Развитие у младших школьников эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру в процессе изучения эколого-краеведческого материала
методическая разработка по теме

Прохорова Наталья Александровна

Данный материал был подготовлен к конкурсу "Учитель года".Включает в себя методику и конспекты уроков по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_uchitel_goda2004-2005.doc296.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40»

Тема «Развитие у младших школьников эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру в процессе изучения эколого-краеведческого материала»

Описание системы работы учителя начальных классов средней школы

№ 40 г. Владимира

Прохоровой

Натальи Александровны

г. Владимир

2004-2005 учебный год

«Никогда человек не взимал с природы столько дани и никогда не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же и создал».

И. Д. Зверев

  1. Тема опыта

«Развитие у младшего школьника эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру в процессе изучения эколого-краеведческого материала». Общеобразовательная средняя школа № 40 г. Владимира, Прохорова Н. А.

  1. Условия возникновения, становления опыта.

С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не исчезли, а продолжают углубляться. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

В связи с этим государство образованию делает социальный заказ: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, бережно и уважительно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Современное состояние экологического образования и воспитания общества позволяет выявить явное противоречие между позитивными установками и реальным уровнем экологической воспитанности личности. В связи с этим в педагогике и методике начального образования идет активное переосмысление накопленного опыта по данной проблеме и осуществляется поиск новых подходов для реализации конечной цели экологического образования - становление экологической культуры личности.

На достижение данной цели образования направлена работа средней школы № 40 г. Владимира, приоритетным направлением которой является « Формирование экологической культуры учащихся через экологизацию образования». Школа с 1995 года ведет разработку этого принципиально нового подхода, ориентированного на всестороннюю реализацию новой парадигмы образования и требующих многоаспектных преобразований в школе.

Придя 10 лет назад на работу в начальную школу, педагог столкнулся со следующими проблемами:

- достаточно низкий уровень эколого-краеведческих знаний у дошкольников, приходящих в школу, снижающий возможность реализации деятельностного подхода в развитии личности, так как научные знания помогают действовать и поступать так, как это необходимо с точки зрения законов природы;

-очень неглубокие познания у детей о родном крае (исторические, культурные, природоведческие);

-содержание учебного материала, включенного в учебно-методический комплекс, по природоведению, не конкретизирует, не иллюстрирует представления младших школьников, формируемых в основном курсе, фактами на примере Владимирской области;

-недостаточно широкая и разнообразная деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды;

-отсутствие у детей основ здоровьесберегающей деятельности;

-знаниевый аспект экологического образования у детей не переходит в эмоционально-чувственный (ценностный, нормативный, деятельностный).

Выше перечисленные проблемы направили деятельность учителя на разработку вопроса по созданию условий для формирования экологической культуры и как главного, ключевого компонента данного понятия - эмоционально-чувственного отношения к окружающей среде.

Очень важно, что в школе была создана материальная база, на которой можно продуктивно строить эту работу (Музей природы, где собрано более 100 наименований растений и животных, кабинет экологии).

  1. Актуальность и перспективность опыта.

«Экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современного образования, являясь ключом к  перестройке современных систем образования и общества в целом. А учитель становится одной из центральных фигур современного гражданского общества». (Н. Н. Моисеев)

В формировании экологической культуры младший школьный возраст занимает особое место. В этот период у детей сохраняются природная любознательность и активность, наблюдательность, живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание и ролевое поведение. Для данного возраста характерно трудолюбие и старание, выполнение долга, стремление к достижению успехов. Мышление у детей в это время носит преимущественно эмоционально-чувственный, образный характер, основы рациональности находятся в зачаточном состоянии.

В этом возрасте отношение к миру субъектно-непрагматическое. Это выражается в чисто человеческих качествах детей.

Данный период, благодаря эмоциональности и образности восприятия окружающего мира, чрезвычайно благоприятен для формирования экологического сознания. В этом возрасте закладываются отношение, основные качества, которые присущи экологически культурной личности, и основы экологически сообразной деятельности в формах, посильных для ребенка. Начинается социализация ребенка, происходит формирование умений осуществлять различные роли, развитие оценочных и критических суждений. Сообразно этому и содержание экологического образования, его методы и формы должны быть ориентированы на эмоционально-чувственное восприятие. Многие исследователи данного возраста (С.Н.Николаева, Л.П.Симонова-Салеева и др.) отмечают, что начальная школа-важнейший этап в формировании экологической культуры учащихся, а особая чувствительность и эмоциональность, присущие младшему школьнику, создают предпосылки для формирования ответственного отношения к универсальным ценностям.

Очевидна необходимость программ, оперирующих методиками личностного подхода, стимулирующих в личности ребенка самостоятельное развитие понимания необходимости познания окружающей его природы и его активной жизненной позиции посредством формирования глубоко личностной эмоционально-чувственной мотивации.

Однако, развитие значительной по интенсивности и широте, устойчивой эмоционально-чувственной компоненты экологической культуры—наименее освоенная и наиболее трудная область экологического образования.

Таким образом, развитие эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру у младшего школьника очень актуальная и перспективная тема для исследовательской деятельности учителя.

4. Ведущая педагогическая идея.

Прежде чем будет сформулирована ведущая педагогическая идея опыта, попытаемся выделить педагогические противоречия, необходимость разрешения которых, и направила исследовательскую деятельность учителя.

противоречия

задачи

Между необходимостью  формирования основ экологической культуры у младших школьников и нехваткой эколого-краеведческих знаний у дошкольников.

Включение в систему экологического образования дошкольного звена через совместную работу школы и ДОУ.

Между потребностью формирования у учащихся патриотического отношения к  Родине и отсутствием историко-краеведческих знаний

Изучение истории Владимирского края. Ознакомление школьников с культурными традициями и промыслами Владимирской области.

Между книжным обучением и стремлением школьников приблизиться к природе.

Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности по изучению и охране окружающей среды.

Между созданием у школьника целостной картины взаимосвязей объектов мира и отсутствием примеров таких взаимосвязей в своем регионе.

Конкретизация, иллюстрирование экологических представлений младших школьников яркими фактами, полученными на примере Владимирской области.

Между развитием навыков здоровьесбережения у младших школьников и недостаточностью знаний по данной теме у детей и родителей.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения. Проведение лекториев для родителей по проблемам сохранения здоровья у детей.

Проанализировав педагогические противоречия и те задачи, которые были выдвинуты, можно обозначить ведущую идею опыта: необходимо формирование основ экологической культуры в системе «дошкольник-школьник-учитель-родитель».

Так как знание становится истинным знанием, когда человек сделает его частью своего внутреннего мира, то целью работы учителя должно стать создание условий для развития у младшего школьника эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру в процессе изучения эколого-краеведческого материала.

5.Теоретическая база опыта.

Пропаганда экологических знаний становится неотъемлемой частью общей системы обучения и воспитания во всех учебных заведениях.

Слово «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме, как непосредственном окружении человека». Овладевать знаниями о «нашем доме» надо начинать с самого детства.

Успех в решении задач экологического образования и воспитания во многом зависит от первого этапа обучения--начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического воспитания и образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.

В настоящее время экологическая культура рассматривается как система духовных ценностей, этических императивов, экономических механизмов, правовых норм, которая формирует у общества потребности и способы их реализации, не создающие угрозу жизни на Земле.

В качестве основных, структурных компонентов экологической культуры называются:

-экологическая образованность или система экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических);

-экологическое сознание, мышление, мировоззрение, экологические отношения, система ценностей, культура чувств;

-культура экологически оправданного поведения, природоохранительная деятельность.

В основе построения любой работы с экологической направленностью должны лежать следующие целевые установки:

1.Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека.

2. Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности.

3. Обучение младших школьников методам познания окружающего их мира.

4. Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

В начальной школе начинается целенаправленный процесс усвоения детьми естественнонаучных знаний. На их основе у учащихся формируются первые элементарные понятия, раскрывающие закономерности жизни природы, её роль и значение для нормального существования человеческого общества. Эта группа знаний, формируемых в начальных классах, должна составить основу для отбора и систематизации экологических знаний и умений младших школьников.

Ядро содержания экологического образования включает в себя четыре взаимосвязанных компонента:

  1. познавательный—понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии;
  2. ценностный—осознание детьми значения природы как универсальной ценности, не только утилитарной, но и познавательной, эстетической, практической;
  3. нормативный—овладение нормами и правилами поведения в окружающей природной среде;
  4. деятельностный—овладение видами и способами общественно-полезной практической деятельности школьников, направленной на формирование умений экологического характера.

Связь экологического обучения и воспитания осуществляется за счёт системы ведущих идей.

Система ведущих идей экологического обучения и воспитания.

Изложенные выше компоненты экологического образования (познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный) учителю помогают формировать у учащихся учебно-методический комплекс «Окружающий мир», автором которого является А.А.Плешаков, и исследовательская работа, проводимая педагогом по созданию условий для становления и развития экологической культуры младшего школьника.

Добиться наилучшего результата при достижении поставленных целей помогают следующие дидактические принципы, положенные в основу данного педагогического опыта:

-принцип гуманизации (человечности)- уважение, доброжелательное отношение к ребёнку;

-принцип открытости, свободы информирования (выход за пределы учебника);

-принцип деятельной активности (активация субъекта для получения опыта);

-принцип межпредметной преемственности и интегративности;

- принцип научности и доступности;

-  принцип системности и целостности;

-  принцип обратной связи;

- принцип наглядности.

6. Новизна опыта.

Конечно, говорить о том, что работа по созданию условий для становления у младших школьников основ экологической культуры является чем-то новым, трудно. Так как каждый учитель, понимающий важность экологической образованности, экологического мышления  учащихся, старается, как можно больше уделять внимания в учебно-воспитательном процессе аспектам экологического образования.

 Но существует ряд трудностей, с которыми сталкиваются учителя  при осуществлении работы по созданию условий воспитания экологически грамотной личности школьника, это: бедность материально-технического оснащения кабинетов (особенно в начальной школе), недостаток экологической литературы, учитывающей возрастные особенности младших школьников, нехватка дидактических материалов.

Новизна данного опыта заключается в том, что учитель попытался преодолеть эти трудности. Был оформлен класс в начальной школе стендами, содержащими сведения  эколого-краеведческого характера, которые используют дети на уроках природоведения и занятиями факультатива. Широко используется в работе школьный музей природы.

   Как дополнение к основному курсу природоведения «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова был разработан факультатив «Экология и краеведение для младших школьников» с яркими фактами на примере родного края.

Нехватка, а зачастую и полное отсутствие дидактических материалов, позволяющих проиллюстрировать изучаемый материал, направили педагога на разработку Экологической азбуки, Экологического словаря для младших школьников, были созданы листы-конспекты для каждого занятия.

Главное направление данной работы—это создание условий для реализации практической деятельности школьников, в которой будет проявляться эмоциональное отношение к окружающему миру, а также прослеживаться становление у детей поведенческих норм.

Поиск новых форм проведения уроков, факультативных занятий, внеклассных мероприятий ведётся очень активно. Так как мероприятия, проводящиеся в нестандартной форме, имеют наиболее сильное эмоциональное воздействие.

Для создания условий развития экологической культуры младших школьников работа ведётся не только с учащимися начального звена, но и разработана программа по пропедевтике экологических знаний, умений и навыков у дошкольников, а также активно включены в деятельность родители. Для них создан лекторий, в котором отражены вопросы экологического характера, происходит знакомство с наукой валеологией.

7. Технология опыта.

В структуре данного опыта выделяются 2 основных взаимосвязанных направления работы по развитию основ экологической культуры школьников:

I. Работа с дошкольниками.

Цель данного направления: заложить основы для становления и развития эмоционально-чувственного отношения к природе у детей.

Для достижения поставленной цели были поставлены задачи предстоящей работы:

-установление преемственных связей между ДОУ и школой 1 ступени по формированию экокультуры подрастающего поколения;

-расширение знаний детей о родном крае;

-отслеживание динамики развития чувственного познания окружающего мира у дошкольников.

Программа работы по установлению преемственных связей между ДОУ и начальной школой по формированию экокультуры у дошкольников.

Содержание работы

Формы работы

Выявление результатив-

ности

с дошкольниками

с родителями

с педагогическим коллективом

дата

тема

тема






Сент.



Окт.




Ноябрь





Дек.




Янв.



Февр.




Март.





Апр.



Май

1.

Совместное занятие ДОУ и школы по пр-ме «Экология и краеведение» (1 раз в месяц)

#Экскурсия в музей природы школы 40.

*Игра «Где я живу? »

#Викторина «Знаешь ли ты свой город? »

*Устный жур-л «Я хочу знать о себе всё! »

#Беседа «Мир вокруг нас».

*Праздник «Дары осени».



#Устный жур-л «Лекарство на подоконнике».

*Озеленение группы.

#Утренник «Помоги птицам! »

*Пр. занятие «Я и вода».

#Спектакль «Берёза и её друзья».

*Беседа «Правильно ли я отдыхаю? »

#Инсценирование сказки «С кем дружит ель? »

*Конкурс эрудитов «Растения - это целый мир».

#Занятие-путешествие «В природу за здоровьем».

*Праздник «День птиц».

#Выставка «Братья наши меньшие».

*Утренник «Природа вокруг, но я—часть природы».

2.

Занятия на базе ДОУ по программе «Обучение и воспитание дошкольников».

1.

Знакомство с программой, целями, задачами работы.

2.

Знакомство с результатами динамики развития дошкольников.

3.

Ознакомление с основными направлениями науки валеологии.

4.

Подготовка ребёнка к школе.

5.

Совместный круглый стол для родителей, воспитателей, учителей «Вопрос—ответ».

1.

Совещание по теме: «Реализация принципов развития личности через занятия по пр-ме «Экология и краеведение» (февраль).

2.

Совместная работа над корректированием программы занятий с целью установления преемственных связей экологии с другими образовательными занятиям. (Сентябрь-октябрь)

3.

Создание методического обеспечения для совместных занятий по экологическому образованию и воспитанию.

(В течение года)

4.

Проведение совместного психолого-педагогического обследования дошкольников.

1.

Экскурсия.

2.

Беседы.

3.

Викторины.

4.

Утренники.

5.

Эстафета.

6.

Турнир эрудитов

7.

Путешествие по экологической тропе.

8.

Устный журнал.

9.

Практикум.

10.

Инсценирование сказок.

11.

Конкурс стихотворений.

1.

Собеседование с родителями.

2.

Анкетирование родителей.

3.

Тестирование дошкольников.

4.

Наблюдения.

5.

Экспертиза творческих работ.

# - первый год совместной работы.

* - второй год работы.

Совместная работа охватывает 2 года (старшая и подготовительная группы). Каждый месяц имел свою тематику, а совместное занятие между ДОУ и школой было итоговым.

Тематика занятий включает в себя краеведческий и экологический аспекты.

Наиболее оптимальными формами работы были такие, как экскурсии, викторины, беседы, утренники, устные журналы, праздники, инсценировки.

Приведём примеры сочетания форм работы и содержания.

Беседа «Моя планета Земля, моя страна Россия», экскурсия «Мой город--моя гордость», посиделки «Я и моя семья», турнир эрудитов «Знаешь ли ты свой город?», устный журналы «Я хочу знать о себе всё!», «Лекарство на подоконнике», праздник «День птиц», практикум «Озеленение группы», экскурсия по экологической тропе школы №40, выставка «Мои домашние животные» и другие (подробнее можно узнать в приложении).

По окончании данной работы была проведена диагностика. Результаты диагностики показали:

  1. дети стали способны понимать причинность явлений в окружающем мире;
  2. дошкольники научились видеть взаимосвязи объектов природы;
  3. у детей появилась потребность в практической деятельности, бережном, заботливом отношении к живым существам;
  4. высокого уровня информированности об окружающем мире достигли 32% детей среднего 60%, низкого 8%.

Данные показатели значительно выше тех, что были при вводной диагностике.

Важно отметить, что данная работа повлияла на становление устойчивой положительной мотивации к школе.

II. Работа со школьниками.

Первым этапом данного направления была диагностика по выявлению у первоклассников сформированности познавательного, ценностного, нормативного и деятельностного компонентов экологического образования.

Результаты оказались крайне низкими:

-познавательный компонент—78% ниже среднего;

-ценностный компонент—44% ниже среднего;

-нормативный компонент—52% ниже среднего.

Отследить уровень деятельностного компонента на этапе знакомства учителя с учениками крайне сложно.

Учитывая, что отношение к чему-либо представляет собой сплав знаний, чувств и действий, оно должно включать в себя кроме научно-познавательного компонента ценностные, нормативные и практически-действенные, что требует интеграции разных областей знаний и деятельности.

Основываясь на результатах проведённой диагностики, была поставлена цель: создание условий для развития у младшего школьника эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру в процессе изучения эколого-краеведческого материала.

Перечислим задачи, решение которых позволит достигнуть поставленной цели:

  1. расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе природоведения, их конкретизация, иллюстрирование большим числом ярких доступных фактов, полученных на примере Владимирской области;
  2. углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки;
  3. изучение истории Владимирского края;
  4. обеспечение более широкой практической деятельности по изучению и  охране природы края;
  5. развитие эмоционально-чувственного сферы школьников при организации контактов детей с природной средой, а также включением в процесс обучения  различных нестандартных форм проведения уроков, факультативных занятий, внеклассных мероприятий;
  6. организация диагностики, отслеживания результативности данной работы. 

Большое  значение отдается организации наблюдения, так как оно способствует чувственному познанию окружающего мира. В связи с этим в работе используются такие формы работы как экскурсии, занятия в школьном музее природы, прогулки в парке в разное время года, в основе которого лежит наблюдение как компонент. Детям очень интересна работа с фенологическим дневником.

Важным методом является слово – это чтение рассказов, постановка вопросов к тексту, пересказ самих детей, составление сочинений, их собственных сказок и рассказов, беседы и другие словесные приёмы. Свои рассказы на тему: « Если был бы я листочком (облачком, птицей, ёжиком, березкой и так далее) …»  дети оформляют очень творчески, иллюстрируя их собственными рисунками  (1 – 2 класс). Для 3 -4 классов темы могут быть такими: « Нам нужны чистый воздух и вода», « Это зависит от меня», «Чем я помогу природе», « Человек – часть или царь природы? ». Данный вид деятельности ставит ребенка в активную жизненную позицию, вызывая всплеск эмоций и чувств.

Огромное значение в развитие эмоционально – чувственного отношения у детей имеют занятия, проводимые в нестандартной форме. Например, постановка спектакля «Лекарство на подоконнике», инсценирование отрывков книги Л.Обуховой «Про бел-горюч камень», телепередача «В гостях у Стобеда», утренник «День птиц», конкурс эрудитов «Знаешь ли ты свой край?», урок-путешествие «По экологической тропе», праздники «В гостях у Осени, Зимы, Весны, Лета», деловая игра «Через добрые дела – в природу» и так далее.

Большое внимание необходимо уделять межпредметным связям. На уроках чтения и внеклассном чтении важно использовать произведения о природе и её обитателях таких писателей, как Е. Чарушин, К. Ушинский, А. Плещеев, Е. Благинина, А. Фет, В. Лифшиц, И. Тургенев, В. Чаплина, В. Сухомлинский, Л. Толстой и многие другие.    

На  уроках  ИЗО используются картины    И. Левитана,    И. Шишкина,  И. Репина, В. Васнецова и других. В качестве обратной связи с детьми рекомендуется применять арттерапию. На уроках музыки изучается творчество Чайковского (альбом «Времена года»), очень интересным видом работы является прослушивание записей «Голоса леса», где дети пытаются узнавать голоса птиц и зверей. Данный прием носит название музыкотерапии. Этот приём будит у детей фантазию, развивает воображение, заставляет мыслить.

На развитие эмоционально – чувственного отношения в большей степени оказывает практическая деятельность детей. Только при непосредственном контакте с объектами природы может возникнуть в душе ребенка искра заботы, сострадания, помощи, ответственности за дело рук своих. На формирование этого отношения направлены такие виды деятельности, как уход за комнатными растениями (полив, подкормка, посадка), уход за животными из школьного музея природы, посадка деревьев, цветов, кустарников, эксперименты по определению чистоты воздуха, воды, а также применение способов их очистки.

Этапы работы по созданию условий для становления экологической культуры у младших школьников средней школы №40.

Содержание работы

Отслеживание результатов

Классно-урочная форма работы

Формы внеурочной и внеклассной работы

Работа с родителями

Работа с кадрами

1.

Учебно-методический комплекс по природоведению «Мир вокруг нас» автора А.А.Плешакова.

2.

Использование межпредметных связей на уроках естественного и гуманитарного циклов (решение задач с эколого-краеведческим содержанием; написание диктантов, изложений, сочинений по темам, связанным с природными и краеведческими объектами; изучение стихотворений, рассказов, написанных Владимирскими поэтами и писателями; изучение музыки, раскрывающей прекрасные звуки природы; изучение картин, показывающих неповторимость, красоту окружающего мира.

1.

Учебно-методический комплекс

-факультативный курс «Экология и краеведение» (автор учитель нач. кл. Варламова С.И.);

-факультативный курс «Экология и краеведение» (автор учитель нач. кл. Прохорова Н.А.) см. Приложение.

2.

Создание экологической тропы.

3.

Экскурсии по историческим и природным объектам.

4.

Декада по природоведению.

5.

Практическая деятельность: озеленение классов, коридоров, школьного двора, изготовление кормушек, подкормка птиц, создание клумб, наблюдение за природными явлениями.

6.

Олимпиады.

7.

Конкурс стихов «Природа в поэзии».

8.

Утренники, турниры эрудитов, устные журналы, деловые игры.

9.

Организация выставок творческих работ уч-ся.

10.

Праздники.

Всеобучи.

Сентябрь

«Ребёнок пришёл в школу» (1-4 класс).

Октябрь

«Картина здоровья»

(1-2 класс).

«Как оказать первую помощь».(3-4 класс).

Ноябрь

«Школа здоровья»

(1-4 класс).

Декабрь.

«Сад здоровья»

(1-2класс).

«Привитие навыков оказания первой помощи». (1-4класс).

Январь.

«Кодекс здоровья»

. (1-2 класс).

«Как научить ребёнка наблюдательности и любви к природе». (3-4 класс).

Февраль.

«Кодекс здоровья».

(1-2 кл.).

«Развитие интереса к родному краю». (3-4 кл.).

Март.

«Оздоровительные занятия». (1 кл.).

«Семья». (2-3 кл.).

«Растения Владимирской области». (4 кл).

Апрель.

«Целебные звуки». (1 кл.).

«Как обезопасить жизнь ребёнка». (2-3 кл.).

«Водоёмы Владимирского края». (4 кл.).

Май.

«Красная книга Владимирского края».

(1-4 кл.).

1.

Курсовая подготовка при ИУУ.

2.

Творческая группа при ГИМЦ.

3.

Теоретические  семинары (по плану школы).

4.

МО начальных классов.

5.

Творческая группа учителей школы.

6.

Педсовет.

7.

Обобщение передового педагогического опыта.

1.

Наблюдение.

2. Собеседование

3. Тестирование.

4. Анкетирование

5.

КМС

6.

Анализ

творческих работ

  1. Результативность.

Эффективность любой работы должна быть подтверждена результатами.

Опыт работы по данной проблеме позволил разработать мониторинг отслеживания результатов.

Отслеживание результатов проводились в 4-х направлениях, что соответствует 4 компонентам экологического образования.

   1. Познавательный.

Уровень сформированности данного компонента у учащихся выявляется с помощью контрольных работ  (автор А.А.Плешаков) и теста, позволяющего определить глубину  знаний о родном крае.              

Текст контрольной работы можно найти в тетрадях «Проверь себя» (А.А. Плешаков).

Тест может содержать в себе следующие вопросы:

1. Кто является основателем города Владимира?

а) Юрий Долгорукий;

б) Владимир Мономах;

в) Владимир Красное Солнышко;

г) Андрей Боголюбский.

2. Выбери архитектурные памятники, построенные из бел-горюч камня?

а) Золотые ворота;

б) Никитская церковь;

в) церковь Покрова на Нерли;

г) Дмитриевский собор;

д) Успенский собор.

3. Какая из предложенных рек не является притоком Клязьмы?

а) Гусь;

б) Колокша;

в) Лух;

г) Судогда;

д) Пекша.

4. Расположи города Владимирской области по старшинству, начиная самого древнего?

а) Владимир;

б) Ковров;

в) Муром;

г) Суздаль.

5. Обозначь, какие растения Владимирской области занесены в Красную книгу?

а) ятрышник;

б) ромашка;

в) чилим;

г) венерин башмачок;

д) подорожник.

6. Выдели животных нашего края, занесенных в Красную книгу?

а) выхухоль;

б) бурый медведь;

в) черный аист;

г) скопа.

7. Какие лекарственные растения Владимирской области ты знаешь?

а) ландыш;

б) шиповник;

в) тимофеевка;

г) тысячелистник.

Каждый учитель может составить подобный тест, пользуясь методическим пособием «Учебные задания по краеведению Владимирской области». (Составители Н.А.Степанова, Н.В. Спичак. ВГПУ, 1997 г.)

Результаты в экспериментальном классе получены следующие:

Приведённые результаты в диаграммах свидетельствуют о повышении уровня сформированности познавательного компонента экологического образования в экспериментальном классе.

Для подтверждения эффективности проводимой работы такая же контрольная работа и тестирование были проведены в классе, не участвовавшем в эксперименте.

Результаты получены следующие:

Анализируя результаты проверочной работы, нужно обратить внимание на крайне скудные знания о Владимирском крае учащихся класса, где формирование экологической культуры у детей ограничивалось УМК по природоведению.

Учащиеся же экспериментального класса показали прочные знания, которые характеризуют человека, труд, природу и общество во взаимодействии, а также хорошую информированность о своём родном крае.

2. Ценностный.

Уровень сформированности этого компонента экологического образования отслеживался с помощью творческой работы (сочинение). Учитель предлагал детям темы на выбор:

  1. Человек—царь природы?
  2. Что даёт человеку природа?
  3. Природа без человека существовать может, а человек без природы?

Анализ ответов позволил построить следующую сравнительную таблицу:

Содержание ответов детей

Экспериментальный класс

Контрольный класс

1. Примеры практического использования природы человеком.

100%

100%

2. Примеры познавательной ценности природы.

86%

20%

3. Примеры эстетического воздействия природы на человека.

68%

8%

 Эти данные говорят о том, что в процессе работы по формированию экологической культуры, у детей, участвовавших в эксперименте, сложилось представление о природе не только потребенческое, но и произошло осознание познавательной и эстетической ценности для человека.

3. Нормативный.

Учащимся предлагалось заполнить анкету, следующего содержания:

  1. Загрязняют ли почву в нашем крае?
  2. Принимаешь ли ты участие в сохранении почвы? Как?
  3. Ты с друзьями приехал на пикник на берег реки Клязьмы. Каковы ваши действия?
  4. Придумай запрещающие и разрешающие знаки, связанные с поведением человека у воды.
  5. Напиши памятку туристам нашего края « Как надо вести себя в лесу».
  6. Если бы ты был составителем Красной книги, то кого бы нарисовал на её страницах?
  7. Что ты можешь сделать для их сохранения? (См. вопрос №6).

Анализ ответов детей экспериментального класса показал, что данные вопросы не оставили детей равнодушными. Ответы были полными, зачастую принимавшие вид сочинения-рассуждения, показывающие очень активную позицию в отношении необходимости сохранения природной среды. Ответы на вопросы №2,3,4,5,7 показали, что дети овладели нормами и правилами поведения в окружающей среде.

Ответы же детей сопоставимого класса были верными. Но несли в себе формальное содержание, констатацию фактов, были лишены эмоционального оттенка.

4.Деятельностный.

   Это, скорее всего, самый сложный компонент экологического образования для диагностирования. Поэтому учитель использовал собственно-эмпирический метод исследования—наблюдение.

Если в 1-2 классах практическую деятельность учащихся направлял учитель, то к концу 3 класса и в 4 классе учащиеся проявляли самостоятельность при осуществлении общественно-полезной практической деятельности экологического характера.

В классе был оборудован стенд «Панорама добрых дел», на котором отображалось практическая деятельность детей. Это участие в поддержании частоты школьной территории и территории дворов, где живут дети, озеленение класса и школьных коридоров, уход за животными школьного музея природы, подкормка птиц (изготовление кормушек), уход и охрана за деревьями и кустарниками школьного двора, привлечение внимания к экологическим проблемам своих сверстников (постановка спектакля «Если природу не будем беречь…»), создание своих экологических троп с охраной природных объектов, составление детьми своего варианта экологической азбуки и экологического словаря.

В процессе наблюдения за деятельностью и поведением детей можно сделать вывод о том, что работа, проводимая учителем по формированию эмоционально-ценностного отношения детей к окружающему миру, была очень эффективна.

Дети становятся активными гражданами с позитивными установками и высоким уровнем экологической воспитанности личности.

9.Адресная направленность.

  Данный опыт работы по созданию условий для формирования основ экологической культуры у младших школьников может использоваться учителем начальных классов, желающим привить учащимся любовь к природе, бережное к ней отношение, ответственность за свою деятельность и за деятельность общества в целом.

Программа факультативного курса «Экология и краеведение», над которой работала творческая группа учителей города под руководством Степановой Н.А., доцента кафедры естественно-математических наук факультета начальных классов ВГПУ, членом которой является педагог, представляющий свой опыт, была рекомендована региональным базисным учебным планом для использования в работе учителем I ступени в разделе «Окружающий мир».

10.Приложение.

- программа факультативного курса «Экология и краеведение для младших школьников»;

- тематика занятий ДОУ и школы;

- страницы из Экологической азбуки, Экологического словаря;

- творческие работы учащихся.    

     

.

Представление на конкурс «Учитель года-2004"

В легенде древней говорится:

«Когда родится человек,

Звезда на небе загорится,

Чтобы светить ему навек».

Моя звезда загорелась 30 лет тому назад в стольном городе Владимире.

Мать назвала меня Натальей,

Отец дал отчество,

Природа наградила языком

И даром песни петь, и головы кружить,

И покорять сердца, пуская быстрые в них стрелы.

Ведь звезда моя из созвездия Стрельца. Наверное, поэтому, куда бы я ни глянула, на кого б ни посмотрела, в их сердцах оказываются стрелы, пущенные мною. Это стрелы интереса и любопытства, юмора и находчивости, задора и озорства, заботы и отзывчивости, внимательности и бесшабашности, трудолюбия и немножко лености.

Всегда стреляла я,

Но и в меня попали

Стрелою, пущенною детскою рукой,

Навеки в сердце поселив любовь.

И выбор жизненный был сделан мной-

Учительницей первою я стала.

Сей выбор был сделан неспроста. Судьба распорядилась так, что появилась я на свет в семье учительницы, учительницы начальных классов. И детство моё прошло среди учеников, тетрадей, пособий, планов, воспитательных бесед и даже учительских дебатов.

Но это не остудило мой пыл при выборе профессии, а наоборот, вело меня всё выше и выше по ступенькам мастерства. И вот я участник конкурса «Учитель года».

Стою пред вами собственной персоной,

Должна похвастаться я чем-то,

Что ж, пожалуй, я смогу,

А, может, даже и кого-то удивлю.

В школе нашей найдется немного педагогов, так увлеченных природой.

Лишь только почки на деревьях решат раскрыться клейкими листочками- я уже в лесу. Хожу, любуюсь, дышу, наслаждаюсь. Осенний лист опал и заморозки близко. А я всё в лесу. Хожу, любуюсь, дышу, наслаждаюсь.

Природа платит мне ответною любовью,

Богатствами своими щедро наградя,
Из леса никогда не возвращаюсь я.

Откуда такая любовь? Всё в мире объяснимо. Судьба опять была благосклонна ко мне, приведя меня на городскую станцию юннатов. 10 лет я сажала, поливала, разводила и ухаживала за растениями, узнавала всё больше и больше о мире природы. В душе моей всё больше и больше разгорался огонёк любви к природе нашей. И все мои старания и труды были вознаграждены не только багажом знаний, но и медалью «Юный участник ВДНХ». Храню её как семейную реликвию.

И конечно, имея, такую правительственную награду, я просто обязана была посвятить свою пед. деятельность возвращению людей в лоно природы.

Кому-то покажется - это пустяк.

Но все мы вышли из природы.

И с этим ты не спорь.

Считаться нам приходиться с природой:

Просить то солнца, то дождя,

То ягод, то грибов,

То лука, то картошки,

То песен птичьих,

Чтоб усладить свой слух.

Но надо помнить,

Что это не бездонная сума.

И в детях я своих хочу привить то чувство,

Природу нужно охранять, беречь, любить,

Знать и гордиться своим краем.

Тогда лишь гражданами станем.

И у детей блестят глазёнки при каждой встрече с природой, Будь то урок, факультатив, экскурсия, прогулка.

Узнав, что я участвую в конкурсе, дети пришли мне на помощь, предложив сыграть с вами  в нашу любимую игру «Знай-ка—угадай-ка». Согласны?

Тур1.  Блиц—опрос. В него вошли любимые вопросы детей.

-Самый древний город Владимирской области? (Муром)

-Где находится исток реки Клязьмы? (В Солнечногорском районе Московской области)

-Какое дерево больше всех улавливает пыль и газ? (Тополь)

Сколько хвоинок в пучке у ели? (1), сосны? (2),берёзы? (-)

-Какое животное спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)

-Что заменяет нам в лесу вату и йод? (мох сфагнум)

А мои ученики без труда находят ответы на эти вопросы.

Тур 2. Жевательно-угадательный.

С одного укуса Вы должны узнать, какое природное богатство спрятано в пирожке. Но только с одного.

-Угощайтесь.

Хором называем начинку.

-Вот как богаты кладовые природы!

-А в качестве приза Вы имеете возможность. Докушать свой пирожок. Приятного аппетита.

Закончить своё выступление мне хотелось бы так. Ведь все собравшиеся здесь - учителя, педагоги. Это особая категория людей, мыслящих, видящих, переживающих не так, как остальные. Мои слова о нас об учителях.

Есть народ красивый, одержимый.

Он живёт работою своей.

На Земле призванье заслужил он.

Я спою про нас, учителей.

В основном мы все народ горячий.

И работа наша не проста.

Правда, не всегда у нас удачи,

Но в удачу верим мы всегда!

Учителя! Мы гордо звание несём.

Учителя, мы очень весело живём.

И унывать, и унывать нам не с руки.

Ведь любят нас и ждут ученики.

Снова в школу в первый класс

Идёте Вы.… В который раз?

И сердце рвётся из груди

И говорит: «Иди, иди,

Иди, встречай опять ребят!»

Глазёнки милые глядят

Доверчиво, с надеждою:

«Учительница, где же Вы?»

Они поспорили с Серёжей, Что мама есть ещё одна.

В первом классе нашей школы—

Наталья Александровна.

Учитель-мама, ну что тут такого?

Самое доброе звучное слово.

Учитель поможет, учитель научит,

Учитель накормит и песню разучит.

Наверно, все учителя

Для деток очень главные.

И пусть для них учителя всегда зовутся мамами!

   


Сочинение-эссе «Моя педагогическая философия»

«Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни - чувствовать себя нужным и близким людям!»

М.Горький

-Мама! Мама! -  дёргает меня за рукав Саша, мой ученик, пытаясь привлечь моё внимание к своей «беде» (у него никак не получается вставить нитку в иголку) Потом малыш понял, что вместо имени и отчества назвал меня мамой, он смущаются,   конфузится, краснеет. А у меня от этого слова всё в душе озаряется светом. По моему мнению, это здорово, когда в сознании ребёнка учитель ассоциируется с мамой.

Особенно сейчас, в наше трудное время, когда родители озабочены материальным достатком, а на чувства, эмоции. Простое общение с ребёнком времени у них не хватает.

Перед всеми нами когда-то вставал вопрос: «Кем я буду в жизни?» Я же знала всегда: буду учителем начальных классов. С самого раннего детства, сколько себя помню, играла только в «школу».

Наверное, это объяснимо. У меня перед глазами всегда был пример-мама. Мама у меня - учитель начальных классов. И не понаслышке я знала эту профессию со всеми её плюсами и минусами. Тетради, дневники, планы, дидактические пособия, книги, альбомы - это предметы, постоянно окружавшие меня дома. Нередко я была свидетелем воспитательных бесед с учениками, родителями. Но в моей памяти запечатлелись моменты и маминой радости, когда её усилия, труды не проходили мимо, а воплощались в детских успехах, победах.

Всё, что есть хорошего в профессии учителя, переполнило чашу весов. И 10 лет назад я, окончив педагогический университет, стала учителем начальных классов.

Мои первые ученики.… Вместе с ними училась и я. Моя уверенность, что предназначение учителя состоит в том, чтобы научить детей счёту, чтению, письму, пошатнулась. Эти маленькие человечки научили меня взаимной сердечной доброте, чуткости, терпимости и  деликатности. Сегодня мне понятны и близки слова М.Горького: «Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником».

Сейчас я не мыслю себя без любимых непосед-учеников, без моих звёздочек, смотрящих в глаза, излучающих тепло. Сколько в этих глазах надежды, восхищения, удивления, радости, грусти, веры в нас, учителей!

Снова в школу в первый класс

Идёте Вы в который раз?

И сердце рвётся из груди

И говорит: «Иди, иди,

Иди, встречай опять ребят!»

Глазёнки милые глядят

Доверчиво с надеждою:

«Учительница, где же Вы?»

Китайская народная мудрость гласит: «Когда человек рождается, он представляет собой чистую восковую доску. И от того, какой мастер нанесёт на неё рисунок - будет зависеть его судьба и судьба других людей.» Именно я встречаю нарядных, немного испуганных малышей, впервые переступающих школьный порог. Мальчишки и девчонки волнуются: «Что-то будет в этой незнакомой и пока чужой школе?»

Волнуюсь и я. Смогу ли, справлюсь ли, оправдаю ли доверие первоклашек и их родителей? Какой получится у нас совместная жизнь на протяжении четырёх лет? Ведь именно столько мы проживаем в начальной школе вместе. Казалось бы, уже есть опыт, проведены тысячи уроков, но каждый новый урок-шаг к открытию ребёнка, себя, мира. Как сделать так, чтобы ребёнку захотелось шагать вместе со мной? Как сделать так, чтобы ребёнок открыл самого себя, чтобы радовался от самого себя, оттого, что он такой талантливый? Если вместе нам удастся открыть открытое, сочинить сочиненное и  

 удивиться новому - значит не зря мы доверили друг другу души и жизни.

А так хочется, чтобы моим ребятам были присущи открытость, отзывчивость, человечность, поэтому ежечасно, ежеминутно даришь детям частичку своей души, пытаясь согреть теплом своего сердца и любви.

Скульптор, архитектор, художник, человек, который создаёт своими руками что-либо—любит, гордится своим детищем. Результаты труда педагога заметны не сразу и могут проявиться через много лет. Учитель работает с людьми, человеческими душами, он не имеет права допустить ошибку в своей деятельности, так как несёт ответственность неизмеримо большую, чем кто-либо.

Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету- «Планету Людей». Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему все такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Постепенно он и сам научится распознавать добро и зло, «смотрясь» в других, как в зеркало, узнает больше о самом себе. Эти уроки ему преподают сама школьная жизнь и, конечно я- его первый учитель.

Учителем (с большой буквы) должен быть человек, который принимает ребёнка таким, каков он есть, безо всяких условий, тепло относится к ученику и создаёт условия для развития и самореализации ребёнка. Учителю необходимо быть более свободным и открытым в общении с детьми, быть самим собой, проявлять свои творческие способности, вдохновение и талант, ведь Учитель- творец души, а для этого нужны только живые чувства.

А искренние чувства всегда найдут отклик в душе ребёнка. Когда я вижу в глазах моих учеников искорки счастья, то понимаю, что я сделала правильно свой жизненный выбор - стала учителем.  

 

Экология города.

Экология-наука о доме, где мы живём, или о среде обитания.

        

«Экос»-дом, «логос»-наука.

Экология города - воздух, вода, растения, животные, человек, земля во взаимосвязи.

Атмосфера-(от греческого atmos- пар и sphaira- шар)- газовая оболочка Земли. Воздух: кислород, азот, углекислый газ.

Человеку в день необходимо 15 м3 воздуха. Какого? Как вы понимаете слова «чистый воздух»? (Воздух без пыли, вредных газов.)

Как вы думаете, в городе чистый воздух? А где же тогда чистый?

Оказывается, в городе в 1см3-100000 пылинок;

В лесу, у водоёма - в 100 раз меньше (то есть 1000 пылинок);

На море в 1000 раз меньше (то есть 100 пылинок).

Где же мы будем дышать глубоко, полной грудью, если у нас нет рядом моря?

А как быть горожанам? Что помогает воздуху города очищаться? (Растения)


Одно дерево  в сутки очищает столько воздуха,



сколько необходимо для дыхания 3-х человек.


Пр.зад. В школе учится 1000 человек. Сколько деревьев должно расти около школы, чтобы мы с вами дышали чистым воздухом? Посчитайте деревья в районе школы. Достаточно ли их? Что мы можем сделать? (Посадить деревья и кустарники, охранять уже растущие).

 Опыт. Чтобы узнать, чистый ли воздух, можно за окно повесить мокрую марлю и посмотреть, как много пыли на ней осело через 1-2 дня.

Самый грязный воздух в общественном транспорте.

Как будем дышать в автобусе, троллейбусе, поезде? (Неглубоко)

Пр. навыки. Задержите дыхание. Сколько времени вы смогли не дышать?

Человек без воздуха может прожить 4 минуты. Но в городе дыхание не должно быть глубоким. Попробуем этому научиться

.


Вдыхать нужно на 4 счёта, а выдыхать на 8.



Выходя из транспорта, старайтесь выдохнуть.


Где правильнее стоять на остановках? (Как можно дальше от дороги). Почему? (меньше вдыхаешь выхлопных газов).

Зачем мы проветриваем класс? (Чтобы было меньше пыли в воздухе)

Почему стираем с доски влажной тряпкой?

Как сделать воздух в школе, дома чище? (Разводить комнатные растения, проветривать помещения, переобувать сменную обувь, делать влажную уборку).

Источники загрязнения воздуха

Воздействие на организм человека

Выхлопные газы (автомобили)

Раздражение дыхательных путей, уменьшение кислорода в крови (человек задыхается).

Удобрения, порошки (хлор)

Воспаление дыхательных путей, возникновение астм, аллергий.

Сжигание отходов, работа ТЭЦ

Раздражение дыхательных путей, глаз, головокружение.

Основные предприятия, загрязняющие атмосферу Владимира:

1. «Владимирэнерго», ТЭЦ.

2. ВТЗ (Владимирский тракторный завод).

3. ВЗКИ (Владимирский завод керамических изделий).

Ежегодно во Владимире в атмосферу выбрасывается 127 тысяч тонн различных веществ.

По области насчитывается более 24,5 тысяч источников загрязнения. Очистке подвергается только треть.

Экологические проблемы:

- производство изделий, содержащих газ фреон, разрушающий озоновый слой Земли;

- яд, выделяющийся при сжигании полиэтилена (плёнка, пластиковые бутылки).

Что делать? (Закапывать).

Задание: Сформулируйте правила охраны атмосферы.

Наша помощь природе:

На улице посадим:

1. Тополь (в 3 раза больше выделяет кислорода).

2.  Ель, сосна (выделяют фитонциды).

3. Липа (лечебное дерево).

4. Берёза.

5. Ива.

Посадим дома, в школе, на работе:

1. Хлорофитум (на кухне).

2. Традесканция.

3. Фикус.

4. Кактусы (около компьютера, телевизора поглощает радиацию).

 

Правила охраны атмосферы.

Заполни, (продолжи) таблицу:

Нельзя

Нужно

Не вырубай деревья

Не производить фреоносодержащую продукцию

Не сжигай пластик

Использовать экологически чистое топливо

Не жги костры

Строить пылеуловители, особые очистители

На предприятиях ставить воздушные фильтры

Проводить исследования воздуха

Задание: придумать экологически чистые средства передвижения.

Дополнительная информация по теме.

В настоящее время человечество ежегодно использует следующие природные ресурсы: 3,5 тысяч м3 воды, 15 млрд. тонн кислорода, перемещает 4 тыс. м3 почв.

Наземная растительность США вырабатывает меньше кислорода, чем потребляет. У нас пока 1:1. Тайга занесена в Книгу рекордов Гиннеса.

Задача учителя - воспитать ответственность за охрану окружающей среды.

5 июня - Всемирный день окружающей среды. Символ-человек с расставленными руками в стороны.

Бережное отношение к окружающей среде включает в себя:

1. Увеличение доли зелёных насаждений.

2. Сохранение малых рек.

3. Борьба с отходами.

4. Борьба с радиацией.

5. Борьба со смогом.

Гидросфера.

Гидросфера- это водная оболочка Земли.

Гидросфера состоит: 4 океана, 30 морей, наземные и подземные реки, озёра, пруды, болота, влага в атмосфере, водохранилища.

Мировой запас: 1386000000км3 (1386 млн.) из них 35 000000км3 (35 млн.)-пресная вода (в 40 раз меньше).

Назовите составляющие части гидросферы во Владимире. (5 рек: Клязьма, Содышка, Рпень, Лыбедь (погибла), Почайна (погибла); пруды, подземные воды (их наличие доказывают колодцы и родники на улицах Растопчина, Добросельской, Куйбышева, Мира, Верхней дуброве, Разина), вода в атмосфере).

Вся ли вода во Владимире пресная? Значит, она может быть употреблена в пищу? Так ли это? (Нет. Вода загрязнена).

В человеке 2/3 его массы - вода, огурец- 98%- вода. Всё живое на Земле не может обходиться без воды. Человек без воды проживёт не более 3-4 дней, когда без пищи он сможет обойтись 30-40 дней.

Человеку для правильного обмена веществ в организме нужно употреблять в день 2-5 литров воды.

Почти во всей России водозабор поверхностный  речной, а в Европе – артезианский, где вода чище, так как проходит природную фильтрацию. У нас не так широко разработаны системы артезианского водозабора.

Какая бывает вода?

- минеральная (лечебная, растворяет соли)

- серебряная (святая, крещенская, вода в церквях, освященная серебряным крестом)

- магнитная (повышает урожайность, лечит)

- талая (живая – выводит вредные вещества)

Каковы основные водные источники Владимира?

1. Клязьма.

2. Нерль.

3. Судогда.

В разных районах качество водопроводной воды разнится. Самая чистая вода из Судогды.


Запомните: пить воду из водных источников Владимира нельзя!


Как очистить воду?

Способы очистки воды:

1. Очистные сооружения (можно организовать туда экскурсию).

2.Бытовые фильтры.

3. Кипячение.

4. Отстаивание.

5. Замораживание (середину вымыть кипятком, остальное можно пить; это вода, которая  выводит соли, ею полезно протирать лицо).

6. Механически через глину и песок (в походе).

Задание: назовите источники загрязнения воды.

1. Предприятия.

2.Фермы.

3. Люди, моющие машины у рек, озёр.

Заполните таблицу «Правила поведения у воды».

Можно О-зелёным цветом

Нельзя О-красным цветом

Практическое задание: подсчитайте, сколько воды утекает из крана, пока чистите зубы (поставьте таз).

Много получилось. Но ведь хватит 1 стакана!

Проверьте исправность кранов дома!

Можно провести конкурс сочинений по темам: «Берегите воду!», «Планета голубая, но воду надо беречь!», «Неисправный кран - умершая река», «Всё в наших руках!», «Чистые реки – наше здоровье!»

Проблемы земли, почв города Владимира.

Основная проблема – утилизация отходов.

Существующие способы:

способ

Влияние на окружающую среду

свалки

Инфекции, болезни, эрозия почв

сжигание

Загрязнение атмосферного воздуха

закапывание

Большие объёмы, загрязнение почв, подземных вод

Выход? Вторичная переработка отходов. Но не хватает средств на внедрение новых технологий.

Задание: придумать поделки, полезные вещи из бытовых отходов.

Правило для себя – не мусорить!

Человеческая деятельность негативно влияет на жизнь животных в городе (стало меньше видов, меньше гнездовий)

НАША РОДОСЛОВНАЯ

Версии возникновения названия Владимира.

1.1108 год – основание города Владимиром Мономахом.

6 век до нашей эры – первые сведения. Это было городище, укреплённое рвом и валами. Примерно на месте Успенского собора. Вл.Мономах правил в Киеве, поэтому он оставил нам киевские названия (Лыбедь, Ирпень). Мономах редко бывал во Владимире.

2. На сегодняшний день более современной считается версия о том, что постройка Владимира началась при Владимире Красное Солнышко (990-998гг.) Но археологических подтверждений нет.

3. Владимир – владею, миром. Владимир был столицей Владимиро-Суздальского княжества (1157 столицу перенесли из Суздаля во Владимир, в 1350 году – в Москву). Столицей Владимир был почти 200 лет.

История края в памятниках архитектуры.

Золотые ворота - лицо, визитная карточка города, символ Владимира.

Почему так названы:

- были сделаны из меди, блестели на солнце;

- были сделаны из драгоценных  металлов (украдены монголо-татарами, но были потоплены в Клязьме);

- вход только для богатых, платили золотом.

Рисунок Золотых ворот в древности. (Подходили валы слева и справа, не было подпорок)

Рисунок современных Золотых ворот.

Построены при княжении Андрея Боголюбского.

Церковь Покрова на Нерли.

Построен при княжении Андрея Боголюбского в память о его сыне, погибшем в битве сыне Изяславе в 1164 году.

Особенность: стоит в излучине реки Нерли и Клязьмы, но никогда половодье не затапливает церковь.

Храм посвящён празднику Покрова Богородицы. Рисование памятника. Его изучение может сопровождаться прочтением книги С.Голицына «Про бел-горюч камень».

Дмитриевский собор.

1194 год. Был построен при княжении владимирского князя Всеволода III Большое Гнездо. Необычайно богат декоративный наряд. На камне присутствует разнообразие животного и растительного мира, портрет Всеволода III и его семьи.

Изучение, рисование диковинных животных и растений, высеченных на стенах собора.

Поиск ответа на вопрос: в чём сходство и различие Дмитриевского собора и церкви Покрова на Нерли.

Успенский собор.

Был заложен в 1158 году при правлении Андрея Боголюбского. Строили его западные мастера. Боголюбский хотел подчеркнуть свою независимость от Киева. Он поставил себе цель: Владимир должен быть похож на Киев, но в то же время должен превосходить его по красоте. Роспись его была произведена великими иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным при Всеволоде III.Рублёвым был создан уникальный иконостас. Собор пятикупольный. В нём венчались князья на великое княжение даже после того, как столицей Руси стала Москва.

В1810 году была пристроена колокольня.

Далее необходима экскурсия, но желательно провести урок по теме: «Путешествие по карте Древнего Владимира»

Конспект урока «Путешествие по  Древнему Владимиру».

 -Сегодня наше занятие будет не просто уроком, а   вы не просто учениками. Я предлагаю вам превратиться в путешественников, бороздящих просторы времени, и отправиться в прошлое. Согласны?

-На чём путешествуют во времени?

-И мы отправимся в путь на машине времени. А куда мы полетим, вы должны отгадать. Подсказку вы услышите в стихотворении. (Ребёнок читает стих-ние).

Есть город старинный на Клязьме – реке

Блистает шлемами соборов.

В истории длинный оставил он след,

Весь мир, удивив красотою.

-О каком городе идёт речь?

-Верно, о Древнем Владимире. К полёту готовы? Закрываем глаза, и наш корабль проникает сквозь время и пространства.

Учитель открывает  доску с аркой Золотых ворот.

  -Вот мы оказались в прошлом. Где это мы? (У Золотых ворот)

-А почему они так выглядят? В нашем времени они несколько другие.

-Посмотрите, к нам кто-то идёт. (Выходит ребёнок, одетый так, как ходили в старину).

Р.: Здравствуйте, дорогие гости! (с поклоном)

У.: Здравствуй, добрый человек!

Р.: Издалека, я вижу, вы к нам пожаловали? Незнакомы мне ваши лица, да и платья у вас диковинные, заморские. (Дети отвечают, что они тоже из Владимира, только из будущего).

Р.: Чудно! А с миром ли вы к нам, а ли с войной?

У.: С миром, посмотреть хотим стольный город Владимир. Дозволите?

Р.: Мирным гостям мы всегда рады. Боюсь только, как бы не заблудились вы. Ведь наш град стольный поболее соседей своих Суздаля и Москвы будет. Постойте, да ведь у меня береста есть с планом города нашего. Вот возьмите, с ним не потеряетесь. А мне пора к воротам Волжским. С матушки Волги ладьи с товаром должны прибыть. Поспешу. Прощайте, доброго пути.

У.: До свидания, добрый человек. Спасибо.

-Ребята, а что такое береста? (Это кора берёзы, на которой в древности писали).

-Ценный подарок нам оставил наш предок? А кто такие «предки»? (предок – это человек, живший до нас)

-В путь. А чтобы после путешествия у каждого из вас тоже остался план Древнего Владимира, мы свой путь будем зарисовывать в тетрадь. У вас на столах лежат шаблоны. Обведите их.

-Город располагался между двух рек: Клязьмы и Лыбеди. Покажем реки на карте. (Учитель параллельно с детьми рисует на доске).

-Мы стоим у Золотых ворот, которые открывали вход в город. Давайте отметим их.

-Почему они носят такое название?

-Какие монеты мы должны приготовить, чтобы войти в город через Золотые ворота?

-Как вы думаете, как входил в город простой люд? (Через другие ворота).

-Верно. Левее находились ворота для простых людей, они были деревянные и назывались Иринины. (Отметим).

- Вдоль чего бы мы двигались, чтобы попасть к Ирининым воротам? (Вдоль оборонительного вала с частоколом).

-Верно. Весь город был обнесён валами. Для чего? (Для обороны от врагов).

-А если мы отправимся вправо от Золотых ворот, то окажемся на пристани на реке Клязьме. От пристани в город вели Волжские ворота. Почему они так назывались? (Приплывали купцы с Волги, Оки, Каспийского моря). Отметим их.

Если же челноки, лодки, ладьи приплывали по Лыбеди, то на пути в город приезжих встречали Медные ворота. Отметим.

-Древний Владимир состоял из трёх районов. Въезжая в Золотые, Волжские, Медные или Иринины ворота, мы окажемся Новом городе. Так называлась самая молодая часть Владимира. К востоку от Золотых ворот располагались церкви Георгия и Спаса, на месте которых и сейчас стоят церкви на улице Спасской. А к западу от Золотых ворот располагался Княгинин монастырь. В современном Владимире на этом месте тоже находится женский монастырь. Покажем на плане.

-Каждый район города отделён был оборонительными стенами. Почему? ( При нападении можно было укрываться за ними и останавливать врага).

-Чтобы попасть из Нового города в следующую часть, которая называлась Город Владимира Мономаха, нужно проехать через торговые ворота. Почему так названы? (Сразу за ними располагался торг, торговое, ярмарочное место.)

-Город Владимира Мономаха – это центр, самая богатая часть города, где были дома князя и богатых горожан. Он начинался в районе Соборной площади современного Владимира, а заканчивался в районе гостиницы «Владимир».

-Самые красивые и богатые храмы, которые сохранились до наших дней, были построены здесь. Что это за храмы? (Успенский и Дмитриевский соборы).

-Расскажите, что вы знаете о них.

-Напротив соборов находилась церковь Воздвижения на торгу, которая не сохранилась до наших дней, но предположительно она находилась на месте здания банка. Отметим на плане.

Из Города Владимира Мономаха в следующую часть города вели Ивановские ворота. Как вы думаете, почему их так назвали? (Жили в последней части города бедняки, «Иваны».

-Эта часть называется Ветчаный город, то есть старый, обветшалый, бедный. Кто же здесь жил? (Простой люд в своих деревянных покосившихся избёнках).

-Выезд из города или въезд, но со стороны Нижнего Новгорода – города ещё более старого и богатого, венчали Серебряные ворота. Они были тоже белокаменные и вторые по значению после Золотых. Отсюда и название. К сожалению, Серебряные ворота, да и все остальные, кроме Золотых, не сохранились.

-Граница города проходила там, где сейчас у нас площадь Фрунзе и поворот на вокзал.

-Большой ли был Древний Владимир? (нет).

-А по тем временам Владимир считался большим, могущественным городом.

-Интересная получилась экскурсия?

-Нам пора возвращаться домой. Закрываем глаза, полетели.

-А теперь, имея план Древнего Владимира, мы можем совершить пешую прогулку по современному Владимиру, но вспоминая и находя памятники прошлого, проходя по улицам, по которым ходили наши предки.

 

После этого занятия проводится экскурсия по историческому ядру Владимира. По итогам экскурсии можно предложить детям написать сочинение по темам: «Я побывал на улицах Древнего Владимира», «Гордость моя – Владимир», «Я люблю свой город» и т. д.

Можно устроить выставку рисунков, поделок, докладов о памятниках архитектуры Владимира.

Викторина.

1. Сколько районов было в Древнем Владимире?

2. Какой самый богатый, красивый район?

3. Почему ворота, ведущие в Ветчаный город назывались Ивановскими?

4. Сколько ворот находилось в Древнем Владимире?

5. Между каких рек располагался Владимир? Что произошло с Лыбедью? (Пустили по трубам, пересохла).

6. Назовите, какой памятник архитектуры не изменил своего внешнего вида до наших дней? (Дмитриевский собор).

7. Что изменилось в облике Золотых ворот? Успенского собора?

8. Назовите владимирских князей.

9. Почему Боголюбово так называется?

10. Какой князь приказал возвести во Владимире Золотые ворота? Что ещё по его приказу построили во Владимире? А за его пределами?

Экскурсия – наблюдение за природой.

Объекты неживой природы.

Родники: 1. ул. Верхняя дуброва.

2. ул. Диктора Левитана.

3. ул. Мира.

Эти родники внесены в списки охраняемых территорий Владимира.

4. ул. Растопчина.

5. ул. Куйбышева.

6. в садах у Детской больницы.

На данной экскурсии следует отметить значение родников для сохранения рек, для пополнения чистого питьевого запаса горожан, по возможности проследить путь следования, указать на то, как люди стараются сохранить данный родник, предложить детям поучаствовать в его сохранении.

Реки: Клязьма, Содышка, Рпень.

Полезно пронаблюдать сезонные изменения.

 Осень – наполняемость реки водой, становление льда, как лёд стал, массово или частично, временно или постоянно.

Зима – глубина снега у берега на открытых участках, в заводях, в старицах; глубина льда (по опросам рыбаков).

Весна – когда начался ледоход; объяснение явления половодья, разлива, понятия «заливные луга»; отметка, когда река вернулась в своё русло.

Лето – влияние дождей на уровень воды в реке, появление отмелей, установление причин их появления.

Объекты живой природы.      

Парк «Добросельский».

Самый молодой парк во Владимире. В основном представлен подрастающим верхним ярусом (берёзы, клёны, осины, тополя, ивы, ели, сосны) и нижним ярусом (травы).

 Парк «Дружбы».

Лесопарк «Дружба» (268га) расположен на юго-западной окраине города Владимира, между железной дорогой и шоссе Москва – Нижний Новгород до посёлка Юрьевец. Согласно анализа литературы и исследований, лесной парк является наиболее сохранившейся частью обширного ямского бора, занимавшего обширную часть нынешнего города от стадиона «Торпедо» до Юрьевца. Это охраняемая природная территория.

Парк «Загородный».

Ещё один лесопарк. В нём наиболее широко представлены природные сообщества: лес, луг, водоём. Горожане имеют возможность собирать там ягоды, грибы, лекарственные травы.

Парки «850-летия города Владимира», «Пушкина», «Липки» - являются любимым местом отдыха горожан.

В дневниках природы детьми должны быть отмечены сезонные изменения у растений (изменение окраски листьев, листопад, наличие и глубина снежного покрова, сроки таяния снега на разных участках парка, появление первоцветов, набухание почек, появление первых листьев), а также сезонные изменения у животных (исчезновение насекомых, отлёт птиц, появление в городе снегирей, синиц, осуществление подкормки детьми пернатых друзей, наблюдение за их повадками, весеннее возвращение птиц, пробуждение муравьёв, шмелей, ос, пчёл, строительство гнёзд).

Охраняемыми природными территориями города Владимира также являются роща «Сосенки», расположенная в районе стадиона Торпедо и дубы, растущие у Козлова вала (3 штуки) на улице Спасской. Они имеют возраст свыше 100 лет и представляют большую ценность.

У школ, в парках целесообразно проложить с детьми экологические тропы, наблюдения за которыми дети оформляют в фенологические дневники, а также ведут природоохранную работу на этих территориях.

Работа по окончании экскурсии.

Темы рисунков на уроках ИЗО:

1. Рисование листьев, разных по форме (берёза, дуб, ясень, клён).

2. Осенняя окраска листьев.

3. Рябиновые грозди.

4. Осенний букет.

5. Краски осеннего дерева.

6. пейзаж «Поздняя осень».

7 Деревья под снегом.

8. Зимующие птицы.

9. Гости на кормушке.

10. Таяние снега.

11.Ледоход.

12. Половодье.

13. Грачи прилетели.

14. Первая зелень на деревьях.

15. Бабочки – ожившие цветы.

16. Первые весенние цветы.

17. Плакаты: «Охраняйте, берегите природу!»

Поделки из природного материала, аппликации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская работа по теме "Воспитание патриотизма у младшего школьника во внеурочной деятельности по окружающему миру" 2014-2015 г.

Сформировать у учащихся чувства патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и гражданской ценности - неотложная задача общеобразовательной школы, начиная с первого года обучения ребенка. Поэтому вн...

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения имени прилагательно

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения имени прилагательного...

Теоретическое обоснование проблемы развития памяти младших школьников на уроках математики в процессе изучения таблицы умножения

В данном параграфе раскрывается содержание понятий «память», «математическая память», рассматриваются процессы памяти и их индивидуальные различия.Одной из важнейших способност...

Современные подходы к развитию памяти младших школьников на уроках математики в процессе изучения таблицы умноженияq

В данном работе рассмотрен опыт работы педагогов по развитию памяти младших школьников на уроках математики  в процессе изучения таблицы умножения....

Использование инновационных педагогических технологий и формирование у младших школьников доказательности мышления на уроках окружающего мира

В статье говорится о  применении инновационных педагогических технологий и описаны   приемы формирования у младших школьников доказательности мышления на уроках окружающего мира...

Статья на тему "Формирование у младших школьников исследовательских навыков на уроках окружающего мира".

Статья на тему "Формирование у младших школьников исследовательских навыков на уроках окружающего мира"....