Значение и развитие исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться
статья (окружающий мир, 2 класс) по теме

Иванова Мария Юрьевна

 

Сегодня Федеральный  государственный образовательный  стандарт  начального общего образования предъявляет высокие требования к организация учебного  процесса, которые в свою очередь должны обеспечивать   высокий уровень самостоятельности ребенка в процессе учения, где в его центре стоит  сам ребенок со своими вопросами и интересами, а не учитель с «правильным» знанием, которое он должен передать детям в «готовом виде».  Роль педагога заключается в  умении научить  ребенка учиться, постигать новое,  поставить  ребенка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его  закономерностями, противоречиями и загадками.  Только тогда, когда  для ребенка и педагога  такая форма обучения станет  нормой  обучения, а именно «узнаем → проверим →  используем», где учитель – наставник,  мы   сможем увидеть конкретные результаты, а именно достижение метапредметных, предметных и личностных результатов, т.е. формирование учебных компетентностей младшего школьника.   Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение   исследовательской и проектной  работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение и развитие исследовательского отношения  к окружающему миру в формировании  умения учиться  

Иванова Мария Юрьевна, МОУ «Черлакская СОШ№2» р.п. Черлак

Плохой учитель преподносит

истину,  хороший учит ее находить.

А. Дистервег

Ценность исследовательского отношения  человека  к действительности трудно переоценить.  Готовность к поиску новой  информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего  может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. А значит,  весьма актуальным  становится вопрос о  том, как создать  для детей  разных возрастных групп и  с разным уровнем  развития познавательных  потребностей и возможностей  такую образовательную среду, которая будет способствовать  развитию у ребенка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него  исследовательских позиций.  

Хорошо известно, что в младшем  школьном  возрасте  у детей имеются  особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру.  Ребенок в этом возрасте – первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы (Что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем? и др.). Дети учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме  ответы на них.  На самом первом этапе своего обучения, в школе прикасаясь к многообразию окружающей действительности, удивляются ее тайнам и в процессе их познания  испытывают радость творчества, восторг открытия. Развитие исследовательского  отношения к миру непосредственно связано  с развитием  познавательных интересов, которые становятся пусковым механизмом для осуществления детьми больших и малых  исследований, позволяющих  им не только узнать много  об окружающем мире, но и приобрести универсальные способы его познания –  исследовательские умения.  В этом смысле  значение такого предмета, как «Окружающий мир», трудно переоценить. В то же время  сам по себе предмет, какими бы содержательными  возможностями ни  обладал, не может обеспечить развитие  тех или иных познавательных интересов,  исследовательского  отношения к миру или исследовательских  умений обучающихся. Большое значение  в данном случае принадлежит методу  преподавания.

Сегодня Федеральный  государственный образовательный  стандарт  начального общего образования предъявляет высокие требования к организация учебного  процесса, которые в свою очередь должны обеспечивать   высокий уровень самостоятельности ребенка в процессе учения, где в его центре стоит  сам ребенок со своими вопросами и интересами, а не учитель с «правильным» знанием, которое он должен передать детям в «готовом виде».  Роль педагога заключается в  умении научить  ребенка учиться, постигать новое,  поставить  ребенка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его  закономерностями, противоречиями и загадками.  Только тогда, когда  для ребенка и педагога  такая форма обучения станет  нормой  обучения, а именно «узнаем → проверим →  используем», где учитель – наставник,  мы   сможем увидеть конкретные результаты, а именно достижение метапредметных, предметных и личностных результатов, т.е. формирование учебных компетентностей младшего школьника.   Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение   исследовательской и проектной  работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.  

Учебный курс  «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой»,  поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается  постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.  Вот почему  важно, чтобы работа  с детьми, начатая на уроках, имела продолжение  в той или иной форме внеурочной деятельности, а родители обучающихся  в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках.  

Одной из форм работы  с учащимися  на уроке и  во внеурочное  время является организация их научно – исследовательской деятельности.  На первых этапах обучения 1-2 классах это творческие лаборатории.  Одна из задач творческой лаборатории – научить ребенка любить, переживать,  верить, ошибаться и искать. Другими словами, создать  для него мир,  творчества, индивидуальности, поиска. Поиска как знаний  об окружающем нас мире, так и знаний о  способностях и возможностях младшего школьника.

Основная идея творческой лаборатории:

  1. личность сама  способна строить свои знания, активно  и творчески пользоваться ими в жизни;
  2. в каждом ребенке заложены  способности практически ко всем видам деятельности.

Способы деятельности – исследование, анализ, обобщение, создание творческих работ.  

Творческие лаборатории проводятся в рамках внеурочной деятельности. Дети приходят на занятия  по желанию. В качестве руководителей лаборатории выступают не приглашенные  специалисты, а родители, дедушки, бабушки, реже учитель. Как показывает практика, в плане использования идеи творческой лаборатории наиболее рациональной  оказалось постепенная эволюция учебной деятельности от занятий-лекций к занятиям-семинарам и, наконец к самостоятельной исследовательской практике. Иначе, говоря, монолог учителя постепенно уступает место сначала диалогу с обучающимися, а затем их исследовательской, практической работе. Таким образом, методика творческой лаборатории предполагает, что, осваивая  ее, ребенок постепенно превращается из «слушателя» в «собеседника», а затем в «исследователя». В результате этого на доступном уровне младший школьник включается в учебно – исследовательскую, творческую деятельность.

На этом этапе включения детей в исследовательскую деятельность все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы мы объединили в три группы:

  1. Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
  2. Эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
  3. Теоретические – темы ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

Из  всех тем исследовательских работ теоретические - самые сложные. Обычно такие  темы могут и любят разрабатывать младшие школьники, входящие в категорию одаренных детей. Здесь от ребенка требуется интерес к анализу и синтезу, способность к классифицированию и категоризации, любовь к суждениям и умозаключениям, для успеха в этой работе необходимо хорошо развитое ассоциативное мышление и интуиция. Если теоретические  исследования  - предел преимуществен одаренных детей, то все дети с большой охотой проводят эмпирические исследования, и многим интересно фантазировать и изобретать что – то необычное.  

Исходя из собственной практики, нами были выделены «Правила выбора тем исследования»:

- интересна, должна увлекать;

- выполнимость темы;

- оригинальность;

- быстрый итог;

- возможный уровень решения;

- желание и возможности.

Помогая обучающемуся выбрать тему, педагогу необходимо держаться ближе к той сфере, в которой он сам чувствует себя одаренным, педагог должен чувствовать себя исследователем. Исследуя проблему с ребенком, можно приобрести знания вместе с ним, помогая друг другу: мы можем открывать для себя новые горизонты. Это один из самых результативных путей обучения творчеству.

В ряду эффективных путей активизации исследовательской и поисковой  активности  школьников  на этом возрастном этапе развития школьников традиционно особое место занимает экскурсия. Достоинства экскурсии как нельзя лучше подчёркивают несколько «затерявшееся» от частого употребления, но от того не переставшее быть верным утверждением о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления.

В ходе практики мы увидели, что экскурсия дает мощный импульс детскому мышлению, позволяет увидеть множество интересных проблем для собственных изысканий, продуцировать множество самых разных гипотез. Создает базу для работы мысли, выработки суждений, умозаключений и выводов.

Вторым этапом  формирования  умения учиться (3-4 классы) -  вовлечение младших школьников  в научно - исследовательскую деятельность.

        В целях создания условий  для развития  творческий исследовательской личности,  ее самореализации и самоопределения на базе учебного класса  организуется  научный процесс совместной деятельности учащихся и педагогов (библиотекарь школы, педагог психолог, социальный педагог) и   представители  родительского совета класса  под руководством  классного руководителя. Организация НОУ «Почемучки» по содержанию  является научно - педагогической; по функциональному назначению - учебно - познавательной; по форме организации - общедоступной; по времени реализации -  2 года.

Работа в НОУ осуществляется  по нескольким направлениям:

  1. индивидуальная, предусматривающая:
  1. отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, оказание помощи  младшим школьникам  при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);
  2. работу с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи;
  1. групповая (включает работу над совместными исследовательскими учебными проектами);
  2. коллективная (встречи с интересными людьми, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно практических конференциях школы, района, области, походах).

        Цель создания НОУ внутри одного класса  позволяет  трансформировать процесс развития  интеллектуально — творческого потенциала личности каждого ребенка  путем совершенствования его исследовательских способностей  в процессе саморазвития в рамках предметной области «Окружающий мир» учебной и внеучебной деятельности.  

        В ходе  исследовательской деятельности  у обучаемых  формируются умения:  

  1. видеть проблему;
  2. задавать вопросы;
  3. выдвигать гипотезы;
  4. давать определения  понятиям;
  5. классифицировать;
  6. наблюдать;
  7. проводить эксперимент;  
  8. структурировать материал;
  9. доказывать и защищать свои идеи.  

         Важно, чтобы ребенок  с первых шагов понимал конкретную значимость своего исследования, а также возможность его использования в прикладных целях.  

Вовлечение детей в исследовательскую  деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формированию позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Исследовательская деятельность младших школьников организованная в рамках курса «Окружающий мир» ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

        Педагогическая целесообразность  вовлечения детей в исследовательскую деятельность, подтверждается тем, что ребенком  эффективно применяются  и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала.  А, следовательно,  формируется  самое главное умение у детей - умение учиться.

 

Библиографический список

  1. Иванова Е.О.  Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. М.: Просвещение,2011.-190 с. (Работаем по новым стандартам).
  2. Развитие исследовательских умений младших школьников/[Н.Б.Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под редакцией Р.Б. Шумаковой.- М.: Просвещение, 2011.-157 с.-(Работаем по новым стандартам).
  3. Сырицына С.И.. Организация исследовательской деятельности учащихся // Управление начальной школой. №10

«Школа России». Сборник  рабочих программ 1-4 классы. Пособие  для учителей общеобразовательных учреждений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и развитие исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться

Сегодня Федеральный  государственный образовательный  стандарт  начального общего образования предъявляет высокие требования к организация учебного  процесса, которые в свою ...

Формирование умения учиться у младших щкольников

«Формирование умения учиться  у младших школьников».Цель: формировать умения учиться у младших школьниковЗадачи:- формировать универсальные учебные действия, способность к саморазвитию, сам...

"Развитие способности к рефлексии как важное условие формирования умения учиться".

Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности работы учащихся: принимаемых им решений, поведения в группе,  а также собственного развития....

Развитие у младших школьников эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру в процессе изучения эколого-краеведческого материала

Данный материал был подготовлен к конкурсу "Учитель года".Включает в себя методику и конспекты уроков по теме....

Практико-ориентированный проект по теме: «Формирование умения учиться»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Им...

«Развитие современного урока и его роль в формировании умений учиться. Анкетирование»

Метод анкетирования. Виды анкетирования. Анкета для педагогов....

Формирование экологического мировоззрения и бережного отношения к окружающему миру через применение нетрадиционных приемов на уроках изобразительного искусства и художественного труда

В работе содержится материал, связывающий темы экологии со школьными предметами: окружающим миром и изобразительным искусством и художественным трудом. Использование на уроках ИЗО и художественн...