Конспект урока по "Обучению грамоте", 1 класс, тема: Звуки [в], [в’] и буквы В, в
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Чернышева Яна Сергеевна

Класс:

Тема: Звуки [в], [в’] и буквы В, в

Цель урока: изучение звуков [в], [в’] и букв В,в; знакомство с ролью новых звуков и букв в русском языке.

Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить детей со звуками [в], [в’] буквой В и их употреблением в речи, учить выделять звуки [в], [в’], узнавать графический образ буквы, формировать навык чтения; обогащать словарный запас детей.
  • Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к чтению

Оборудования: компьютер, проектор, азбука.

Дополнительные материалы: карточки с буквой, дидактические материалы, презентация,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_v.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1В

Тема: Звуки [в], [в’] и буквы В, в

Цель урока: изучение звуков [в], [в’] и букв В,в; знакомство с ролью новых звуков и букв в русском языке.

Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить детей со звуками [в], [в’] буквой В и их употреблением в речи, учить выделять звуки [в], [в’], узнавать графический образ буквы, формировать навык чтения; обогащать словарный запас детей.
  • Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к чтению

Оборудования: компьютер, проектор, азбука.

Дополнительные материалы: карточки с буквой, дидактические материалы, презентация,

Ход урока

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

1. Организационный момент

- Здравствуйте! Всё ли готово к уроку? На парте у вас должны лежать азбука и письменные принадлежности.

-Покажите свои умные глазки и ровные спинки. Улыбнитесь соседу по парте.

Меня зовут, Яна Сергеевна.

Начинаем урок обучения грамоте.

Приветствуют учителя, положительно настраиваются на урок, проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний

- Ребята, вспомните, с какими буквами вы уже познакомились?

- На какие 2 группы делятся звуки речи?

- Как произносятся гласные звуки?

-Как произносятся согласные звуки?

-Перед вами на доске изображены 2 леса: лес «Буквы гласных звуков» и лес «Буквы согласных звуков» и ряд изученных вами букв. Вам необходимо правильно распределить буквы по своим лесам.

(Вызываю к доске 1 ученика).

-а, о, и, ы, у, с, т, л, р

-Согласные и гласные

-С голосом. При произношении воздух проходит свободно, не встречая препятствий во рту.

-Звонкие согласные- с голосом, глухие согласные-без голоса (с шумом).

Выполняют задание.

Гласные звуки произносятся голосом. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума.

3. Формулирование темы, целеполагание

- Сегодня познакомимся с новыми звуками и буквами. Отгадайте загадку:

- Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?

Сероватый, зубоватый,

По полям рыщет,

Телят, ягнят ищет.

-Как вы догадались, что это волк?

-Что ещё вы знаете о волке?

-Все верно. Волк, опасный хищник. Но не бойтесь! Сегодня у нас в гостях сказочный волк из русской народной сказки "Иван- царевич и Серый волк". В этой сказке волк помогал Ивану- царевичу. И нам Серый волк решил помочь в обучении грамоте.

Произнесите слово ВОЛК, произнесите первый звук, дайте ему характеристику.

- В слове волк какой первый звук?

- Это звук гласный или согласный? Как мы можем это проверить?

-Произносить звук легко или сложно? Есть ли препятствия?

-Можем ли мы петь этот звук?

-Значит, звук [в] - согласный.

Предположите какая тема урока,

чему мы сегодня с вами научимся?

-Мы познакомимся с буквой В и звуками, которые она передаёт

Слушают учителя.

-Волк

 

-[в]

Да. Струя воздуха встречает преграду.

-Нет

-Сегодня мы научимся читать букву В и произносить ее звуки.

4. Открытие нового знания. (знакомство со звуками)

Знакомство с буквой

-Ребята, наш Волк решает, отправиться в поход. Для похода ему обязательно понадобится вода и ведро для кипячения воды.

- Теперь обратимся к слову ВОДА. Назовите первый звук в этом слове? Дайте характеристику звука.   Какой он: гласный или согласный?

Твёрдый или мягкий?

Глухой или звонкий?

- Молодцы!

Произнесите слово ВЕДРО, выделите первый звук, дайте ему характеристику

Твердый или мягкий?

Глухой или звонкий?

-Сейчас я буду называть вам слог с твёрдым или мягким согласными звуками, а вы наоборот.

Ля-:(ля), сё-:(со), ту-:(тю), те-:(тэ), да-:(дя), ди-:(ды)

-А сейчас приготовьте свои ладошки, я вам буду называть слова, а вы будете делить их на слоги хлопками.

-Во-ро-на. Давайте произнесем слово. Какой звук в этом слове дает буква В, мягкий или твердый?  В какой части слова стоит звук [в]?

-Де-ре-во. Давайте произнесем слово. Какой звук в этом слове дает буква В, мягкий или твердый? В какой части слова стоит звук [в]?

-Вер-то-лет. Давайте произнесем слово. Какой звук в этом слове дает буква В, мягкий или твердый? В какой части слова стоит звук [в’]?

-Ва-та. Давайте произнесем слово. Какой звук в этом слове дает буква В, мягкий или твердый? В какой части слова стоит звук [в]?

-Го-ло-ва. Давайте произнесем слово. Какой звук в этом слове дает буква В, мягкий или твердый?  В какой части слова стоит звук [в]?

- Твёрдый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’] обозначается на письме одной буквой. Её называют буква «ВЭ». (Учитель показывает букву заглавную и строчную.)

Почему их две? Из каких элементов состоит?

- На что похожа буква В?

- Посмотрите на алфавит и скажите на каком месте стоит буква «ВЭ»?

- Где живет на ленте букв?

-

-[в]

-Согласный

-Твердый

-Звонкий

-[в’]

-Мягкий

-Звонкий

-В начале слова

-Твердый

-Твердый

-В конце слова

-Мягкий

-В начале слова

-Твердый

-В начале слова

-Твердый

-В конце слова

-Заглавная буква используется для начала записи предложения, и для записи имен собственных, а строчная используется в остальных случаях.

-На очки, на снеговика, на соединение цифр 1 и 3.

-На третьем месте

-В первом ряду звонких согласных звуков.

- Ребята, на слайде вам представлена буква В и рядом с ней в столбик написаны буквы: а, о, у, ы, и. Поможем Волку соединить букву В с нашими гласными и прочитаем получившиеся слоги. (ва, во, ву, вы, ви).

- А кто скажет, почему слог «ви» находится отдельно от всех остальных?

-Дополните слоги так, чтобы получились слова

-А теперь давайте откроем учебник на странице 69. Обратите внимание на столбики слов. Сейчас мы будем работать с ними. Прочитайте слова по цепочке. Прочитайте только имена собственные, прочитайте слова только с мягким звуком [в’]. Прочитайте слова только с твердым звуком [в]. Прочитайте только верхнюю строку. Прочитайте только нижнюю строку. Прочитайте только те слова, которые характеризуют действия. прочитайте только односложные слова. Прочитайте только двусложные слова. И т.д.

- Молодцы.

Читают слоги.

- Слоги ва, во, ву, вы – буквы гласных звуков обозначают твердость, а слог «ви» - буква «и» обозначает мягкость согласного звука[в'].

5. Физкультминутка

-Ребята, Волк очень устал, ему очень хочется отдохнуть и размяться. Давайте поможем ему. Для этого нам нужно встать и повторять движения за мной.

- Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись

Слушают учителя, выполняют задание.

7. Работа с азбукой.

Включение нового знания в систему знаний.

-Обратите внимание на иллюстрацию на  странице 69, посмотрите на нее.

- Что мы на ней видим? Предположите, о чем будет текст?

Над изображением, есть небольшой текст. Подготовьтесь прочитать текст.  Как можно озаглавить текст?

-Прочитайте первое предложение. О чем вы прочитали?

-Прочитайте второе предложение и скажите, о чем говорится в нем?

-Прочитайте третье предложение. О чем говорится в этом предложении?

-Прочитайте четвертое предложение, о чем оно?

-Теперь дочитайте пятое и шестое предложение.

Ребята, как можно озаглавить этот текст?

-Какой первый звук в слове ворота?

-Найди слово в тексте со звуком [в’]

Молодцы!

Отрывают учебник. Читают текст. Отвечают на вопросы.

-Мальчики играют в футбол.

-О том, что Вове сказали где его ворота.

-Славе сказали где его ворота.

-О том, что мальчики вратари.

-О том, что мальчики заняли свои позиции на воротах

-"Вратари".

-[в] твердый

-Лови

8. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, какой герой нам сегодня помогал изучить тему?

- Какой буквой обозначаются звуки [в], [в’]?

- Как мы охарактеризовали эти звуки?

А теперь если вам всё понравилось поднимите ручки вверх, как будто тянетесь к солнышку.

Я вам желаю плодотворной работы на следующих уроках. До свидания.

Отвечают на вопросы: Волк

Буквой В.

[в'] - согласный звук, мягкий звук, звонкий звук.

[в] - согласный звук, твёрдый звук, звонкий звук.

Поднимают руки вверх.

Прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте по теме : Звук [ ч ]. Буквы Ч ч .1 класс

Цели урока:Познакомить детей с новым звуком и новой буквой.Учить выделять на слух в словах  звук [ч].Продолжить развитие навыка чтения.Работать над выразительностью речи.Развивать речь и мыслител...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

Конспект урока обучения грамоте на тему "Звуки [р] [р’], буквы Р,р." 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звуки [р] [р’], буквы Р,р." 1 класс...

Конспект урока обучение грамоте по теме «Звуки р, р\',, буквы Р, р» 1 класс. УМК «Школа России»

Урок открытия нового знания составлен в соответствие с требованиями ФГОС....

Конспект урока обучения грамоте по теме: "Звуки [д], [д\'] и буква Д, д"

ТИП УРОКА: открытие нового знания МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядный, практический, частично-поисковый. ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальные, парные, индивидуальные...

Конспект урока обучение грамоте по теме: «Звук {к, к} и буква Кк», 1 класс, УМК "Перспектива"

   Цели деятельности учителя:создание условий для ознакомления учащих с согласным  звуком [к, к ] и буквой Кк.Планируемые результаты       Предметные:...