: первую строку учитель, вторую хором ученики.

 Бай-бай-бай, поди, Бука, под сарай, Кате спать не мешай! Уж ты, Катенька, усни, угомон тебя возьми.

Раз, два, три, четыре, жили мушки на квартире. К ним повадился сам друг, крестовик, большой паук. Пять, шесть, семь, восемь, паука мы вон попросим: «К нам, обжора, не ходи», ну-ка, Машенька, води!

Жил на грядке огурец. Он герой и молодец. Даже цапли и лисицы на дом шли к нему учиться. Знал он цифры и цвета, про кота и про кита, про цемент и про корицу, про цунами и синицу, про цукаты и цистерну про тигрицу и про серну! Но пришла одна овца, и не стало огурца!

Работа с книжками – коллективками.

Чтение с вторением. Учитель читает строку – ученики её повторяют хором. Цель такой работы «вывести голос наружу», учить глазами смотреть на несколько слов вперёд, видеть знаки препинания, читать с выражением, как учитель. Интрига: следите внимательно, не допущу ли я ошибку при чтении.

   Вывод: развиваем внимание, память. К концу урока дети запоминают всё прочитанное и с удовольствием продолжают выразительно декламировать на переменах. С каждой прочитанной строчкой узнаём что-то новое, интересное, обогащающее язык, нравственность, чувства, добиваемся успехов в чтении, полюбим его, выйдем в великую литературу и знание.

 Развитие речи.

Основной период. Чтение. 

  • Работа с текстом.

    Благодаря огромнейшей, кропотливой работе, ребёнок включился в познание мира, воспринимая окружающее через отношение и деятельность. И строились его отношения на восприятии, наблюдении, чувствах, опыте.

     Перед учителем встаёт главная задача: вывести чтение на новый уровень, совершенствовать технику чтения, продолжать прививать любовь к чтению. Добиться оптимального уровня развития, который связан с проникновением в глубинные слои произведения. Когда ребёнок понимает и переживает не только содержание, но и то, как писатель его изобразил, какие художественные средства использовал. Ребёнок осознаёт какие мысли и чувства произведение вызывает у него самого. Такое восприятие и понимание произведения как единства формы и содержания, является подлинно эстетическим. Такое понимание требует работы ума, воли, чувств, воображения. Оно проходит через личный опыт его бытия, затрагивает его эмоциональную память и является сотворчеством с писателем.

   Вывод: необходимо осознанное чтение!

Для этого при работе с некоторыми текстами пользуюсь алгоритмом:

  • Вызов интереса, мотивации.
  • Реализация смысла информации.
  • Рефлексия.

Приведу пример на сказке В. Сутеева «Яблоко»

  • Вызов интереса, мотивации.
  • Рассказ учителя о писателе.
  • Какие произведения автора знаете? (выставляются книги В. Сутеева)
  • Что такое яблоко? C какими другими фруктами, овощами похоже внешне?
  • Предположите, о чём будет сказка.

  • Реализация смысла информации.
  1. Чтение текста учителем.
  2. Ученики следят, отмечая простым карандашом:

+ новая информация

?  непонятное слово или фраза

  1. В середине текста остановки для уточняющих, оценочных, объясняющих, творческих, практических вопросов (в зависимости от текста)
  • Как поступить зайцу?
  • Что посоветует медведь?
  • А как бы поступили вы?
  1. Работа по пункту 2 (+ и ?)
  2. Вопросы для размышления.
  • В какой сказке яблоко сыграло важную роль? (А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
  • На что похожа половина яблока? (на вторую половину)
  • Чем в мире известно и знаменито яблоко? (запретный плод, яблоко упало на голову Ньютона, танец «Яблочко» и др.)
  • Рефлексия.
  • Нарисуйте запомнившийся эпизод сказки.
  • Кто хочет прочитать другие сказки В. Сутеева?

Многократное обращение к тексту, чтение с новым заданием:

  • Процитируй, отвечая на вопрос к тексту.
  • В каком предложении, абзаце заключена главная мысль текста?
  • Прочитай понравившийся отрывок. Чем понравился?
  • Прочитай и выпиши слова для тематического словаря.
  • Какие предложения можно использовать как цитаты?
  • Найдите самое длинное слово в тексте.
  • Чтение отрывков текста разными интонациями.
  • Найди в отрывке слово, соответствующее звуковой схеме (продолжение работы букварного периода).
  • Комбинированное чтение (учитель – ученик).

 Ежеурочные пятиминутки в режиме жужжащего чтения (один из основных элементов      обучения чтению в школе В. А. Сухомлинского) книги для внеклассного чтения.

Cамозамер скорости чтения. Результат записывается в читательский дневник 2 раза в неделю.

Чтение по ролям (памятка)

Читай первый раз с карандашом в руке, определи действующих лиц, отметь авторские слова.

 Читай второй раз, определи свое отношение к герою, задачу чтения, (после этого можно спросить, кто из героев нравится, и дальше готовить чтение по желанию (по ролям или 1 ряд – за…, 2 ряд за…).

Читай третий раз, отметь в тексте тон и темп, разметь паузы, подчерки логические ударения.

Читай еще раз, найди авторские указания, как читать, приготовься к исполнению роли перед классом.

   Вывод: творческое чтение сродни исследовательской деятельности. Оно проявляет, выражает и развивает индивидуальные личностные духовные особенности ребёнка, его склонности и интересы, социальные и оценочные позиции, отношения, глубинную сферу интеллекта и чувств, его самосознание. Таким процессом чтения движет любознательность. Любознательный ребёнок. Что может быть лучше!

  • Работа со словником.

«Игровой практикум для учащихся 1-4 классов»

Авторы: В. Н. Фросин, П.В. Фросин, В.В. Фросина, Х.В. Фросина. Издательство Санкт – Петербургского государственного технического университета 2005 год.

Как правило, начинаем игру за 3-5 минут до конца урока. Успевают сыграть, проявить себя все! Иноязычные слова часто используют неосмысленно. Сопоставление их со словами русского языка побуждает учеников задуматься. Обсуждение смысла слова развивает стремление к точности выражения мысли. Но главное, что это происходит с желанием, интересом.

   Вывод: формируется умение слушать и слышать, внимание, память, речь, повышается навык, техника чтения. Ребята продолжают играть на переменах и дома с родителями!

  • Внеклассная работа  
  • Работа с родителями.  Раз в году проводится собрание «Папа, мама, я – читающая семья».
  • Читательские дневники, где сначала родители, а потом сам ученик записывает: название книги, начало чтения, сколько прочитал страниц в день, за какое количество времени.
  • В 3 и 4 классах тематическое чтение. За 2 месяца нужно прочитать определённую книгу, например, «Тимур и его команда», «Четвёртая высота» (любую художественную детскую литературу).

Задание после чтения:

  • подготовить вопросы для викторины или кроссворд,
  • нарисовать рисунок, чтобы ребята описали данный эпизод,
  • подготовить пересказ маленького, понравившегося момента,
  •  чтение по ролям диалога,
  • подготовить для выставки другие книги этого автора.

 Итог–КВН. Ребята разделены на команды по звёздочкам (самоуправление). Команда – победитель получает грамоты и книжные призы. И для всех, не только победителей, сладкий приз.

 

  • Семейные праздники 

   «Любимые книги нашей семьи». О своей любимой книге рассказывает не только ученик, но и родитель. Или просто делятся впечатлениями о недавно прочитанной книге.

   Итог: чтение как заинтересованная духовная деятельность непременно развивает, творит, обогащает внутреннее «Я» читателя, активизирует, обогащает его сознание, культивирует эмоции, переживания, соединяя их невидимо с переживаниями, состоянием души героев произведения. Таким образом создаётся готовность к деятельному соучастию, а в определённой ситуации и к реальным поступкам, потому что результат воздействия искусства отсрочен во времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Урок — важнейшее условие формирования универсальных учебных действий

Начальная школа – фундамент образования каждого человека. Сегодняшний младший школьник не похож на сверстников 80-90-х годов ХХ в. Новое поколение – это граждане России, обладающие новым мышлением, мо...

Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образ...

"Развитие способности к рефлексии как важное условие формирования умения учиться".

Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности работы учащихся: принимаемых им решений, поведения в группе,  а также собственного развития....

Работа с родителями - важное условие развития коммуникативных способностей младшего школьника

Важнейшим условием развития умственных способностей младшего школь­ника является овладение правильной речью. Чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. В семье родители...

Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.

Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей....

Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.

Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей....