Урок по обучению грамоте и письму. Тема: "Звуки Г, Гь. Буквы Г,Г"
план-конспект урока (1 класс)

Константинова Эльвира Николаевна

Технологическая карта урока.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elya_tehnologicheskaya_karta_uroka_zvuki_g_g_bukvy.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

СОШ №30  г.о. Химки

Открытый урок в 1 классе

Обучение грамоте (азбука) и письмо

Тема:  «Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]»

Дата проведения: 27.11.2018г.

учитель начальных классов

Константинова Эльвира Николаевна

Автор-составитель: Константинова  Э.Н. , учитель начальных классов МБОУ  СОШ №30  г.о. Химки

Предмет: Обучение грамоте (азбука) и письмо

Класс: 1 класс

            Тип урока: урок открытия нового знания.


           Технология
: на ситуативной (игровой ) основе

Технологическая карта изучения темы  «Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]»

Тема

Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]

Цель

Задачи:

Сформировать способность учащихся к новому способу действия

1. Дать представление о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’]. Познакомить со строчной  и заглавной  буквой  Г, г.
2. Обеспечить условия для формирования навыков чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух, внимание, речь, мышление.3. Воспитывать  аккуратность, усидчивость, эстетические чувства, любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Планируемый результат

Предметные. Обучающийся получит возможность научится:

  • давать характеристику согласным звукам;
  • узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
  • читать слова с изученными буквами;
  • группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков;
  • классифицировать предметы по общему признаку;
  • писать строчную и заглавную букву Г, г.

Метапредметные.  

Регулятивные УУД:

  • организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
  • осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
  • уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
  • Оценка

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
  • формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Личностные.

  • принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока;
  • формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • внутренняя позиция школьника;
  • учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:

- основные

        

- дополнительные

-Горецкий  Азбука. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр.119

- Горецкий, Федосова Прописи №3, стр.24,25

светофоры (для самооценки)

- презентация

- электронные физкультминутки

- схемы слов

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Мы приветствуем  гостей,

Дорогих  учителей!

Ребята, проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, светофоры, схемы.
Сели красиво, ноги поставили вместе, спинки выпрямили, руки приклеили.

Итак, мы начинаем наш урок.

Дети: Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться. Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Мы хороший дружный класс

Все получится у нас!

Учитель: Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок!

Постарайтесь всё понять_

И внимательно читать!

А начнём мы наш урок с разминки.

Чистоговорка

Га-га-га – у козы рога.
Гу-гу-гу – по лугу бегу.
Го-го-го – стоит вагон

Артикуляционная разминка.

Упр. «Лягушки», «Слоники», «Лошадка».

Дыхательная гимнастика.

А, О, У, И, Ы, Э – звуки гласные мои!

Их не трудно перечесть,

Гласных звуков ровно шесть!

Регулятивные УУД:

  • организовывать своё рабочее место под руководством учителя,

Умение слушать и понимать речьдругих (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

(5  мин)

Цели:

- организовать повторение и закрепление полученных ранее знаний

Проговаривают, что повторили.

Организует актуализацию умений выделять лишнее по заданному признаку

Организует обобщение актуализированных знаний.

Ребята, к нам на урок  пришел Незнайка! Он перепутал что такое буквы и звуки. Поможем Незнайке разобраться?

Ухо звук определит

Язычок проговорит.

Глаз запомнить букву сможет

и руке писать поможет.

Посмотрите на эти две группы букв и выберите лишнюю в каждом ряду. Почему? (лишнюю букву убрать с доски)

М, Н, О, Л, К.

            А, У, Е, Б, И.

- Чем буква отличается от звука?

СЛАЙД 2

На какие группы можно разделить эти буквы? (буквы, которые обозначают гласные звуки и буквы, которые обозначают согласные звуки)

Какие  гласные  буквы “ с секретом” мы изучили? – е ( я). Почему мы их так называем? – может обозначать два звука. Какие? Напиши на доске Саша К.

группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков.

узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

оценивать свой ответ и ответы своих одноклассников.

Регулятивные УУД:

осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема). (2 мин). Цели:

- организовать постановку цели урока;

Под руководством  учителя выявляют проговаривают проблему урока.

Организует проблемную ситуацию для выявления проблемы урока.

СЛАЙД 3

Ребята, послушайте стихотворение и определите, какой звук чаще всего встречается в словах?

На гитаре гусь играет

Гриб на горке загорает

Над горой грохочет гром

Под горой хохочет гном

(Головина Н.Ю.)

Какой звук повторяется в словах? Чем будем заниматься на уроке?

Вывод темы урока (проблемы урока).

 «Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]» Повторить!!

СЛАЙД 4

Вывешивается плакат с темой урока.

СЛАЙД 5

Учитель проговаривает с детьми фонетическую характеристику звуков Г и ГЬ

Коммуникативные УУД:

соблюдать простейшие нормы речевого этикета,

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД:

проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.

IV. Реализация построенного поекта. (8 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

С помощью учителя дают характеристику звукам, определяют место на ленте букв.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

СЛАЙД 6

Работа с картинками (гусь и гири) Дети, самостоятельно, работая в парах, составляют схемы к словам. Цивирко и Касабов у доски. Взаимопроверка. Анализ выполненных работ.

Проверка по слайду №6.

Какие звуки слышим в начале слов? Дадим характеристику звукам. Какой звук?  Какой буквой обозначается этот звук? Определим место в ленте букв. В какой ряд поставим? Почему? Что вы заметили?

Повторить: звук согласный, звонкий, парный.

Сегодня к вам на урок пришёл гость. догадайтесь кто он?  

СЛАЙД 7

Кто сидит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы - нет под шапкой головы. Гриб. Он приглашает вас в сказочную страну грибов

Я – белый гриб, я – царь грибов, бесценный дар грибных лесов.

Расту в дубраве и в бору.

Белый гриб называют царем грибов, самым лучшим, он растет под березами, в бору, поэтому и называется боровиком или подберезовиком.  

давать характеристику согласным звукам,

узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков,

оценивать свой ответ и ответы своих одноклассников

Метапредметные.

осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике,

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Коммуникативные УУД:

сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.

VI. Первичное закрепление с проговариваниемво внешней речи.

(8  мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового

VIII.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 (7 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

Выполняют задание на закрепление полученных знаний

Ученик у доски классифицирует грибы на группы: съедобные и несъедобные.

Сильные работают по карточкам, слабые – вторичное чтение.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Демонстрирует выставку книг, периодических изданий и знакомит учащихся с правилом сбора грибов. Говорит о бережном отношении к природе.

Организует коррекционную работу

Как называется человек, который собирает грибы: «грибник». Грибник срезает гриб у основания так, чтобы не повредить грибницу (нижнюю часть гриба с корнями). Для чего люди это делают? Чтобы на следующий год из грибницы вырос новый гриб.

А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки.

(ответ: мухомор)

В красном мухоморе содержатся токсичные вещества. Мухомор считается ядовитым. Мухомор использовали раньше люди в борьбе с мухами от этого и название.

Работа с учебником, стр. 118. Давайте откроем учебник, здесь тоже чудо-полянка, на ней живут грибы! Рассмотрите внимательно грибной городок.

-Какие дома вы видите в грибном городке? (домики: гриб боровик, белый груздь и мухомор)
- Какие грибочки-человечки вы видите на картинке? (боровичок, лисичка, мухомор)
- Какие слова со звуком Г можете назвать? (
огород, грибы, грядки, ягоды, грузди, город).

Ребята, вам задание: сочините сказку о грибном городке. Завтра мы послушаем истории, которые вы придумали дома с родителями.

Следующую загадку отгадайте и вы узнаете, как называется еще один гриб.

В прятки девочки играли.

Притаились три сестрички,

Светло-желтые ...

Лисички

     Шляпка  в виде вывернутого зонтика или воронки; ножка почти срастается со шляпкой. Главная ценность лисички в том, что этот гриб почти никогда не бывает червивым. Лисички остаются нетронутыми червями и всяческими насекомыми благодаря тому, что в теле гриба содержится особое вещество –оно разрушает капсулы яиц различных червей не давая им развиваться.

Пальчиковая игра: «Выросли на кочке мелкие грибочки.

Грузди и горькушки. Рыжики, волнушки.

Даже маленький пенек удивленья скрыть не смог!

Выросли опята, скользкие маслята.

Бледная поганка встала на полянке».

Чтение слов  и слогов на доске (стр.119)

СЛАЙД 8

Следующий гость, а точнее гости на нашем уроке

Нет грибов дружней, чем эти,

- Знают взрослые и дети,

- На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

   Опенок – несомненно, съедобный гриб. Опята пригодны для маринования, соления, консервирования, сушки.
   Все мы об опятах слышим только хорошие отзывы, но не все мы знаем, что помимо этой самой пользы опята наносят и огромный вред.
  На самом деле эти грибы считаются паразитами леса, причем очень опасными. Если вы видите множество опят на стволах живых красивых деревьев, то это означает лишь одно, через пару лет на их месте будут мертвые сухие деревья.

СЛАЙД 9

   На какие группы можно разделить все эти  грибы?  (съедобные и несъедобные).

     Где можно узнать о грибах? (книги, энциклопедии, интернет)

Выставка книг о грибах.

Физминутка (Гуси, гуси – Га, га, га…)

Чтение текста стр.119 сильными учениками (повторить знания о предложении).

СЛАЙД 10

Письмо строчной и заглавной буквы Гг в прописях. Веселый человечек -грибок предлагает вам научиться писать строчную букву г. Откройте прописи на стр. 24. Буква г является элементом строчных букв т, п.  Обведите по контуру строчные буквы г и гусей на широкой строке. На одной рабочей строке запишите строчную букву г. Положите ручки. Справились? На стр. 25 посмотрите вверху Весёлый гном. Давайте его назовем. (Гриша, Гена) Как пишутся имена людей? Заглавная буква также является элементом букв  Т, П. Обведите элементы буквы по контуру и узоры на широкой строке. На рабочей строке запишите заглавную букву Г. Положите ручки. Справились? А теперь, разотрите ладошки и закройте глаза. (3 раза) теперь посмотрите на слайд и просто следите за картинками.

СЛАЙД 11

физминутка для глаз.

узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

читать слова с изученными буквами,

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике,

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Регулятивные УУД:

осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

VIII. Рефлексия. Оценивание.

(3 мин)

Цели:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

IX.Информация в семью.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

СЛАЙД 12

Какую проблему решали на уроке?
- Что вы можете  рассказать о букве и звуке?
- Буква Г- согласная, обозначает звонкий звук, имеет парный звук по глухости/звонкости – [К], обозначает звуки - [Г], [Г’].

Для кого проблема урока решена полностью?

Кто испытывал затруднение?

Кому нужна моя помощь?

Самооценка детей друг друга и учителем. Понравился ли вам урок? Кому за работу на уроке скажем: «Спасибо»? Кто очень старался?  Скажем спасибо ему и всем тем, кто работал с полной отдачей, с интересом, с настроением.

Что вы расскажите сегодня дома о нашем уроке?  (изучили  новый звук и букву, много узнали о грибах). А ещё сочините с родителями сказку о грибном городке по рисунку учебника, стр. 118. Завтра мы послушаем истории, которые вы придумаете дома.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме: Тема: Звук [Т\'], [Т] и буквы Т. т.

Это урок по обучению грамоте проведенной в первом классе по УМК "Перспективная начальная школа"....

Конспект урока Обучение грамоте 1 класс. Тема "Звуки з и з/.Буквы З,з."

Данный урок интересен тем, что здесь используются активные формы работы:стройка домиков для звуков разных групп, составление слов  с помощью  табло из одного слова, работа с сигальными свето...

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме "Звуки [м] [м\'], буквы М,м.

Конспект урока по обучению грамоте (чтение).Тип урока: Знакомство с новыми звуками ,с новой буквой....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»

Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»   Цель:  формирование понятия о согласных   звуках [т] [т’], букве &laqu...

Разработка урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема «Звуки [л] и [л’]. Буква Л, л».

Разработка урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема «Звуки [л] и [л’]. Буква Л, л»....

Конспект урока по "Обучению грамоте", 1 класс, тема: Звуки [в], [в’] и буквы В, в

Класс: 1ВТема: Звуки [в], [в’] и буквы В, вЦель урока: изучение звуков [в], [в’] и букв В,в; знакомство с ролью новых звуков и букв в русском языке.Задачи урока:Образовательная:...