Формирование умения учиться у младших щкольников
методическая разработка (1 класс) по теме

 

«Формирование умения учиться  у младших школьников».

Цель: формировать умения учиться у младших школьников

Задачи:

- формировать универсальные учебные действия, способность к саморазвитию, самоорганизацию, самосовершенствованию.

 

        Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе — это формирование универсальных способов действий,  умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uud_u_mladshih_shkolnikov.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование умения учиться  у младших школьников».

Цель: формировать умения учиться у младших школьников

Задачи:

- формировать универсальные учебные действия, способность к саморазвитию, самоорганизацию, самосовершенствованию.

        Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе — это формирование универсальных способов действий,  умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

         В первом классе у детей складывается представление об учебной деятельности. Учащиеся находят ответ на вопрос: Что значит уметь учиться? Они знакомятся с двумя основными шагами учебной деятельности - «Что я не знаю?» и «Сам найду способ!». Младшие школьники учатся фиксировать затруднение в учебной деятельности, ставить цель, строить способ достижения цели. . Ученики учатся выполнять инструкции, чётко следовать образцу. Таким образом, мы формируем у первоклассников регулятивные универсальные учебные действия. Регуляция – это управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста: умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.  Так целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных универсальных учебных действий, которые становятся базой для учебной деятельности.

Алгоритм (СЛАЙД)

        На занятиях  учитель знакомит детей с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы. На уроке при работе в группах очень часто возникает излишний шум, ссоры, некоторые из детей абсолютно не участвуют в работе. Это происходит на наш взгляд только потому, что школьниками не освоены модели деятельности в паре, в группе. Необходимо формировать представление детей о том, что важно обмениваться мыслями, понимать друг друга, договариваться, а также учить детей общаться, продуктивно сотрудничать друг с другом.

  Учащиеся  учатся работать с информацией, с текстами, строить опорные сигналы и алгоритмы. Таким образом, в руках у учителя появляется инструмент, который позволяет грамотно формировать у детей универсальные учебные действия. Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью различных наглядных средств, практических заданий, в ходе выполнения которых школьники обязательно допускают ошибки. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их до решения проблемы. Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:

- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)

- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)

- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)

- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)

- Умение летать будет отличительным признаком птиц?

- Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)

Исследование в малых группах.

Каждой группе предлагается материал ( «Клюв», «Для чего птицам ноги», «Оперение птиц», «Для чего птицам крылья»)

- Обмен информацией.

- Оформление информации, обобщение (клюв, две лапки и наличие перьев – отличительные признаки птиц).

         На таких уроках реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок на наш взгляд нужен сегодняшнему ученику. Урок, на котором учитель учит ребёнка учиться, обучает деятельности.   А. А. Леонтьев отмечает «Обучать деятельности – это значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать  ребенку сформировать у него умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки».

        Проблемную ситуацию можно создать, побуждая учащихся к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, т. е. практическим заданием или вопросом столкнуть разные мнения учащихся. Так, на уроке русского языка в первом классе по теме «Имя собственное. Слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному» мы предлагаем учащимся следующую ситуацию:

- Одна девочка-первоклассница написала о себе. Вот что у неё получилось:

« Меня зовут ира. Я живу в городе якутске. Я люблю читать сказки. Мои любимые сказочные герои – буратино, золушка. А ещё я люблю играть с шариком».

- Исправьте ошибки. Запишите последнее предложение в тетрадь.

- Как вы написали слово шарик в предложении? (Разные ответы: шарик, Шарик.)

- Посмотрим на экран. ( на экране текст:

 А ещё я люблю играть с Шариком.

А ещё я люблю играть с шариком.

  В чём затруднение? (Мы видим, что у некоторых ребят это слово записано с большой буквы, а у других с маленькой.)

- Какой вопрос возникает? (Кто прав?)

- Что нужно сделать? (Остановиться и подумать.)

Создание проблемных ситуаций на уроках дает возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий, так как следующий этап работы в классе – решение поставленной задачи. Дети высказывают разные предложения, как можно решить поставленную задачу. Если дети быстро предлагают удачное (результативное) решение, дело учителя решить, можно ли переходить к следующему этапу урока. Если учитель не сомневается в том, что большинство детей понимают суть открытия (или это предложение сделано практически одновременно многими детьми), то можно двигаться дальше. Однако иногда возникает ситуация, когда суть хорошей идеи понимают один - два человека в классе, а остальные ещё не готовы воспринять её. Тогда учитель должен намеренно «нейтрализовать» догадавшихся детей, заставляет тем самым остальных продолжать додумывать.

     На этом этапе работы учителю важно обеспечить участие каждого ребёнка в совместных действиях по удержанию и решению учебной задачи.

                                  Фрагмент урока 1класс

Запись слов под диктовку: шил, шишка, зажим, жир, пушинка, дружина.

- Какие орфограммы встретились в этих словах? (Сочетание ЖИ, ШИ).)

- Какие слова отнесём к первой группе, какие ко второй?

- Что мы знаем о парных согласных Ж, Ш ?  

- Какая гласная буква работает с этими согласными? Почему ?  Кто как думает?

- А как правильно произносить эти слова? (читают)

- Подчеркните орфограмму.

- Ребята, запишите в тетрадях 3-4 слова с этой орфограммой.

Учащиеся работают в тетрадях, одновременно у доски с обратной стороны работают два ученика.

- Проверка работ.

- Какие получились результаты? (Разные)

- Кто согласен с первым ответом? Со вторым? Мнения разделились. Почему?

- Что у нас возникло? (Затруднение.)

- Какова причина вашего затруднения? (кто-то из детей  забыл  – какую букву нужно писать  после согласных  Ж, Ш)

 - Оцените свою работу.

(Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.)

- Вам важно знать, как пишутся слова с парными согласными Ж,Ш? (Да. Мы должны уметь грамотно писать слова,  предложения)

- Какую цель поставите на уроке? ( Продолжить работу над написанием ЖИ, ШИ )

- Какая же тема урока сегодня? (Письмо слов с  ЖИ, ШИ)

- Что нам поможет закрепить наши знания о ЖИ, ШИ ? (Правило.)

-Значит, какая наша задача? (Повторить  правило, которое находится в папке на партах)

 - РАБОТА В ГРУППАХ.

                                           Карточка №1

Задание: Прочитайте внимательно слова, найдите ошибки в словах, подчеркните  орфограммы Жи, Ши.

Жыть, служить, шыли, пришла, малышы, шалаши, ёжык.

     В процессе такой систематической работы на уроке мы формируем и развиваем у учащихся регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

         Включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

«Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Вовлеки меня – я пойму».

      Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – это то, что больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С этой точки зрения развитие у детей исследовательских умений является важнейшей задачей современной школы. В младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру.

       Применение проблемно-исследовательского метода позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя. Этот метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой совместный поиск неизвестного учащимися. При этом обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, понимание других людей, самого себя. Дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.

         Начиная с 2007 г мы работаем над развитием исследовательских умений учащихся.

2007-08 уч.год  Научно-исследовательская конференция «Эврика»

  Гайдарова Нурай, Битаева Вика ученицы 4А класса

 «Вода в жизни человека», диплом 3место, сертификат

2008-09 уч.год

 Тимкина Женя ,  2 «А» класс, «Что есть красота и почему её обожествляют люди…», грамота, сертификат;

Гайнуллин Марат, 2Б класс,  «Если хочешь быть здоров.», диплом 4место, сертификат

2009-10 уч.год

Гайдарова Минтана, 3Б класс, «Трудные слова», диплом 3 место, сертификат;

Артамонова Наташа, 3Б класс, «Они сражались за Родину», диплом 2 место, сертификат,

Беглякова Кристина, 3А класс, «История русской игрушки», сертификат;

Немчинов Антон, 3А класс, «Дети войны», диплом 3 место, сертификат;

2010-2011 уч.год

Зорин Илья, 4А класс, «» сертификат;

Анкудинов Александр, 4А класс, «Решение задач», сертификат;

Немчинов Антон, 4А класс, «Путешествие к звездам», диплом 3 место, сертификат

Гайдарова Минтана, 4Б класс, «Любовь вокруг меня», диплом 3 место,сертификат.

2010-11уч.год. Городская  научно-исследовательская конференция «Шаг в будущее»

Анкудинов Александр, 4А класс, «Решение задач», сертификат

Гайдарова Минтана, 4класс, «От интереса к языку до изучения слова», сертификат

Гайдарова Минтана, 4класс. Республиканская научно-исследовательская конференция «Шаг в будущее», сертификат

2011-12уч.год,1 «А», 1 «Б»классы.

-Открытое мероприятие совместно с родителями «Золотая осень»;

-Открытое мероприятие совместно с родителями «Первые шаги в науку»,посвященное 300-летию М.В.Ломоносова;

-Открытое мероприятие совместно с родителями «Новогоднее приключение ёлочки в 1-ых классах »

 (Приложение: исследовательские работы детей, карточки с заданиями к фрагментам уроков, папка с алгоритмами, портфолио уч-ся, слайды, карточки с заданиями по предметам)

 

                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и развитие исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться

Сегодня Федеральный  государственный образовательный  стандарт  начального общего образования предъявляет высокие требования к организация учебного  процесса, которые в свою ...

Значение и развитие исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться

Сегодня Федеральный  государственный образовательный  стандарт  начального общего образования предъявляет высокие требования к организация учебного  процесса, которые в свою ...

"Развитие способности к рефлексии как важное условие формирования умения учиться".

Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности работы учащихся: принимаемых им решений, поведения в группе,  а также собственного развития....

Практико-ориентированный проект по теме: «Формирование умения учиться»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Им...

«Развитие современного урока и его роль в формировании умений учиться. Анкетирование»

Метод анкетирования. Виды анкетирования. Анкета для педагогов....

Формирование умения учиться, как условие успешности обучения и раз-вития младших школьников.

           Аннотация. Сформированность умений учиться в начальной школе является необходимым условием для успешности и развития младших школьников. В данной статье...

Формирование ключевой компетенции умения учиться у младших школьников как условие успешного обучения в старшей школе

Формирование ключевой компетенции умения учиться у младших школьников как условие успешного обучения в старшей школе...