Лингвистический анализ текста как условие формирования универсальных учебных действий у младших школьников
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Короткова Виктория Ивановна

Статья над работой по лингвистическому  анализу текста как условие формирования универсальных учебных действий у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferenciyu_zhuravl_i_caplya.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

В.И.Короткова,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №237,

аспирант

Лингвистический анализ текста как условие формирования универсальных учебных действий у младших школьников

Известно, как нелегко обучить детей технике чтения и как еще труднее воспитать воистину увлеченного читателя. Научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». А для побуждения к такому соучастию необходимо пробудить и развить у учеников до некоторого необходимого порогового уровня интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности к творчеству.

В процессе  лингвистического анализа текста происходит активизация логико-познавательных сторон деятельности учащихся, развитие их способности самостоятельно анализировать факты и делать выводы.

Текст – один из сложнейших объектов лингвистического исследования. К признакам, присущим всем текстам, можно отнести следующие:

1)    текст – это сообщение в письменной форме;

2)     текст характеризуется содержательной и структурной завершённостью;

3)    в тексте выражается отношение автора в к сообщаемому.

На основе приведённых признаков текст можно определить как сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершённостью и определённым отношением автора к сообщаемому.

Современная лингвистика признала своим главным объектом текст, так как вся наша жизнь проходит в текстовом окружении, из текстов различных типов мы получаем большую часть информации о мире.

  Показателем сформированности языковой личности является знание прецедентных текстов (умение определить автора текста, узнать, из какого произведения приведена цитата и т.д.)

Среди словесных текстов, оказывающих наиболее сильное влияние на формирование языковой личности, принадлежит прецедентным текстам. Прецедентными называются тексты:

1)    «значимые для…личности в познавательном и эмоциональном отношениях»

2)    имеющие  сверхличностный характер, т.е. хорошо  известные   широкому окружению данной личности;

3)    тексты, « обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности».

     Знание таких текстов свидетельствует о принадлежности человека к определённой социально-культурной группе, своей наци, эпохе, а также является показателем высокой речевой  и общей культуры.

 Эти тексты десятилетиями и даже столетиями служат основой обучения, приобщения ребёнка к культуре своего народа, с их помощью дети изучают русский язык и литературу. Становясь учебным материалом, отрывки из этих текстов заучиваются наизусть, сохраняются в памяти.

     Работа памяти влияет на «деятельность речетворческой системы», лежит в основе процесса совершенствования речи, процесса создания текста.

Говоря о качествах текста, следует иметь в виду не только его содержание (то есть то, о чём говорит автор и интересно ли это современному школьнику), но и то, как оно выражено: способен ли текст оказать эстетическое воздействие на читающего, вызвать у него эмоциональный отклик, воспитать хороший вкус? В тексте, который отвечает этим условиям, важным и значимым становится всё: отбор слов, порядок их расположения, как осуществляется движение мысли, как автор выражает свои чувства, как обычные слова вдруг приобретают новые значения. Перечитывая текст, анализируя его, ученик начинает приближаться к разгадке авторского замысла, непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: работа с текстом становится событием, пробуждающим интерес к слову, развивающим чувство языка. Лингвистический анализ текста заставляет иначе воспринимать окружающую жизнь, слово, книгу, культуру.

     Главная задача лингвистического анализа художественного текста – раскрыть то, что невозможно увидеть с первого взгляда и осознать при обычном, поверхностном восприятии, постичь глубину мыслей и чувств автора.

         Понимание текста - процесс творческий. Психологи различают 3 ступени понимания текста: первая - прочитал и не всё понял, вторая – прочитал текст и понял только то, что в нём есть, третья – прочитал текст и понял даже то, чего в нем нет.

Обращаясь к лингвистическому анализу, задача учителя заключается в следующем:

1)      объяснить своим воспитанникам, что исследование художественного текста представляет собой научный поиск;

2)      привить детям интерес к этому виду работы и сформировать навыки вдумчивого чтения;

3)      в процессе совместной и индивидуальной работы с произведением научить детей думать, наблюдать, пробовать анализировать самостоятельно, при этом увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств.

         Глубина понимания текста существенно зависит от понимания того, как текст создан и какую функцию выполняет каждая его «деталь».

Глубине восприятия текста способствуют знания, уже имеющиеся у учащихся. Значит, если это необходимо, перед знакомством с текстом, его анализом необходимо расширить кругозор школьников по теме текста и в связи с ней.

Поэтому современный лингвистический анализ включает в себя и литературоведческий анализ – изучение литературного произведения в качестве исторического факта, - и стилистический – изучение приёмов индивидуально-авторского использования языковых средств.

         В своей работе исхожу из того, что лингвистический анализ – это изучение языковых аспектов художественного произведения, раскрытие значения различных элементов языка с целью полного и ясного понимания текста. Именно поэтому считаю необходимым не только исследование текста, но и обобщение обучающимися своих наблюдений, создание атмосферы творчества, благодаря которой школьники в процессе коллективной и индивидуальной работы с произведением учатся думать, наблюдать, пробуют самостоятельно анализировать. При этом главное не просто определить тот или иной троп или фигуру, а увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств.

        Считаю важными длясовременного ученика тексты, вызывающие светлые, добрые чувства,помогающие сформировать оптимистический взгляд на мир.

  На уроках лингвистического анализа использую портреты писателей, словари,  иллюстративный материал. Стараюсь создать особый настрой, который помогает ребёнку войти в систему художественных образов этого текста.

Текст – это универсальный учебный материал, который даёт сформировать у учащихся познавательные, коммуникативные и конечно же личностные универсальные учебные действия.

Приведём примерное содержание урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века», по русской народной сказке «Журавль и цапля». Всем известно, что содержание сказки представлено в форме диалога. Планируемые результаты урока:

  1. Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей.
  2. Предметные результаты – познакомятся с русской народной сказкой «Журавль и цапля», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев фольклорного произведения.
  3. Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, уметь участвовать в обсуждении, в дискуссии.

Рассмотрим, какие возможности даёт эта сказка для формирования познавательных универсальных учебных действий.

На этапе сообщения темы и целей урока, работы с текстом до чтения, учащимся было предложено отгадать загадки о журавле и цапле. Что вы знаете об этих животных? (Это птицы,  живут на болоте, питаются лягушками, имеют длинные ноги и клюв и т.д.). Давайте рассмотрим,  есть ли внешние отличия этих птиц друг от друга по картинкам. (У цапли клюв длиннее, чем у журавля, у цапли тело крупнее, чем у журавля, ноги у журавля длиннее, чем у цапли, у журавля затылок красный, а цапли – белый, форма хвостов разная).

На следующем этапе прослеживался яркий переходкоммуникативных УУД в личностные. Учащиеся учились на основе трансформации сказки выделять реплики героев, этот способ им был очень удобен, так как задача уроков литературного чтения научить строить диалоги.

Пример из урока, на этапе беседы после чтения и анализа сказки,  учащимся было предложено составить такие диалоги, чтобы они не были такими обидными для героев сказки и научили журавля и цаплю договариваться друг с другом. На доске на карточках были небольшие подсказки (Спасибо за предложение. Я очень благодарна тебе, что ты выбрал меня.  Дай мне время подумать. Можно мне подумать? У тебя такие замечательные перья. Как прекрасен твой клюв. У тебя такие великолепные ноги.), которыми учащиеся могли бы воспользоваться, но можно также применить и свои высказывания. Ребята  могли  поблагодарить, за предложение, отказать, но в вежливой форме, оставить человеку надежду. Приведём примеры таких диалогов:

(1 диалог.- Цапля, давай дружить.

- Я не могу сейчас, давай попозже. У тебя такие красивые перья, ты такой хороший.

- Спасибо. У тебя очень красивый клюв. До встречи.

2 диалог. – Здравствуй, цапля.

- Здравствуй, журавль.

- Ты такая красивая, выходи за меня замуж.

- Ты так хорошо выглядишь, ну дай мне время немного подумать.

- Хорошо, подумай.

3 диалог. – Здравствуй, цапля.

- Здравствуй, журавль.

- Выходи за меня замуж.

- Ну, у тебя такие красивые перья, я подумаю.

- Хорошо.

4 диалог. –Привет, цапля.

- Привет, журавль.

- У тебя такой красивый клюв и такие красивые перья, выходи за меня замуж.

- Ну, я подумаю, спасибо.

- Хорошо.)

Нам практикующим учителям, на подготовительном и начальном этапах формирования читателя важно сохранить идею, что чтение – это есть игровая деятельность, а далее этот миф поддерживать. С игрой тесно связана и исполнительская деятельность, как ещё одна разновидность творческого чтения. Хотелось бы привести примеры интерпретации текста произведения от имени героев сказки «Журавль и цапля».

«Однажды ко мне пришёл журавль и стал уговаривать, чтобы я вышла за него замуж. Я отказала ему и наговорила ему плохих слов и он ушёл. А я подумала, одной скучно жить, вдвоём лучше, веселей. Пошла я свататься, н меня обидел и отказал мне. И я ушла. Журавль подумал, что одному жить скучно, вдвоём веселее и он ко мне опять пришёл. Я ему снова отказала, он ушёл. И так мы ходим каждый день и никак не можем пожениться.» (Полина Х.)

 «Однажды я  подумал одному жить скучно, пошёл я к цапле и сказал, что хочу на ней жениться, а цапля мне отказала. И я ушёл домой. Потом ко мне пришла цапля и сказала, что хочет на мне жениться. Я ей отказал. Потом я подумал, зачем отказал. Ну ладно, пойду опять жениться, а она мне опять отказала. Потом она ко мне пришла и сказала, давай жениться. А я ей отказал,  и так мы ходим и никак не можем договориться.» (Степан Д.)

«Однажды ко мне пришёл журавль посвататься, я ему отказала. Потом я пошла подумала, что жить одной скучно, вдвоём веселей. Он мне отказал и обидел. Я пошла домой. Потом слышу ко мне кто-то пришёл, открываю дверь, а там журавль опять ко мне пришёл свататься. Я ему отказала, а когда он ушёл,  подумала, зачем отказала. Потом пошла к нему, а он мне отказал. Так и ходим мы,  и никак не женимся.» (Алина К.)

«Однажды ко мне пришла цапля пожениться, я её обидел, она ушла. Потом я  к ней пошёл. Она мне отказала. Потом подумал, зачем отказал. Потом цапля пришла ко мне. Я ей отказал. Потом подумал, зачем отказал, ведь одному скучно, вдвоём веселее. И опять к ней пошёл, а она мне отказала. И так мы ходим каждый день и никак не можем пожениться» (Саша К.)

«Однажды приходит ко мне журавль и говорит цапля давай свататься, я ему отказала и наговорила грубых слов и обидела. Пошёл он домой. Потом я думаю, зачем отказала, вдвоём веселее и пошла  к нему свататься. Говорю, журавль, давай свататься, я передумала. А он говорит, иди, цапля, ты мне не нужна. Пошла я опять домой. Потом он ко мне приходит и говорит, я передумал, давай свататься. Я ему отказала. Потом я к нему пошла и говорю, давай свататься, а он мне отказал. И так мы ходим каждый день.» (Маша Ш.)

«Однажды мне скучно было и я решил пойти к цапле свататься. Я пришёл к цапле и говорю, давай жениться. Цапля мне отказала. Она мне отказала и меня обидела. Я пошёл к себе домой. Цапля пришла потом ко мне и говорит, давай жениться, журавль. А я говорю нет, не будем жениться. Так я её обидел. Она ушла и потом я к ней пошёл и говорю, давай жениться. Она говорит нет. Так мы ходим всегда, ходим и никогда не женимся.» (Рома Г.)

«Однажды приходит ко мне журавль свататься, а ему отказала и наговорила плохих слов, а потом подумала одной ведь трудно жить, С журавлём легче будет и пошла к нему. А он мне отказал и я пошла домой. Потом приходит ко мне и говорит, давай свататься, а я ему отказала. И так мы ходим и никак не поженимся.» (Аня М.)

Хотелось бы конечно отметить, что лингвистический анализ – это изучение языковых аспектов художественного произведения, раскрытие значения различных элементов языка с целью полного и ясного понимания текста. Именно поэтому считаю необходимым не только исследование текста, но и обобщение обучающимися своих наблюдений, создание атмосферы творчества, благодаря которой школьники в процессе коллективной и индивидуальной работы с произведением учатся думать, наблюдать, пробуют самостоятельно анализировать. При этом главное не просто определить тот или иной троп или фигуру, а увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств.

Использованная литература:

  1. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб.пос. для студентов. М., 1988.
  2. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Наука становления личности средствами чтения-общения: Словарь-справочник. М., 2011.
  3. Первова Г.М. Формирование читательских умений и навыков в начальных классах. Тамбов, 2007.
  4. Соболева, О.В. Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя. О.В. Соболева, С.А. Дыбленко. Начальная школа. Плюс до и после., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ем...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

Начальная школа – фундамент образования каждого человека. Новое поколение – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению. Поэтому важно сформировать...

Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных действий у младших школьников

В данной работе рассматривается вопрос о психолого-педагогических основах формирования УУД. Развитие УУД обеспечивает формирование новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь опре...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.Пособие печатается по итогам проведения районн...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала

Выступление на МО. Тема "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала". Презентация....

Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников

В статье раскрываются виды и формы учебных проектов на уроках в начальной школе...