Урок — важнейшее условие формирования универсальных учебных действий
материал (4 класс) на тему

Лисина Любовь Григорьевна

Начальная школа – фундамент образования каждого человека. Сегодняшний младший школьник не похож на сверстников 80-90-х годов ХХ в. Новое поколение – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению. Поэтому важно сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». В связи с этим к системе российского образования  стали предъявляться  другие требования. Так, в начальном образовании важнейшей задачей является формирование универсальных учебных действий –  способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.Особое место в реализации ФГОС отводится формированию  универсальных учебных действий (УУД).  

Задача учителя создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными, понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе урока, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД.   

Предлагаю на примере конкретного урока рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc108.5 КБ
Office presentation icon vystuplenie.ppt336 КБ
Office presentation icon konspekt_uroka_orkse.ppt2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Урок — важнейшее условие формирования универсальных учебных действий.

Лисина Л.Г. – учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Кубанка Переволоцкого района»

 Оренбургской области.   Август 2012 год.

 (слайд№1)  Начальная школа – фундамент образования каждого человека. Сегодняшний младший школьник, конечно, не похож на сверстников 80-90-х годов ХХ в. Новое поколение – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению. Поэтому важно сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». В связи с этим к системе российского образования  стали предъявляться  другие требования. Так, в начальном образовании важнейшей задачей является формирование универсальных учебных действий –  способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию  универсальных учебных действий (УУД).

          (слайд№2)  Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.  Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования. Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные (слайд № 3). Задача учителя создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными, понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе урока, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД.  

        Изучив изрядное количество методической литературы, я выделила следующие этапы урока,  способствующая формированию вышеперечисленных УУД (слайд №4)

1 этап - актуализация опорных знаний

2 этап - постановка учебной проблемы

3 этап - формулирование проблемы, планирование;

4 этап - открытие нового знания;

5 этап - применение нового знания

6 этап - рефлексия

        Проектируя любой урок учитель должен спланировать формирование УУД:  должен научить детей ставить цели и искать пути их достижения; показывать достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями; привлекать учащихся к открытию новых знаний; обучать приемам работы в группах; обучать самопроверке; знакомить с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний; учить самостоятельно выбирать критерии для оценки; учить отстаивать собственное мнение и уважать мнения других; учить сотрудничеству между  учениками и учителем. Учитель должен помнить, что  обучение, в соответствии с ФГОС, должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке должна быть организована так, чтобы требовать от него усилия, размышления, поиска. 

Предлагаю на примере конкретного урока рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах. (Подробный конспект урока и презентация к нему прилагаются)

Технологическая карта урока №21 ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур»

 по теме: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды». Урок разработан Лисиной Л.Г.,

защищён как зачётный урок, отвечающий требованиям ФГОС в ИПК и ППРО ОГПУ в июне 2012года

(Урок введения нового знания).

5 класс.

Цель урока: познакомить учащихся с важными   религиозными обычаями и обрядами в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме.

Задачи урока:

Обучающие: раскрыть сущность понятий «важные религиозные обычаи и обряды»; расширять представления учащихся об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
Развивающие: развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки.

Воспитывающие: формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов; формирование гражданской идентичности.

Оборудование: учебник,   презентация к уроку,  рабочая тетрадь ученика;  медали «Умница!», «Умник!»,  «Молодец!», «Старайся!»;  карточки с таблицами;  фишки;  листы самооценки; две коробки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, формы,

приемы

Формирование УУД

Орг. момент

.

Создание положительного настроя на урок

Подготовка рабочего места

Анализ вопроса: «Сегодня я шла в класс с отличным настроением. Как вы думаете, почему?»

Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому Коммуникативные и личностные УУД

Актуализация знаний

Проводит  игру «Кто ни разу не ошибётся»

Слайд № 2

4 ученика проводят классификацию слов по принадлежности к соответствующему полю; при необходимости доказывают, аргументируют свою точку зрения

Игровая технология. Выполнение мыслительных операций: сравни, найди общее; отличительное

Работа над развитием рефлексивности учащихся –взаимоконтроль Регулятивные УУД

Текущих оценка усвоенных детьми знаний

Физминутка

Проведение картинного диктанта

Учитель читает текст

Слайды № 3-7

Предлагает обменяться тетрадями, сверить ответы с эталоном

Слайд № 8

Все учащиеся записывают в тетради дату урока, слово «диктант». Слушают учителя, рассматривают слайды,  записывают в тетради ответы по порядку столбиком

По окончании работы меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют и оценивают работу друг друга

Сверяют правильность выполнения работы по слайду-образцу.

Взаимопроверка, оценивание

выполняют физминутку

Приём использования незаконченного письма, пропущенной фразы.

Наглядные методы обучения - использование слайдов, как зрительного ряда

Ролевое поведение: ученики выступают в роли экспертов-взаимоконтролёров

Регулятивные УУД

Взаимоконтроль выполнения задания в парах. Контролируют правильность выполнения задания. При необходимости исправляют ошибки

Личностные УУД -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала

 

Формулирование учебной проблемы, планирование.

Учитель вновь обращает внимание детей на таблицу, заполненную на доске во время игры

Что вы заметили?  Что объединяет эти слова? Кто из вас был в церкви, мечети или молебном доме? Туда приходят только лишь для того, чтобы молиться?  Что ещё там может проходить? Как интересно! Молодцы! Как много вы знаете!

Учитель создаёт проблемную ситуацию, обнаруживающую недостаточность знаний и вместе с детьми определяет цель урока

Что же нового сегодня мы  узнаем в рамках нашей темы «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды»? Подсказка на доске в выделенных словах! (выслушиваются варианты ответов)

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы

Слайд №9

Зачем нам это знать? Нужны ли эти знания в жизни?   Как нужно относиться к религиозным чувствам людей, исповедующих иную веру?

Где мы обычно ищем  новую информацию?  Из какого источника мы будем добывать новые знания сегодня?

Постановка цели урока

Цель нашего урока узнать – какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды  существуют в мировых религиозных культурах

Устанавливают значимость познавательной деятельности

Подводящий диалог;   обращение к жизненному опыту ребёнка

Проблемная ситуация

Мотивация, побуждение к поиску.

Регулятивные УУД, УУД целеполагания, Коммуникативные УУД

 

Воспитание гражданской идентичности

Личностные УУД

Открытие «нового» знания.

Организует деление класса на 4-5 человек.

Каждая группа должна прочитать и обсудить,  какие важные религиозные обряды есть в одной из мировых религиозных культур. Договориться, кто из группы будет рассказывать классу о прочитанном. Время выполнения задания – 3-4 минуты. Помните – важно не только самому выполнить задание, но еще и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы. 

Оказывает помощь учащимся  в выполнении задания при необходимости.

Слайд №10

Деятельность учащихся по освоению учебной информации.

Кооперируют усилия по решению учебной задачи

Практическая деятельность учащихся – работа с текстом учебника

Осмысление текстов, заданий; умение выделять главное

Работа с информацией учебника. Групповая работа

Использование слайда для визуализации

Познавательные УУД

Применение нового знания.

Первичное закрепление.

Всем быть внимательными! Определим, какая команда лучше справилась с заданием? В помощь слайды! № 12-14

Один ученик от группы пересказывает текст. Если он что-то важное упустил, ответ дополняют товарищи.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Вместе с учителем определяют, какая группа лучше всего справилась с заданием

ИКТ

Общеучебные универсальные действия

Коммуникативные УУД

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные УУД

Домашнее задание

Перспективный поиск информации с привлечением помощи родителей.

Учебник, стр 53-57, прочитать, ответить на вопросы. Заполните таблицу-распечатку, опираясь на материалы учебника.  

Рефлексия

 Справились ли мы с целью урока? Мы должны были узнать, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды  существуют в мировых религиозных культурах?

Организует заполнение листов самооценки.

На слайде два человечка. Те дети, кому на уроке было все понятно, чувствовали себя комфортно, складывают свои фишки в коробочку веселого человечка,  а остальные – в коробочку грустному.

Заполняют листы самооценки. Рассказывают о том, что запомнили на уроке, что нового узнали, с каким учебным заданием справились легко, а какое задание вызвало затруднение.  

Использование экспресс-теста на эмоциональное состояние учащихся в конце урока

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности – (личностные УУД)

В приведённом уроке были использованы: технология развивающего обучения; ИКТ; элементы проблемно-поисковой технологии и групповой работы.

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, открывает  возможность проектирования современных уроков на основе системно-деятельностного подхода. Не стоит забывать и отказываться от прежних методов работы учителя на уроке, дававшие стабильные результаты в освоении ЗУНов учащихся. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

 Информационные ссылки

 1. ФГОС НОО / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 С. 2.Планируемые результаты начального  общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.

2.  Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М., 1996.

   

4.  http://ciot-anapa.ru/parents/9-remember/97-whay-is-uud.html

5.  Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.

   6.  http://ir-zhi.ru/teachers/fgos-noo/uud


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Урок — важнейшее условие формирования универсальных учебных действий». Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ с.Кубанка» Лисина Л.Г. Семинар РМО учителей начальных классов по теме «Актуальные вопросы образовательной политики в деятельности муниципальной системы начального образования школы Переволоцкого района Оренбургской области » 26.08. 2012 года

Слайд 2

Понятие УУД Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова .

Слайд 4

План урока с позиций ФГОС 1 этап - актуализация опорных знаний 2 этап - постановка учебной проблемы 3 этап - формулирование проблемы, планирование; 4 этап - открытие нового знания; 5 этап - применение нового знания 6 этап - рефлексия

Слайд 5

Урок №21 «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды» Лисина Л.Г. МБОУ « СОШ с.Кубанка», Переволоцкого района Оренбургской области ОРКСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур» Пример конкретного урока формирования УУД на различных его этапах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста как условие формирования универсальных учебных действий у младших школьников

Статья над работой по лингвистическому  анализу текста как условие формирования универсальных учебных действий у младших школьников...

презентация «Проектная деятельность как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников»

В презентации представлены этапы работы над проектом, описанные авторами Образовательной системы "Школа 2100"...

Проектная технология , как условие формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Компетентностный подход - необходимое условие повышения качества образования. Особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий, которое возможно только при использовании совреме...

Использование исследовательской деятельности на уроках русского языка как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования пр...

Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий.

Краткое описание педагогического опыта по теме "Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий....

ИКТ как средство и условия формирования универсальных учебных действий

Начальная школа – это первооснова воспитания и образования.  Ее главная задача  так организовать образовательный процесс, чтобы каждый ученик, независимо от своих возможностей, мог усп...