Работа с родителями - важное условие развития коммуникативных способностей младшего школьника
статья на тему

Важнейшим условием развития умственных способностей младшего школь­ника является овладение правильной речью. Чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. В семье родители понимают ребёнка с полуслова. Даже если он имеет недостатки в развитии речи, дома он не испытывает от этого неудобств. В школе, с посторонними людьми, товарищами, такая речь затрудняет общение и может способствовать развитию у младшего школьника чувства замкнутости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnoe_razvitie.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОБАНЕВА ТАТЬЯНА ИОСИФОВНА

МБОУ СОШ №29 СУИОП, СМОЛЕНСК

Работа с родителями - важное условие развития коммуникативных способностей младшего школьника

Важнейшим условием развития умственных способностей младшего школьника является овладение правильной речью. Чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. В семье родители понимают ребёнка с полуслова. Даже если он имеет недостатки в развитии речи, дома он не испытывает от этого неудобств. В школе, с посторонними людьми, товарищами, такая речь затрудняет общение и может способствовать развитию у младшего школьника чувства замкнутости.

При развитии коммуникативных способностей ребёнка пример родителей имеет особенно большое значение. Красота родного языка, его гибкость и многообразие познаются прежде всего в семье. Даже первоклассник способен прислушиваться к речи родителей, чтобы затем выражать свои мысли и желания при общении со сверстниками. Произнося слова, которые ребёнок слышит в семье, он довольно точно копирует даже интонации. Об этом надо помнить и особенно следить за своей речью, как матери, так и отцу. Недопустимо в общении либо в их присутствии младшего школьника в разговорах с другими людьми употреблять в речи жаргонные и устаревшие слова, диалектизмы, неправильные ударения.

Обогащение словаря – важнейшая задача обучения и воспитания ученика начальных классов. Родители должны знать, что осуществляется оно не просто посредством механического заучивания слов. Нужно помочь ребёнку понять сущность того, что слово выражает, научить его пользоваться словом в процессе изложения заданного урока, в быту, в общении с окружающими.

Дети любят делиться с близкими своими впечатлениями. Они с удовольствием по просьбе родителей будут рассказывать о том, что узнали нового в школе, чем занимались на уроке, что интересного встретилось по пути домой. Наиболее эффективной и доступной для организации в семье формой развития коммуникативных способностей ребёнка является беседа. В процессе беседы со взрослыми дети узнают много нового, расширяют и систематизируют представления об окружающем, учатся логично излагать свои мысли, приобретают навык регулирования громкости и тона голоса. Беседа развивает связную, правильную и выразительную речь детей. Всякое рассуждение, сравнивание, вывод, вопрос требуют чётких словесных формулировок. Ребёнок в разговоре с родителями, бабушками и дедушками учится доказывать своё мнение, выражать его.

Хорошо, когда беседы с ребёнком ведутся на самые разнообразные темы. Внимательно выслушивая ребёнка, задавая ему вопросы, родители учат употреблять распространённые предложения, логично излагать свою мысль.

Помимо бесед, темы которых могут быть заранее продуманы, очень важны и просто разговоры, часто происходящие между детьми и взрослыми. Такие беседы – разговоры нередко носят интимный характер и не только развивают коммуникативные способности младшего школьника, но и способствуют нравственному развитию. Привычка быть откровенным и искренним в разговорах с взрослыми – основа формирования таких качеств, как правдивость, честность, доброжелательность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых7 лет жизни// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В.Давыдова.- М.,1978
  2. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
  3. Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка (Электронный ресурс)// http://www.minikids.ru/articles/?art=19

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника ”

В статье раскрываются преимущества групповых форм работы, рассматриваются такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм, такие разновидности групповых...

Курсовая работа "Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня"

Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня...

Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника

Коммуникативные умения учащихся занимают центральное место в процессе обучения, так как помогают раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении. КУЗ (...

«Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроках русского языка в условиях модернизации школы».

Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе...

Коллективная и групповая работа на уроке-важное условие развития коммуникативных навыков.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. По новым образовательным стандартам учитель не дает знания, умения...