Коллективная и групповая работа на уроке-важное условие развития коммуникативных навыков.
статья

Батурина Елена Алексеевна

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. По новым образовательным стандартам учитель не дает знания, умения и навыки в готовом виде, а организовывает работу таким образом, чтобы дети сами участвовали в добывании  знаний.  Такой метод обучения называется деятельностным методом. Мы должны обеспечить такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно другой схеме.

Неотъемлемой частью ядра стандарта являются УУД.

УУД включают в себя: личностные умения и коммуникативные – формирование навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока, которые можно решить, используя коллективные и групповые виды работы.

Коллективную или групповую работу  применяем на любом этапе урока: при объяснении нового материала, при закреплении изученной темы, при отработке навыка вычисления или написания.  В заключении хочется отметить, что данные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОЛЛЕКТИВНАЯ И ГРУППОВАЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ – ВАЖНОЕ  УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ.

Батурина Е. А.

город Губкин, МАОУ «СОШ №16»

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. По новым образовательным стандартам учитель не дает знания, умения и навыки в готовом виде, а организовывает работу таким образом, чтобы дети сами участвовали в добывании  знаний.  Такой метод обучения называется деятельностным методом. Мы должны обеспечить такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно другой схеме.

Неотъемлемой частью ядра стандарта являются УУД.

УУД включают в себя: личностные умения и коммуникативные – формирование навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока, которые можно решить, используя коллективные и групповые виды работы.

У педагога появляется возможность осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала. Работу в группах стараемся применять на каждом уроке. В группе детей происходит определение лидера  группы, который сможет направить работу своей группы по нужному пути. В первом классе дети часто спорили, кому быть лидером, но уже к концу первого класса, ребята могли определять быстро без обид товарища, который возглавит работу  группы. На протяжении всего первого класса шла выработка умения договориться, умения общаться. Дети учились слушать ответ товарища, глядя на него, разговаривать шепотом, не мешая другим группам, соглашаться с ответом других участников группы или возражать, учились помогать или просить о помощи,  исправлять, дополнять, оценивать ответы товарищей. Сначала старались научить первоклассников  проверять друг друга. Проверяли  ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д. Затем учились тренироваться в группах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты, написание словарных слов, работа с деформированным текстом и др.)

Далее учились обсуждать в группах, то есть говорить  по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их, приходить к единому мнению, доносить  решение проблемы до всего класса. Причем, вовсе не обязательно отвечать   в группе должен сам организатор. Он дает возможность высказать свое мнение каждому ученику. Пускай не у всех мнение будет правильным, но в споре рождается истина, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Учитель дает шаблоны, как можно начать свой ответ. Например: « Мы с ребятами посоветовались и решили…»,  « Наша группа пришла к общему мнению…», « Мы считаем, что правильно будет, если…» и другие.

Группы  формируем  по уровню усвоения  учебного материала или за счёт определённой расстановки мебели. Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Так на уроке русского языка, работая над развитием речи, класс был разделен на четыре группы. Каждая группа имела свое индивидуальное задание. Одна группа пишет текст - повествование «Весна пришла», вторая группа – текст - описание «Первоцветы», третья – текст - рассуждение «За что я люблю  весну?»,  а четвертая группа работает с деформированным текстом «Весенний лес», отрабатывая материал по теме «Имя прилагательное».  Группе, испытывающей затруднения, готовим карточки-подсказки. 

Коллективную или групповую работу  применяем на любом этапе урока: при объяснении нового материала, при закреплении изученной темы, при отработке навыка вычисления или написания. Так на уроке русского языка при закреплении темы «Роль имен прилагательных в нашей речи», класс был разделен на шесть групп, каждая группа получила карточку с заданием.

«Для чего нужны в нашей речи прилагательные? Попробуйте украсить предложения».

      1. Пришла весна. Дни стали длиннее.

  1. В начале апреля растаял снег. Земля еще …..
  2. Только кое-где пробивается травка. Просыпается природа от сна.
  3. Скоро появятся цветы. Возвратятся  к нам из стран птицы.
  4. А в мае зацветут сады. Запестрят  клумбы цветами.
  5. Зазвенят на улицах голоса. Все обрадуются приходу весны.

Когда группы справились с заданиями, выслушали ответ каждой группы и завершили работу коллективным составлением рассказа о весне, расставив предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

На уроках русского языка, используя коллективную форму, выполнили проект «Пословицы и поговорки в речи взрослых и детей».  Работая над нашим исследовательским проектом, весь наш класс разбился на группы. Каждая группа   изучала пословицы и поговорки по блокам: о труде, о дружбе, о родном крае. А затем выполнили проекты «Пословица – мудрость народа». Мы так увлеклись данной работой, что далее захотелось узнать, кто больше знает пословиц девочки или мальчики. Какие самые употребительные пословицы в школе, особенно на переменах. И почему? На уроках русого языка, работая в парах,  мы записывали пословицы и объясняли их значение, собирали пословицы из рассыпанных слов. На переменах устраивали различные игры с использованием пословиц и поговорок: изображали пантомимой, инсценировали, отгадывали пословицы в ребусах. Дети соревновались, у какой группы получится  лучше.

На уроке литературного чтения, при изучении рассказа Э. Успенского «Чебурашка», первая группа рисовала обложку для книжки или самого Чебурашку,  вторая группа - подбирала описание главного героя,  третья - готовила чтение по ролям.

 В заключении хочется отметить, что данные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника ”

В статье раскрываются преимущества групповых форм работы, рассматриваются такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм, такие разновидности групповых...

Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника

Коммуникативные умения учащихся занимают центральное место в процессе обучения, так как помогают раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении. КУЗ (...

Развитие коммуникативных навыков учащихся при реализации программы "Две недели в лагере здоровья" (конкурсная работа).

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к личности человека и к умению общаться с окружающими.  Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, н...

Развитие коммуникативных навыков младших школьников в учебной и внеурочной деятельности через организацию разновозрастного и разноуровнего общения (из опыта работы)

На протяжении более трёх лет я являлась участником региональной экспериментальной площадки по теме «Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образов...

Работа с родителями - важное условие развития коммуникативных способностей младшего школьника

Важнейшим условием развития умственных способностей младшего школь­ника является овладение правильной речью. Чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. В семье родители...

Формирование и развитие коммуникативных навыков речи как условие успешной социальной адаптации младших школьников.

Особое значение придаётся формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусл...

Организация работы в группах, как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся начальных классов

В статье раскрыт опыт организации работы в группах на уроках, как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)....